Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Многие школьники читают написанное, произносят буквы, слоги, слова. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, - далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» - это не одно и тоже.

Если посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

Что такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA.

Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий. Преимуществами инновационных педагогических технологий в том, что они позволяют учащимся на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Итак, приемы и технологии графической переработки текста.

Прием «Составление кластера». Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.

Рис.1

Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы.

Рис. 2

Приём «Маркировка» («Инсерт») - это выделение цветом основной мысли, ключевых слов.

Рис.3

Прием «Лови ошибку»очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические.

Прием «Таблица» - отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда учащиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения.

«Верные - неверные утверждения», «прогнозирование».

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Прогнозирование является одним из важнейших аспектов функциональной грамотности.

1. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

  • «Чтение с остановками»,
  • «Чтение с пометками»,
  • «Составление кластера»

Согласитесь, каждый из вас использует эти методы работы на уроке. На всех уроках мы обучаем ребенка чтению (не только на уроках литературы и русского языка).

2. Развивает умение задавать вопросы прием «Толстые и тонкие вопросы»:

Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов.

Пример заданий на основе сплошного текста (средний и высокий уровень обученности).

Текст №1

Шестилетняя финская девочка Хельга Хилтунен перед Рождеством написала Богу письмо с просьбой подарить ей 100 марок. В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только президент республики. Так письмо, адресованное «господину Богу» было прочитано Урхо Калева Кекконеном, успешно правившим страной с 1958 по 1982 год. Кекконен решил выполнить просьбу девочки, однако подумал, что такому маленькому ребенку достаточно и 50 марок. Он распорядился завезти ей деньги и письмо «от Бога» на своей машине. Вскоре в канцелярию вновь пришло письмо от Хельги. Она писала, что на остановившуюся возле её дома машину господина президента глазела вся улица. Девочка также просила Бога больше не передавать никому деньги через президента, потому что он украл половину.

Вопросы и задания

1. О чём этот текст?

2. Сколько писем написала Хельга Богу?

3. Как можно озаглавить этот текст. Предложи несколько вариантов.

4. Заполни таблицу «Верно - неверно»:

- Урхо Калев Кекконен - действующий президент Финляндии.

- В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только член Парламента.
- Хельга Хилтунен написала письмо президенту.
- На машину президента никто не обратил внимания.
- Президент украл часть денег.

5. Почему Хельга решила, что президент ворует деньги? Обоснуйте свой ответ.

6. Что ты думаешь о поступке президента и девочки?

Поступок президента

Поступок девочки

7. Чтобы ты попросил у Бога? Напиши свой вариант письма.

8. Прочти тест снова и допиши свой вариант концовки.

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др.

Автор методики - Новосёлов С.А., доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Сергей Аркадьевич - действительный член Европейской академии естествознания, академик Академии профессионального образования, автор тридцати двух изобретений и промышленных образцов, защищенных авторскими свидетельствами. Свою технологию ученый и изобретатель создавал, прежде всего, для развития технического творчества учащихся. Но технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили учителя литературы, педагоги дополнительного образования.

Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых педагогом этапов:

  • 1 этап - «конструирование» стихов;
  • 2 этап - визуализация поэтических образов, визуальное проектирование;
  • 3 этап - поиск и решение новой технической задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными проектами.

Для обучения написанию стихов мы останавливаемся на первом этапе - «дизайн искусственных стихов».

«Мы называем стихи, используемые в качестве средства развития творчества учащихся, искусственнымисовсем не потому, что они "неживые", "без души". Мы знаем, что это не так. Название "искусственные" обозначает лишь то, что эти стихи - результат технологии развития творческого воображения», - так пишет в своей монографии С.А.Новоселов.

В качестве источника для «поэтического конструктора» используются японские трёхстишия - хокку, которые наполнены огромным смыслом, образами и эмоциями. Эти трехстишья требуют от читателя интенсивного домысливания.

Алгоритм организации учебно-творческой деятельности учащихся с применением АС-технологии состоит из следующих шагов. Сначала это знакомство с историей и лучшими образцами японских пяти- и трехстиший. Эти стихи можно рассматривать в качестве «деталей» «поэтического конструктора» и «сборки» новых, не японских стихов. Например:

Ива склонилась и спит,
И кажется мне, соловей на ветке -
Это её душа. (Басе)

Эти элементы содержания, элементы-образы, эмоции можно изменять, добавлять. Следующий этап - дети рисуют картину, пытаются найти новый смысл и новые образы: ветка, соловей, вечер, слушаю, любуюсь, радостно, хорошо на душе и так далее. Затем следует этап построения стихотворения с рифмой и ритмом:

Соловей на ветке под моим окном,
Обычно он щебечет поздно вечерком.
Он весело летает и весело поет,
Из моей ладошки он водицу пьет. (С.П.)

Одно и то же японское стихотворение рождает у детей совершенно разные ассоциации и образы. Например, трехстишье Мацуо Басе:

Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?

Учащиеся переосмысливают образы, наполняют их собственными переживаниями:

Листик осенний плывет по реке,
Капля дождя течет по руке,
Грустно немного смотреть вдаль реки,
Каждый момент жизни ты береги! (В.М.)

Или:

Плывем по жизни мы реке,
Там будущее вдалеке,
Не знаем мы наверняка,
Куда течет эта река.
Плывем сквозь ветер и туман,
(А это ложь или обман),
Нам освещает путь луна,
Нам дарит свет она одна,
Но день настанет, и тогда
Мы будем счастливы всегда!

Иногда, для того, чтобы задать определенный ритм, рифму, педагог или сами учащиеся придумывают первую строчку стихотворения. Предлагаем хокку Басе:

Я поднялся на холм,
Полон грусти - и что же:
Там шиповник в цвету!

Один из учащихся сочиняет первую строчку: «Пришла весна, а мне все грустно…» И вот что получается:

Пришла весна, а мне все грустно.
Весна старается искусно,
А мне не до нее совсем,
Ведь у меня полно проблем! (К.С.)

Пришла весна, а мне всё грустно.
Пойду по лужам прыгать я.
Спрошу тогда у воробья:
«Как жизнь? Отлично? Мне пора!» (Е.П.)

Пришла весна, а мне все грустно,
И на душе не тает снег.
Весна ж, красавица, искусно
Цветенья начинает век. (Л.Г.)

Как показал опыт, применение данной технологии гарантирует развитие способностей к творчеству, способствует раскрытию личного потенциала, самореализации, развитию читательской грамотности.

В заключение можно сказать, что чтение - сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач: понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, рефлексия текста.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с.
  2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В.Беляева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017 -256 с.
  3. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
  4. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
  5. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009
  6. Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
  7. Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов/ Издательство: «Рос. гос. проф.-пед. ун-та», 2003.
  8. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.