Разработка к уроку "Календарные праздники"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Учебный предмет: Изобразительное искусство».

Класс: 4 класс.

Тема раздела: «Истоки родного искусства».

Базовый учебник: Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс».

Вид урока: обобщение и углубление знаний.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Цель урока: сформировать представление о роли народных праздников в жизни людей, познакомить с главными русскими народными праздниками, их символическим значением выявить средства выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

Задачи урока:

  • Образовательная: совершенствовать знания в области изобразительного искусства, музыки, литературы; познакомить с русским фольклором, с главными русскими народными праздниками, обобщить знания учащихся по теме «Древние корни народного искусства»;
  • Развивающая: продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в коллективе, учить самостоятельно мыслить, рассуждать, находить параллели в образах изобразительного искусства, музыки, литературы.
  • Воспитательная: нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории, воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки, развивать интерес и уважение к народному наследию.

Формирование УУД

Личностные:

  • воспитание отзывчивости к красоте народных праздников, обрядов и обычаев, расширение мотивации к учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, эстетического вкуса.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • формирование умения решать творческие задачи в процессе хода урока; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

  • развитие творческих способностей, воображения, умения использовать художественные материалы, применять выразительные средства для реализации своего замысла, знакомство с творчеством выдающихся русских художников.

Коммуникативные:

  • развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.
  • формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом;

Предметные УУД:

  • знакомить и расширять представления о культуре и традициях России, знакомить с творчеством выдающихся русских художников, своеобразием русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда и отдыха, способах работы с композицией;

Оборудование:

  • ПК, проектор, учебник Л.А.Неменская "Изобразительное искусство. Каждый народ - художник" для 4 класса. Репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица», «Ярмарка» и др. В.И.Сурикова «Взятие зимнего городка» и др.
  • Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением народных гуляний. Работы учащихся.
  • Мультимедийный ряд: презентация «Масленица». «Корни русской старины», «Календарные праздники».
  • Музыкальный ряд: русские народные песни, Академический русский народный оркестр им. Н.П.Осипова «Любимая балалайка», Р.Щедрин. Озорные частушки.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.
  3. Этап постановки цели и задачи урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Творческая практическая деятельность
  6. Закрепление нового материала
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.
  9. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

2. Повторение и активизация знаний пройденного материала

Повторение проводится с использованием презентации «Русская народная одежда» (вопросник).

Показ слайдов с вопросами. Ответы учащихся.

Слайд №2

  • Из чего состоял костюм крестьянина?
  • Чем украшали швы рубахи?
  • Зачем подпоясывали рубаху поясом?

Слайд №3

  • Как называли верхнюю летнюю одежду?
  • Как называли верхнюю летнюю одежду?
  • Что за обувь носили крестьяне?

Слайд №4

  • Как называли верхнюю женскую одежду? Опишите её.

Слайд №5

  • Перечислите детали одежды на рис. а, б, в, г.

Слайд №6

  • Что представляет собой понёва?
  • Что представляет собой нагрудник?

Слайд №7

  • Перечислите названия старинных головных уборов?

3. Этап постановки цели и задачи урока

Звучит плясовая народная музыка

Учитель читает стихотворение.

Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает
И нам напоминает!

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

- Правильно, календарь.

- Сколько месяцев в году?

- А сколько времен у года?

- Откуда произошло слово календарь? (Из Древнего Рима.)

- Чем отличается народный календарь

от других календарей? Попробуем разобраться

4. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Народный календарь». Просмотр презентации «Народный календарь». Показ репродукций.

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Народный - это энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Родился много веков назад на основе наблюдений за природой. Существовал и передавался в устной форме от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но уже в 17 веке существовали «колдовские тетрадки», деревянные календари, на которых насечками отмечали месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» - умеющий разбираться в этих зарубках человек - всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда в скирды метать», когда какого святого почитать.

Народный земледельческий календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

- Назовите эти дни.

- 22 декабря, 21 марта, 22 июня, 23 сентября

- В древности в эти дни гасили все огни

и древним способом (трением дерева о дерево) возжигали новый. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима была самым длинным временем года. Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец - на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето - в конце июля, затем начиналась осень. Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы-пропал урожай, пойдут дожди- сгниет трава на лугах, жди зимой голода. Застанут человека в пути трескучие морозы, снегопады- собьётся с пути, заблудится и погибнет. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли ее, пытались расположить к себе, задобрить. Люди наделяли духами все живое. Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

- Приведите примеры.

Беседа с учениками с использованием презентации «Народный календарь».

Слайд №2: зимой в конце декабря на святки гадали, колядовали по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших.

Учащиеся вспоминают колядки.

- «Коляда, коляда, подавайте пирога! Не дадите пирога, мы корову за рога!» и др.

Звучит песенка-колядка.

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками, со свиными ножками.
Коляда, коляда, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.

Слайд №3: Масленица.

- Праздник проводов зимы и встречи весны

Слайд №4: Пасха

Слайд №5: День Ивана Купалы

Слайд №7: Медовый спас

Слайд №8 Яблочный спас

Слайд №9 Ореховый спас

Сейчас на дворе февраль, а значит наши предки уже готовились к Масленице. Возрождается сейчас Масленица, воскрешает народ традиции и обряды.

Учитель: О русской масленице сохранилось много поговорок, какие из них вам знакомы?

Ученики:

  • «Не житье, а масленица».
  • «Не все коту масленица, будет и великий пост».
  • «Масленица неделю гуляет»
  • «Милости просим к нам о масленице со своим добром, с честным животом»
  • «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д.

Беседа по презентации «Масленица». Звучит музыка (Академический русский народный оркестр им. Н.П.Осипова «Любимая балалайка»)

В презентации представлены слайды по дням недели праздника. Учащиеся их рассматривают и обсуждают, учитель дополняет, задает наводящие вопросы:

Слайд №2 Репродукция картины Б.Кустодиева «Праздники в деревне».

Слайд № 3 Понедельник - встреча

Слайд № 4 Вторник - заигрыш

Слайд №5 Кукла - масленица

Слайд № 6 Среда - лакомка

Слайд № 7 Символ Масленицы - блины

Слайд №8 Четверг - разгул

Слайд №9 Пятница - тещины вечорки

Слайд №10 Суббота - золовкины посиделки

Слайд №11 Воскресенье - прощенный день или проводы зимы

Слайды № 12-16 Забавы, игры традиционные для праздника Масленица

Физкультминутка

- Масленица к нам идет широкая (руки в стороны).

- Солнышко стоит высокое (руки вверх).

- К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх).

- До земли Масленице кланяемся (наклон вперед).

- Мы за блинчиком идем (руки вытягиваем вперед).

- Дружно праздник проведем (руки на плечи).

- Вот и солнце закатилось, наша Маслена закрылась.

5. Творческая практическая деятельность

Изображение народного праздника Масленицы.

Ученики называют этапы работы:

  • Замысел
  • Поиск композиции. Эскизы
  • Перенос рисунка
  • Решение в материале

Разбор правил композиции и способов работы гуашью на примере детских рисунков.

6. Закрепление нового материала

Для закрепления нового материала используется презентация: «Масленица - вопросник».

- Что нового узнали.

- Что такое народный календарь.

7. Рефлексия

- Рассмотрите выполненную вами работу, подумайте, все ли у вас получилось. Удалось ли передать атмосферу народного праздника.

Анализ и эстетическая оценка работ.

- Что понравилось?

- Какие были проблемы, как вы их преодолели?

- Обращались ли вы за помощью к учителю, одноклассникам? Если да, то за какой именно?

Расскажешь ли ты о полученной информации своим родным, друзьям, знакомым?

Прикрепите смайлик к шкале успеха:

- Мне трудно построить композицию, но я справился;

- Я справился с работой, мне было очень интересно;

- Я допустил ошибку при размещении предметов на листе, но справился с помощью учителя;

- Я справился и разобрался сам, но мне было очень трудно;

8. Домашнее задание

Рекомендована экскурсия в музей народного искусства.

9. Итог урока

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с жизнью наших предков, увидеть красоту народных обрядов, обычаев и традиций в русской культуре, познакомиться с творчеством известных русских художников.

Хочу закончить урок словами:

Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полеты на луну.
Вспомни старые обычаи!
Вспомни нашу старину!
Урок окончен!

Список литературы

  1. Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс» М.: Просвещение,2009.
  2. М.В.Сластникова, Н.В.Усова, Е.И.Вереитинова «Изобразительное искусство 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся». Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Б.М.Неменский «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания». М.: Просвещение. 1981.
  4. М.А.Абрамова «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы». М.: Владос 2002.

Интернет-ресурсы

  1. www/ bibliotekar/ru
  2. www/openclass.ru