Интерактивная доска

Разделы: Начальная школа


Древняя мудрость гласит:

Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я смогу запомнить
Позволь мне сделать это самому,
И это станет моим на всегда.

Наглядность «золотое правило дидактики» (Я.А.Коменский)

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление.

Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Но, какие бы средства ни применялись, главной задачей на уроке остается формирование у обучающихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков.

Интерактивная доска - эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает педагогу проектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Термин «Интерактив» произошел от слов: inter (взаимный), act (действовать). В буквальном переводе - взаимодействие.

Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard) представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.

Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски.

Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь.

Что дает использование интерактивных досок на уроках в школе?

Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала.

Используя интерактивную доску на уроке, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.

Существенное повышение мотивации учащихся.

С интерактивной доской занятия становятся интереснее и увлекательнее. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс, т.к. сами прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства

Активизацию познавательной деятельности учащихся и коммуникативных навыков.

Интерактивная доска на уроке - это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения.

Экономию учебного времени.

Нет необходимости конспектировать занятия. Материалы урока учащиеся могут сохранить, распечатать, вернуться к ним дома или на следующих занятиях.

Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Преподавателю и ученикам не надо тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока - комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет.

Создание и расширение методической базы.

Преподаватели могут создавать свою коллекцию занятий по разнообразным предметам и темам. Могут делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из года в год, адаптируя их под конкретную аудиторию. Использование интерактивной доски на уроке вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Одновременное использование самых разных материалов.

Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

Оперативный контроль знаний и возможности дистанционного обучения.

Преподаватели могут создавать и проводить опросы в режиме реального времени, демонстрировать ученикам результаты тестирования. Можно записывать уроки, создавать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.

Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе - наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Приведу несколько примеров использования доски на уроках.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1-2 классе, позволяет заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике и русскому языку на печатной основе, отпадает необходимость подходить к каждому ребёнку и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённым на доске.

На уроках русского языка предлагаю задания, а дети маркером выполняют:

- Разделить вый, малин…вый, замоч…к, ключ…к.

На математике: работа с геометрическим материалом - измерение площади и периметра фигур, изготовление чертежей, измерение углов и др.; составление кратких записей, схем к задачам и их решение, заполнение таблиц, сравнение величин. Удобно применять на этапе устного счёта, например:

- Нахождение значения числового выражения (соединение примера с ответом):

4 ∙ 8

9∙ 5

4∙ 4

7∙ 3

5∙ 5

45

40

21

25

16

- Решение задач: Во сколько раз арбуз весит больше дыни, если арбуз весит 9 кг, а дыня 3 кг?

На уроках окружающего мира: работа с географическими объектами на карте (распределение полезных ископаемых, путешествия по различным территориям, выделение границ государств, сравнение географических объектов), распределение животных и растений по классам, выстраивание объектов по каким-либо признакам (например, планет солнечной системы - по размеру), решение тестов при закреплении темы, игровые приёмы:

- «Положи овощи в корзинку» (На доске изображены овощи, фрукты и корзинка. Дети должны с помощью команды перетаскивания переместить в корзинку только овощи).

На уроках литературного чтения: выделение выразительных средств речи (эпитетов, метафор и др.) в тексте стихотворений, установление соответствия между именем автора и его фотографией, между автором, названием и жанра произведения:

И.Суриков

«Всем вам крышка»

Э.Шим

«Детство»

К.Ушинский

«Мороз не страшен» стихотворение

М.Пришвин

«Деревья в лесу» рассказ

В.Даль

«Саша» сказка

И.Соколов-Микитов

«Зима в лесу»

Н.Некрасов

«Девочка Снегурочка»

Часто применяю на уроках мультимедийные приложения для ИД.

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Использую возможности интерактивной доски на таком этапе урока, как «физминутка»: это видеоролики, анимации, аудиозаписи, танцевальные песни, зрительная гимнастика и т.д. И всё это, не теряя контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.

«Дерево успеха» (перетаскивают яблоки на дерево).

Существуют ли явные недостатки использования интерактивных досок?

  1. Большой проблемой считаю отсутствие или малодоступность программного обеспечения.
  2. Увеличиваются временные затраты на подготовку урока.
  3. Необходимо также помнить о временном ограничении работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой подготовки, знаний и времени, а самое главное позволяет учителю организовать активную познавательную деятельность обучающихся на каждом этапе урока, на что и ориентирует нас введение федеральных государственных образовательных стандартов.

Список использованной литературы

  1. Иванов, С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Евдокимова А.О., Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2013. - 192 с.
  2. Лысенко, Н.С. Использование интерактивной доски в начальной школе/- URL: nsportal.ru› Начальная школа› Психология›… doski-v-nachalnoy-shkole. 2013.
  3. Редюк, Е.А. Использование интерактивной доски в начальных классах/ URL: http://ped-kopilka.ru/users/rudyuk12345.
  4. Рудницкая, В.Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва. - 5-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013. - 128 с.