Преемственность прогимназии и гимназии: слагаемые успеха будущего первоклассника

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


1. Проблема преемственности между ДОУ и начальной школой

В работах классиков педагогики проблема преемственности между ДОУ и начальной школой рассматривается: как дидактический принцип (Г.Г.Гранатов, Б.П.Есипов, Т.А.Плотникова, М.Х.Хайбулаева); как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин); как условие научности (Г.И.Щукина); как компонент принципа доступности обучения (И.Т.Огородников).)

На коллегии Министерства образования Российской Федерации в 1996 году преемственность была впервые определена как главное условие непрерывного образования.

В современных условиях реализация преемственности приобрела новое звучание.

Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них.)

1.1 Нормативно-правовые документы

Для организации работы по преемственности были разработаны и приняты нормативно-правовые документы: (на слайде)

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ)

1.2. Что включает Концепция содержания непрерывного образования?

Концепция составила теоретико-методологическую основу взаимодействия педагогов детских садов и школ. Провозгласила отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утвердила индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательноразвивающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

1.3. Преемственность

Преемственность - это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому. (Толковый словарь русского языка)

Преемственность - обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка.

Преемственность - это выстраивание единой линии развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В науке преемственность рассматривают как:

  • форму связи между элементами системы обучения;
  • организационно - педагогические условия непрерывного образовательного процесса;
  • условие успешной адаптации ребенка на разных ступенях общего образования, включая дошкольное.

Непрерывность обучения (2 пункт) на границах различных этапов обучения в целостной системе образования достигается за счет преемственности.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием рассматривается как:

  • необходимая связь между новым и старым в процессе развития;
  • формирование степени готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания;
  • одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Как видим, преемственность - понятие многогранное, что создает сложности в обосновании способов и средств реализации этого принципа в практике образования. Придать этому процессу целостный и поступательный характер можно при условии, когда воспитатели детских садов в своей работе ориентируются на требования школы, а учителя начальных классов организуют учебный процесс с учетом задач, решаемых в детском саду.

В прошлом году, приступив к работе в Прогимназии с детьми 5-6летнего возраста, мы изучили ФГОС дошкольного образования. Ознакомились с целевыми ориентирами, которые выступают основаниями преемственности на этапе завершения дошкольного образования. Рассмотрели принципы, задачи и параметры преемственности, психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

2. Особенности преемственности в нашей прогимназии

«Школьное обучение никогда
не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную
стадию развития, проделанную ребенком»

(Л.С.Выготский)

В единой системе образования дошкольное образование является первым звеном. Выпускникам ДОО, поступающим в начальную школу, приходится адаптироваться к новым условиям. Их успехи во многом зависят от уровня сформированности готовности детей к школьному обучению, от качества знаний, умений и навыков, сформированных в дошкольный период их жизни, от уровня развития когнитивных интересов и познавательной деятельности ребенка.

1. Прогимназия в переводе с греческого означает «подготовка к занятиям».

Сами занятия начинаются в 1 классе, а в прогимназии даются только основы всех тех предметов, которые будут изучаться. В нашей прогимназии это:

  • Обучение грамоте (развитие фонематического слуха и др.)
  • Математика (цифры, ориентировка в пространстве и др.)
  • Мои первые опыты (естественно-научное направление)

Занятия ведутся на основе программ обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Обучение будущих первоклассников планируется осуществлять по УМК "Начальная школа XXI века", созданному авторским коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой, тем самым обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов.

Ещё есть курс - Английский язык, Творческое конструирование, «Волшебный песок», Мультипликация.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его читать, писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению «проблем с учёбой».

На занятиях занимаемся развитием, а не «натаскиванием».

В прогимназии все занятия проводятся в игровой форме, с использованием здоровье-сберегающих технологий.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности не вытесняются поурочными занятиями.

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

2. Соблюдается охранительный педагогический режим - чередование видов деятельности (занятия требующие значительной концентрации внимания: математика, английский, обучение грамоте чередуются с более «лёгкими»), занятия по 30 минут, большие динамические паузы, приём пищи (бесплатный)

3. В процессе психологического сопровождения детей в прогимназии, определятся психологический портрет каждого ребёнка, который учитывается при работе педагогами. При переходе в начальную школу гимназии ребёнка неоднократно тестировать и обследовать нет необходимости, время на это не тратится. Собранные данные используются в работе.

4. Уже в момент посещения прогимназии выстраиваютс взаимоотношения педагогов с родителями. Проводятся консультации специалистов для родителей.

5. Дети, посещающие прогимназию легко адаптируюся (даже самые стеснительные и ранимые, те, кто не посещал детский сад). Нет проблем, которые ведут к неуспешности в последующем обучении, серьёзных проблем взаимоотношений в коллективе сверстников, проблем в общении со взрослыми - т.к. все давно знакомы, детям знакома окружающая их среда.

6. Хорошая обеспеченность учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и соответствия существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Вывод.

  • Посещение прогимназии позволяет ребёнку: привыкнуть к атмосфере школы, к режиму и систематическим занятиям, к руководящей роли педагогов.
  • Родителям и педагогам увидеть насколько готов или не готов ребёнок к обучению в школе. Сможет ли он приступить к занятиям в школе или стоит ещё год посещать занятия в прогимназии.

Все эти особенности являются слагаемыми успешности будущих первоклассников, а значит и нашей!