Сегодняшний семинар хотелось бы начать с высказывания Карла Роджерса: «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».
Проектно-исследовательская деятельность - это целенаправленная работа педагога-руководителя.
Проект (латин. «projectus») «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта.
Одна из важнейших задач педагогов - воспитать активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых студенты могли бы принять участие на добровольной основе.
Проектно-исследовательская деятельность - это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют студенты в рамках своих тем.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Программа организации проектно-исследовательской деятельности студентов разработана с целью обеспечения возможности направленной и систематической работы со студентами в соответствии с их склонностями и способностями.
Задачи проектно-исследовательской деятельности:
- создание системы выявления, поддержки и развития одарённых студентов;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов в олимпиадах, творческих выставках, конкурсах различного уровня;
- углубление знаний по избранной теме;
- формирование у обучающихся таких личностных качеств, как умение работать в команде, социальной активности, предприимчивости, целеустремленности, ответственности за себя и товарищей по команде;
- использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, направленных на формирование профессионально значимых качеств личности;
- обучение педагогов способам проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные направления работы:
- Диагностика - как условие выявления студентов с признаками одаренности.
- Организация системы научно-исследовательской и творческой деятельности студентов.
- Подготовка одаренных студентов к участию в конкурсных и творческих мероприятиях на различных уровнях.
Оценка результативности деятельности.
При оценке успешности воспитанника в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой работы;
- практическое использование предметных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения исследования;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
- Активизация инициативы и творчества студентов в разных областях наук, в своей профессиональной области.
- Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
- Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов для работы с одарёнными студентами.
- Формирование интереса студентов к личностно-творческой самореализации.
- Повышению качества образования и воспитания студентов.
Применение этого метода - посильная и доступная работа для всех преподавателей.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить положительные стороны деятельности:
- Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность студентам искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, выстраивать систему доказательств.
- Повышается уровень овладения знаниями, студенты учатся работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи.
- Студенты учатся навыкам экспериментальной работы, а также самостоятельно разбираться в научно популярной литературе, анализировать и делать выводы.
Литература
- Ананьина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС //Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. №4-1(40).
- Витковская Е.В. Технология проектирования практических занятий // Среднее профессиональное образование. - 2015. № 4.
- Как организовать проектно-исследовательскую работу школьников. Методическое пособие. М. Просвещение, 2008.
- Статьи: «Научно-исследовательская работа старшеклассников», «Что нужно знать о подготовке исследовательской работы» журнал Директор школы 2008-2010гг.