Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения и письма для младших школьников с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, младшие школьники


Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997 года. Она внедрялась в систему образования страны под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

Д.Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: это - направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. (Халперн 2000: 8-10).

Другими словами-это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Основным приоритетом образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность (искать во всём смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и своим действиям, способность к выбору, формирование образа «Я» и т.д.).

Задача учителя сегодня заключается в обеспечении возможностей для становления и развития такой личности, которая получив новую информацию, сможет рассмотреть её с различных точек зрения, сделать выводы относительно её точности и ценности, критически оценить, осмыслить и применить.

ТКМЧП создаёт для этого все возможности. Но особенно она ценна в школах, где обучаются «особенные» дети у которых по объективным причинам ограничена возможность свободного общения и передвижения, которые испытывают трудности в обучении.

Используя приёмы и методы технологии ТКМЧП в работе с детьми с ОВЗ, что существенно повысило интерес детей к учению, их открытости в общении, раскрытию их творческого потенциала, умение принимать решение в паре, в группе, выслушать мнение других и принять его, адекватно оценивать себя и других, а главное - умение применять, полученные знания в своей жизни, в общении со сверстниками и окружающими- что является одной из ведущих требований развитию функциональной грамотности.

В использовании приёмов и методов из ТКМЧП прежде всего нужно создать условия свободного перемещения детей по классу для работы в группе, для этого я столы расставляю буквой «П» со свободным пространством в центре, где дети с нарушением опорно-двигательного аппарата свободно могут перемещаться самостоятельно или с помощью ассистента.

Приведу только некоторые приёмы из различных уроков, но все они отличаются высокой активностью детей и что особенно ценно их радостью и гордостью «собственного» открытия, включению всех детей в посильную для них работу ума, возможность включения в работу слабых детей (в паре обязательно «сильный» ученик и «слабый» ученик).

Урок русского языка. Тема: "Части речи. Имя прилагательное"

А) На стадии активизации учащихся задаю вопрос: «Что мы уже знаем об имени прилагательном?»

а) ответы фиксирую на доске столбиком:

  • обозначает признак предмета,
  • отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?
  • «дружит с существительным»,
  • изменяется по родам, числам,
  • обозначает признак предмета: размер, форму, цвет, длину и т.д.

Б) На стадии работы с новым материалом:

а) предлагаю составить кластер по опорным фразам в парах (ребята умеют это делать).

б) Далее предлагаю объединить парные работы и составить общий кластер группой (взяв за основу более полный парный кластер и дополнить его данными из другого парного кластера).

в) Далее из двух групповых кластеров выбираем лучший и делаем общий кластер на доске корректируя общую работу. В результате получается ёмкая опора для самостоятельной работы ребят, которая вывешивается перед классом в печатном варианте (важно, что ребята увидели значимость проделанной работы и в дальнейшем будут её использовать).

В) На стадии первичного контроля

а) предлагаю заполнить таблицу в паре. Распределить прилагательные из предложенного текста или упражнения в таблицу с тремя колонками по родам.

Г) На стадии рефлексии

Предлагаю дописать предложения:

Прилагательное - это часть речи. Обозначает … предмета и отвечает на вопросы … В предложении является …

Д) При достаточном времени целесообразно предложить рассказать детям о прилагательном по составленному кластеру с приведением примеров (после сильного ученика важно дать возможность рассказать слабому ученику).

На всех стадиях такого урока моя роль как учителя - это сотрудничество с детьми, выраженное в корректировке, помощи при необходимости, подсказке - учитель уходит на второй план, а дети предлагают, делают, определяют лучший кластер и оценивают себя и других (к 4 классу они уже активно пользуются критериями оценивания).

Уроки чтения: (перечисление приёмов)

Чтение с остановками; чтение с пометами; ключевые слова; составление вопросов к тексту для товарища; предположения по иллюстрации, названию, развитию сюжета; составлению синквейна; фишбоу; и др., которые с успехом использую в работе с детьми с ОВЗ в начальной школе. Многие перечисленные приёмы - используются, как основа в работе над развитием осмысленного чтения, что является частью функциональной грамотности.

Что даёт ТКМЧП учащимся с ОВЗ?

При составлении таблиц, кластеров дети не только слышат, видят, но и сами создают «продукт» изучаемого материала, поэтому его запоминают и аудиалы, и визуалы, воспроизводят изученное, развивают память и быстро излагают в таблице главное.

Читая текст по частям с остановками, ребята не устают, не отвлекаются, если же что-то не понятно, то во время обсуждения в группе или в паре ему расскажут другие. Получается ненавязчивое взаимообучение. А такие приёмы, как наводящие вопросы, классификация, предсказание, ключевые слова помогают настроить учащегося на тему, вызывают любопытство, напоминают о том, что они знали до урока. Чтение с пометами учит находить в тексте именно ту информацию, которая им необходима, чтобы ответить на вопрос, рассказать, почему так произошло, почему герои текста так поступили. Ученики получают много положительных эмоций.

Работа в парах и группах приучает детей к взаимовыручке, деловому партнёрству, учит их деловому общению. Дети стали активнее, т.к. не боятся неправильных ответов. Пусть даже они повторят, что сказали другие - это уже шаг вперёд.

ТКМЧП помогает ученику активно воспринимать информацию, учит готовности рассматривать проблемы с разных точек зрения, учит отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, развивает способность применять полученные навыки и знания в различных жизненных ситуациях, что является одним из главных требований общества к современному выпускнику школы.