Особенности обучения слабослышащих детей родному языку на уроках в общеобразовательной школе

Разделы: Инклюзивное образование


В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших аграмматизмов и недостатков в произношении могут обучаться в общеобразовательной школе (классе). Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное - сурдопедагогическое и логопедическое - воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком. Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются. Развитие слухового восприятия у таких детей - одна из важнейших составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется учителем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).

Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

Характеристика и психофизические особенности детей с нарушениями слуха.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Глухие - дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи - ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория - дети с речью - позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие - дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

  • слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);
  • слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Следует понимать, что нарушение слуха - это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Специальным условием для получения образования обучающимися с нарушением слуха в законе «Об образовании» (статья 79) указано обязательное использование в учебном процессе звукоусиливающей слуховой аппаратуры индивидуального или коллективного пользования.

Опора на предметно-практическую деятельность пронизывает все стороны обучения глухих школьников, оказывает разностороннее коррекционно-компенсаторное влияние на развитие различных компонентов их психической деятельности. В условиях этой деятельности в процессе конструирования макетов, аппликаций, объёмных картин и других видов ручной деятельности учащиеся приобретают определённые трудовые навыки, получают знания о многих природных и общественных явлениях, усваивают навыки счёта, учатся ориентироваться в пространстве, во времени.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении слабослышащих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления. Суть этих требований в следующем:

  • хорошее освещение лица говорящего;
  • четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;
  • постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;
  • опора на дополнительные средства (письменные записи, дактильную речь).

Обучение слабослышащих детей родному языку является одной из наиболее сложных и ответственных задач. Поэтому особенно большими трудностями, естественно, отличается начальный период обучения детей языку, к которому относятся подготовительный и следующие за ним этапы. Специальная работа над словарём и грамматическим строем языка предусмотрена программой, начиная с 1 класса. Такая работа способствует формированию у слабослышащих детей точного понимания значений слов, навыка правильного употребления их в речи, выработке умения строить предложения и изменять формы слов. На занятиях, путём анализа конкретных примеров, взятых из практики речевого общения, дети учатся обобщать языковые факты.

Мыслительные операции, связанные с изучением языковых закономерностей, с анализом и синтезом речевого материала, способствуют развитию абстрактного мышления учащихся.

Специальная организованная работа над словом и предложением, дополняющая речевую практику слабослышащих детей, ускоряет процесс овладения языком.

Учитывая характер материала и особенности задач его изучения, разберём отдельно методику работы над словарём.

Работа над словарём имеет следующие задачи:

  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • уточнение и расширение понимания ими значений слов;
  • выработка у детей умения правильно употреблять слова в самостоятельной устной и письменной речи, а также умения выделять в слове отдельные его части и на этой основе самостоятельно образовывать новые слова.

Учащиеся обогащают свой словарь и овладевают умением пользоваться им в самостоятельной речи, главным образом в условиях речевой практики, во время организованной деятельности (учебной, игровой и т.д.)

На уроках работа ведётся путём организованных наблюдений над языковыми фактами, упражнений в анализе и обобщении их, упражнений, способствующих правильному применению слов в самостоятельной устной и письменной речи. Материалом для наблюдений могут служить отдельные слова или слова, данные в словосочетании, предложении, связном рассказе. Например, при работе над классификацией слов, обозначающих предметы, наблюдения ведутся на специально подобранных отдельных словах. Наряду с этим при работе над словообразованием, а также над словами, близкими и противоположными по значению, материалом для наблюдений могут служить и отдельные слова, и данные в контексте.

Большое внимание должно быть уделено различным упражнениям в группировке слов на основе того или иного признака (сходство или противоположность в значении слов, их составных частей и т.д.), а также упражнениям в анализе состава слова и в самостоятельном образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

При выборе методики работы учитель должен иметь в виду как специфические особенности, которые имеет то или иное программное задание, так и те особые трудности, которыми сопровождается усвоением глухими и слабослышащими детьми некоторых тем.

Например, при работе над словами, обозначающими родовые понятия, специальной задачей является научить детей находить, с одной стороны, общие признаки предметов, на основе которых последние объединяются в одну группу и получают общее наименование, выражающее понятие родовое (игрушки, мебель, посуда, одежда и т.д.), с другой - особые признаки, отличающие один предмет о другого, благодаря чему он имеет своё наименование, выражающее понятие видовое (кукла, мяч; стол, стул; и т.д.)

Близким, но тождественным логическим операциям должны научиться школьники при работе над словами, обозначающими различные признаки действий (по времени их протекания или качеству выполнения) и признаки предметов (по цвету, вкусу, величине). На этих уроках от учащихся также требуется не только понимание значений слов, выражающих отдельные признаки (красный вчера, чисто, большой, вкусный), но и умение объединить эти слова на основе общности их значений.

Особые трудности возникают у слабослышащих детей при работе над однокоренными словами (например, соль, солить, солёный, солонка), а также над словами, обозначающими предмет и действие, связанные друг с другом общей ситуацией (например, весло, грести).

На уроках рекомендуется проводить следующие виды устных и письменных упражнений:

  1. Анализ состава слова и образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
  2. Группировка слов, обозначающих предметы, признаки предметов и признаки действий на основе имеющейся между ними общности или противоположности значения.
  3. Составление слов из их частей, а также словосочетаний и предложений из деформированного текста. Это упражнение можно проводить при работе над любой словарной темой, имеющейся в программе I-IV классов.
  4. Выписывание слов или целых предложений из данного текста. Упражнение проводится на специально составленных текстах или же для него используются рассказы и статьи из книг для чтения. Проводить его можно при изучении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мамочка, садик) - I класс; слов, противоположных по значению (тепло, холодно) - II класс; слов, близких по значению (достать, вынуть, взять) - III-IV классы; однокоренных слов (пила-пилить-пиленый) - III-IV классы.
  5. Вписывание пропущенных слов в предложения. Упражнение может проводиться при работе над любой словарной темой из числа имеющихся в программе I-IV классов. Для этого даются или отдельные предложения, или связные тексты. Слова, которые должны вписать дети, даются для справок вразбивку. Если упражнение проводится в конце работы над темой, слова для справок можно не давать.
  6. Самостоятельное составление словосочетаний и предложений с новыми словами на основе показа предмета или действия, а также по картинкам. Упражнение может проводиться при изучении любой словарной темы, имеющейся в программе.
  7. Ответы на вопросы, данные учителем (II-IV классы). Упражнение может быть применено, например, при работе над словами, обозначающими инструменты, материалы и признаки предметов по материалу, а также при работе над однокоренными словами.

Подбор примеров из прочитанных рассказов и статей, подтверждающих понимание детьми значения того или иного слова и умение правильно употребить его в речи (III- IV классы). При проведении упражнения учитель даёт детям, например, слова, близкие или противоположные по значению (смелый - героический; смелый - трусливый). И предлагает привести примеры поступков, которые могут быть названы трусливыми или, наоборот, смелыми, а также доказать правильность своего определения.

На уроках русского языка нужно работать над грамматической правильностью речи, нарушения которой характерны для детей с патологией слуха. Но плохослышащего младшего школьника нецелесообразно перегружать формально-языковыми упражнениями (поиски орфограмм в словах, грамматический разбор по членам предложения и частям речи, заучивание правил и т.п.). Учитель должен предложить ребенку такие задания, чтобы он мог как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это будет способствовать корректированию и закреплению у слабослышащего ученика навыков грамматически правильной речи.

Учитель также должен уделять внимание коррекции звукобуквенного состава слов у слабослышащего ребенка. Для этого достаточно использовать возможности учебника.

Определенные трудности могут возникнуть у детей с нарушением слуха при написании диктантов и изложений. Если ребенок по состоянию слуха не способен воспринимать диктуемый текст, его лучше освободить от этого задания. Для такого ученика можно провести диктант отдельно, после уроков, обеспечив восприятие диктуемого текста на слухо-зрительной основе.

Детей с нарушением слуха следует специально готовить к написанию изложений. Таким детям нужно дать текст изложения для однократного прочтения «про себя». Потом они еще раз прослушают текст вместе со всеми. Если в тексте изложения встречаются слова, которые глухой или слабослышащий ученик может не знать, учитель должен заранее объяснить ему значение и правописание этих слов. Особенно следует остановиться на ключевых словах, образующих ядро текста. Ребенка следует заранее познакомить и с наиболее сложными грамматическими конструкциями текста. Если ребенок испытывает трудности уже в ходе письменного пересказа, рекомендуется дать ему заранее подготовленные вопросы по тексту.

Для оглохшего человека наиболее значимой является педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи. Кроме того, важны: развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звучания; обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и довладения образовательными и профессиональными программами того или иного уровня содействует развитию у людей с нарушенным слухом навыков жизненной компетенции, включая:

  • различные формы общения;
  • восполнение пробелов в знаниях об окружающем мире;
  • реализация неординарных образовательных потребностей людей со слуховой недостаточностью предполагает необходимость создания для этого специальных условий, обеспечивающих им равные возможности в получении образования.

К таким условиям относятся:

  • создание современных специальных образовательных программ, соответствующих требованиям Государственного стандарта;
  • разработка технологий учебной деятельности с использованием специальных методов, приемов, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов;
  • дифференцированный подход, реализуемый при комплектовании групп учащихся с учетом состояния слуха, речи, познавательных способностей;
  • индивидуальный подход к каждому обучаемому, включающий конкретную дозированную педагогическую помощь, специальные методы и средства (в том числе и сурдотехнику) обучения, компенсации и коррекции дефекта;
  • целенаправленные формы обучения и воспитания, предусматривающие коррекционные занятия, увеличение объема работ индивидуального и группового характера, используемых 0% активизации речевого сотрудничества;
  • создание адекватной среды жизнедеятельности, соответствующей образовательным потребностям людей, данной категории (опора на вариативные формы речи, остаточный слух и др.);
  • ведение образовательного процесса сурдопедагогами и его сопровождение специальными психологами;
  • предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Создание таких образовательных условий позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию психических свойств не слышащих детей, формировать и развивать их речевую деятельность, слуховое восприятие, понятийное мышление, словесную память и личностные качества.

Литература

  1. Назарова, Н.М. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки / Н.М.Назарова. - М.: НПЦ «Коррекция», 1992. - 162 с.
  2. Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - С. 163-204.
  3. Илахунов К.Т. Некоторые особенности употребления и понимания слов слабослышащими учащимися начальных классов.
  4. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб.пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005.