Организация проектной деятельности обучающихся

Разделы: Химия


Сегодняшний семинар хотелось бы начать с высказывания Карла Роджерса: «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».

Проектно-исследовательская деятельность - это целенаправленная работа педагога-руководителя.

Проект (латин. «projectus») «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта.

Одна из важнейших задач педагогов - воспитать активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых студенты могли бы принять участие на добровольной основе.

Проектно-исследовательская деятельность - это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют студенты в рамках своих тем.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Программа организации проектно-исследовательской деятельности студентов разработана с целью обеспечения возможности направленной и систематической работы со студентами в соответствии с их склонностями и способностями.

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

  • создание системы выявления, поддержки и развития одарённых студентов;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов в олимпиадах, творческих выставках, конкурсах различного уровня;
  • углубление знаний по избранной теме;
  • формирование у обучающихся таких личностных качеств, как умение работать в команде, социальной активности, предприимчивости, целеустремленности, ответственности за себя и товарищей по команде;
  • использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, направленных на формирование профессионально значимых качеств личности;
  • обучение педагогов способам проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные направления работы:

  • Диагностика - как условие выявления студентов с признаками одаренности.
  • Организация системы научно-исследовательской и творческой деятельности студентов.
  • Подготовка одаренных студентов к участию в конкурсных и творческих мероприятиях на различных уровнях.

Оценка результативности деятельности.

При оценке успешности воспитанника в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.

Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием;
  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой работы;
  • практическое использование предметных ЗУН;
  • количество новой информации, использованной для выполнения исследования;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Активизация инициативы и творчества студентов в разных областях наук, в своей профессиональной области.
  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
  • Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов для работы с одарёнными студентами.
  • Формирование интереса студентов к личностно-творческой самореализации.
  • Повышению качества образования и воспитания студентов.

Применение этого метода - посильная и доступная работа для всех преподавателей.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить положительные стороны деятельности:

  • Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность студентам искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, выстраивать систему доказательств.
  • Повышается уровень овладения знаниями, студенты учатся работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи.
  • Студенты учатся навыкам экспериментальной работы, а также самостоятельно разбираться в научно популярной литературе, анализировать и делать выводы.

Литература

  1. Ананьина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС //Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. №4-1(40).
  2. Витковская Е.В. Технология проектирования практических занятий // Среднее профессиональное образование. - 2015. № 4.
  3. Как организовать проектно-исследовательскую работу школьников. Методическое пособие. М. Просвещение, 2008.
  4. Статьи: «Научно-исследовательская работа старшеклассников», «Что нужно знать о подготовке исследовательской работы» журнал Директор школы 2008-2010гг.