Учебный предмет: Изобразительное искусство».
Класс: 4 класс.
Тема раздела: «Истоки родного искусства».
Базовый учебник: Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс».
Вид урока: обобщение и углубление знаний.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Цель урока: сформировать представление о роли народных праздников в жизни людей, познакомить с главными русскими народными праздниками, их символическим значением выявить средства выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.
Задачи урока:
- Образовательная: совершенствовать знания в области изобразительного искусства, музыки, литературы; познакомить с русским фольклором, с главными русскими народными праздниками, обобщить знания учащихся по теме «Древние корни народного искусства»;
- Развивающая: продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в коллективе, учить самостоятельно мыслить, рассуждать, находить параллели в образах изобразительного искусства, музыки, литературы.
- Воспитательная: нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории, воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки, развивать интерес и уважение к народному наследию.
Формирование УУД
Личностные:
- воспитание отзывчивости к красоте народных праздников, обрядов и обычаев, расширение мотивации к учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, эстетического вкуса.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- формирование умения решать творческие задачи в процессе хода урока; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
- развитие творческих способностей, воображения, умения использовать художественные материалы, применять выразительные средства для реализации своего замысла, знакомство с творчеством выдающихся русских художников.
Коммуникативные:
- развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.
- формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом;
Предметные УУД:
- знакомить и расширять представления о культуре и традициях России, знакомить с творчеством выдающихся русских художников, своеобразием русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда и отдыха, способах работы с композицией;
Оборудование:
- ПК, проектор, учебник Л.А.Неменская "Изобразительное искусство. Каждый народ - художник" для 4 класса. Репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица», «Ярмарка» и др. В.И.Сурикова «Взятие зимнего городка» и др.
- Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением народных гуляний. Работы учащихся.
- Мультимедийный ряд: презентация «Масленица». «Корни русской старины», «Календарные праздники».
- Музыкальный ряд: русские народные песни, Академический русский народный оркестр им. Н.П.Осипова «Любимая балалайка», Р.Щедрин. Озорные частушки.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного.
- Этап постановки цели и задачи урока.
- Изучение нового материала.
- Творческая практическая деятельность
- Закрепление нового материала
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
2. Повторение и активизация знаний пройденного материала
Повторение проводится с использованием презентации «Русская народная одежда» (вопросник).
Показ слайдов с вопросами. Ответы учащихся.
Слайд №2
- Из чего состоял костюм крестьянина?
- Чем украшали швы рубахи?
- Зачем подпоясывали рубаху поясом?
Слайд №3
- Как называли верхнюю летнюю одежду?
- Как называли верхнюю летнюю одежду?
- Что за обувь носили крестьяне?
Слайд №4
- Как называли верхнюю женскую одежду? Опишите её.
Слайд №5
- Перечислите детали одежды на рис. а, б, в, г.
Слайд №6
- Что представляет собой понёва?
- Что представляет собой нагрудник?
Слайд №7
- Перечислите названия старинных головных уборов?
3. Этап постановки цели и задачи урока
Звучит плясовая народная музыка
Учитель читает стихотворение.
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает
И нам напоминает!
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
- Правильно, календарь.
- Сколько месяцев в году?
- А сколько времен у года?
- Откуда произошло слово календарь? (Из Древнего Рима.)
- Чем отличается народный календарь
от других календарей? Попробуем разобраться
4. Изучение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Народный календарь». Просмотр презентации «Народный календарь». Показ репродукций.
На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Народный - это энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Родился много веков назад на основе наблюдений за природой. Существовал и передавался в устной форме от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но уже в 17 веке существовали «колдовские тетрадки», деревянные календари, на которых насечками отмечали месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» - умеющий разбираться в этих зарубках человек - всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда в скирды метать», когда какого святого почитать.
Народный земледельческий календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.
- Назовите эти дни.
- 22 декабря, 21 марта, 22 июня, 23 сентября
- В древности в эти дни гасили все огни
и древним способом (трением дерева о дерево) возжигали новый. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима была самым длинным временем года. Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец - на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето - в конце июля, затем начиналась осень. Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы-пропал урожай, пойдут дожди- сгниет трава на лугах, жди зимой голода. Застанут человека в пути трескучие морозы, снегопады- собьётся с пути, заблудится и погибнет. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли ее, пытались расположить к себе, задобрить. Люди наделяли духами все живое. Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.
- Приведите примеры.
Беседа с учениками с использованием презентации «Народный календарь».
Слайд №2: зимой в конце декабря на святки гадали, колядовали по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших.
Учащиеся вспоминают колядки.
- «Коляда, коляда, подавайте пирога! Не дадите пирога, мы корову за рога!» и др.
Звучит песенка-колядка.
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками, со свиными ножками.
Коляда, коляда, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Слайд №3: Масленица.
- Праздник проводов зимы и встречи весны
Слайд №4: Пасха
Слайд №5: День Ивана Купалы
Слайд №7: Медовый спас
Слайд №8 Яблочный спас
Слайд №9 Ореховый спас
Сейчас на дворе февраль, а значит наши предки уже готовились к Масленице. Возрождается сейчас Масленица, воскрешает народ традиции и обряды.
Учитель: О русской масленице сохранилось много поговорок, какие из них вам знакомы?
Ученики:
- «Не житье, а масленица».
- «Не все коту масленица, будет и великий пост».
- «Масленица неделю гуляет»
- «Милости просим к нам о масленице со своим добром, с честным животом»
- «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д.
Беседа по презентации «Масленица». Звучит музыка (Академический русский народный оркестр им. Н.П.Осипова «Любимая балалайка»)
В презентации представлены слайды по дням недели праздника. Учащиеся их рассматривают и обсуждают, учитель дополняет, задает наводящие вопросы:
Слайд №2 Репродукция картины Б.Кустодиева «Праздники в деревне».
Слайд № 3 Понедельник - встреча
Слайд № 4 Вторник - заигрыш
Слайд №5 Кукла - масленица
Слайд № 6 Среда - лакомка
Слайд № 7 Символ Масленицы - блины
Слайд №8 Четверг - разгул
Слайд №9 Пятница - тещины вечорки
Слайд №10 Суббота - золовкины посиделки
Слайд №11 Воскресенье - прощенный день или проводы зимы
Слайды № 12-16 Забавы, игры традиционные для праздника Масленица
Физкультминутка
- Масленица к нам идет широкая (руки в стороны).
- Солнышко стоит высокое (руки вверх).
- К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх).
- До земли Масленице кланяемся (наклон вперед).
- Мы за блинчиком идем (руки вытягиваем вперед).
- Дружно праздник проведем (руки на плечи).
- Вот и солнце закатилось, наша Маслена закрылась.
5. Творческая практическая деятельность
Изображение народного праздника Масленицы.
Ученики называют этапы работы:
- Замысел
- Поиск композиции. Эскизы
- Перенос рисунка
- Решение в материале
Разбор правил композиции и способов работы гуашью на примере детских рисунков.
6. Закрепление нового материала
Для закрепления нового материала используется презентация: «Масленица - вопросник».
- Что нового узнали.
- Что такое народный календарь.
7. Рефлексия
- Рассмотрите выполненную вами работу, подумайте, все ли у вас получилось. Удалось ли передать атмосферу народного праздника.
Анализ и эстетическая оценка работ.
- Что понравилось?
- Какие были проблемы, как вы их преодолели?
- Обращались ли вы за помощью к учителю, одноклассникам? Если да, то за какой именно?
Расскажешь ли ты о полученной информации своим родным, друзьям, знакомым?
Прикрепите смайлик к шкале успеха:
- Мне трудно построить композицию, но я справился;
- Я справился с работой, мне было очень интересно;
- Я допустил ошибку при размещении предметов на листе, но справился с помощью учителя;
- Я справился и разобрался сам, но мне было очень трудно;
8. Домашнее задание
Рекомендована экскурсия в музей народного искусства.
9. Итог урока
Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.
Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с жизнью наших предков, увидеть красоту народных обрядов, обычаев и традиций в русской культуре, познакомиться с творчеством известных русских художников.
Хочу закончить урок словами:
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полеты на луну.
Вспомни старые обычаи!
Вспомни нашу старину!
Урок окончен!
Список литературы
- Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс» М.: Просвещение,2009.
- М.В.Сластникова, Н.В.Усова, Е.И.Вереитинова «Изобразительное искусство 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся». Волгоград: Учитель, 2012.
- Б.М.Неменский «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания». М.: Просвещение. 1981.
- М.А.Абрамова «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы». М.: Владос 2002.
Интернет-ресурсы
- www/ bibliotekar/ru
- www/openclass.ru