Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В современном мире частые болезни в детском возрасте, увы, не редкость. Однако стоит понимать, что детские болезни далеко не всегда вызваны ослабленным иммунитетом. Достаточно часто возникают ситуации, когда ребенка обследуют лучшие специалисты, не находят никакой серьезной патологии, а малыш все равно продолжает болеть. В таких случаях стоит задуматься о том, что проблемы со здоровьем могут быть психологического генеза. В этом случае специалисты говорят о психосоматике - явлении, при котором болезнь спровоцирована психологическими причинами.

Работая в детском саду, я столкнулась с «трудными» детьми, не знала, как найти общий язык, как им помочь. И по рекомендации нашего педагога-психолога Людмилы Константиновны я изучила теоретический материал из курса лекций Светланы Кривцовой и Натальи Дятко по «Профилактике личностных расстройств у детей дошкольного возраста».

Проблемы связана с тем, что личностные расстройства у дошкольников часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношениях. Но нельзя сказать, что такие дети происходят из неблагополучных семей. Пообщавшись с родителями, я выяснила, что они часто сами не знают, как справиться с трудным характером ребёнка.

В «плохом» поведении ребёнка отражается попытка защитить себя от боли. А для успешного развития Я ребёнка нужны 3 условия:

    уважительное внимание;
  1. справедливая оценка;
  2. признание безусловной ценности его личности.

Если мы не будем соблюдать эти условия, то процессы формирования самоценности блокируются, а все силы ребенок начинает направлять на формирование защитных механизмов личности, а они и проявляют себя как нарушения личности.

Нарушая дисциплину, ребёнок чаще всего понимает, что ведёт себя неправильно, но не понимает, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

    Привлечение внимания;
  • Власть;
  • Месть;
  • Избегание неудач.

Для грамотного взаимодействия с ребёнком, нарушающим дисциплину, я придерживаюсь следующего плана действий:

  1. Наблюдаю и описываю поведение детей.
  2. Определяю скрытую цель нарушения поведения.
  3. Выбираю технику педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».
  4. Разрабатываю стратегию поддержки для повышения самоуважения ребёнка и развития его самости.
  5. Подключаю родителей, коллег и специалиста (педагога-психолога).

Прежде чем определить мотив поведения ребёнка и избрать тактику воспитательного воздействия, нужно научиться точно собирать факты и формулировать то, что произошло. Но для диагностики мотива поведения недостаточно просто описать, что именно делает ребёнок. Для полной диагностики воспитатель должен обратиться к самому себе.

Впечатления от разных видов поведения ребёнка будут разными. Обратим внимание на эти различия, которые я заметила в своей работе.

Мотивы

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудач

Сущность поведения

Хочет получить особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду пробовать все равно не получится»

Спонтанные чувства воспитателя

Раздражение, негодование

Гнев, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Спонтанный импульс воспитателя

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Разберём каждую из целей подробнее на примере тех детей, с которыми я столкнулась в своей практике. Имена детей в моем докладе были изменены для сохранения конфиденциальности.

1 шаг. Наблюдение и описание поведения: в моей группе есть ребята, у которых «плохое» поведение. Я наблюдала за ними в течение недели, вот что я заметила.

Ребёнок №1. Миша во время 4 развивающих занятий в группе за неделю стучал по столу, залезал под стол, показывал язык ребятам, походил к ребятам, бил их, забирал их карандаши, листы, свои его не устраивают, ему нужны именно те, что у другого ребёнка, из-за этого он начинает громко кричать, плакать, бросаться на пол. Когда приходит время тихого часа и нужно ложиться спать, Миша начинает смеяться и обзывать ребят, подходит к кроватям ребят и прыгает на них, за время наблюдений это происходило 5 раз. Во время игр детей мальчик подходит к другим ребятам, бегает за ними, пугает, обзывает, за день такое происходит более 2-3 раз.

Ребенок №2. Саша выражается нецензурной лексикой, на мои просьбы что ли сделать отвечает «нет» или что-то себе бормочет под нос. На занятиях делает либо все медленно, либо не доделывает до конца. На просьбу убрать игрушки за собой, отказывает и начинает спорить, переговариваться. За неделю моих наблюдений в день это происходит по 3-4 раза.

Ребенок №3. Сережа даже вне занятий ходит угрюмый, отворачивает лицо. Если вдруг не поделит игрушку с ребёнком, запоминает это, после через пару минут или часов может подойти к этому ребёнку толкнуть его или ударить. В течение дня это происходило 2-3 раза.

Ребенок №4. Максим во время занятий по художественно-эстетическому развитию (4 занятия за неделю) ребёнок не берётся за работу, говорит, что у него не получится, он не может так делать. На занятиях по лепке, рисованию, аппликации сидит и даже не притрагивается к материалу. На занятиях по музыке не хочет петь, танцевать.

2 шаг. Определение цели поведения.

В случае ребенка №1 целью будет привлечение внимания. Миша выбирает "плохое поведение", чтобы получить особое внимание взрослого. Он все время хочет быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть или слушать взрослого.

В случае ребенка №2 целью будет власть. Саша «плохо» ведет себя, потому что для него важно быть главным. Он пытается установить свою власть над воспитателем, группой.

В случае ребенка №3 целью будет месть. Серёжа может мстить кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «несправедлив к нему». Месть может быть за реальную или же вымышленную обиду.

В случае ребенка №4 целью будет избегание неудач. Максим боится поражения, неудачи, поэтому предпочитает ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требования воспитателя, родителя или же свои собственные чрезмерно завышенные.

3 шаг. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».

С Мишей (№1) я использую следующие приемы: вставала рядом с ним (физическое приближение - инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания); задавала прямые вопросы (в момент, когда ребенок нарушает поведение, задаю ему прямой вопрос, это отвлекает от плохого поведения и направляет внимание ребенка на то, чем мы заняты сейчас), например, «Миша, какое задание я сейчас дала?», «Миша, что сейчас сказала Маша?»; просила об одолжении (просила помочь с чем-либо), например, «Миша, раздай ребятам листы, пожалуйста», «Миша, собери рисунки у ребят, пожалуйста»; благодарила детей за хорошее поведение (отмечала и благодарила тех детей, которые делают то, что я попросила); ставили в группе «стул для отдыха» (место, где ребенок может передохнуть и подумать над тем, как он себя вел и как будет вести. Были приемы, которые я использовала, но они не помогали, например, игнорирование такого поведения; контакт глазами; меняла детей местами; говорила тихо.

С Сашей и Серёжей (№2 и №3) я использую следующие приёмы: сначала отхожу с ребёнком, нарушающим поведение, в спальню, тем самым убираю зрителей, на которых все рассчитано, затем приобниму ребёнка, так я образу живую рамку и разговариваю с ребёнком, обсуждая ситуацию, даю ему какое-либо задание, например, собрать мозаику.

С Максимом (№4) я использую следующие приемы: Коррекция требований (с таким ребёнком мы индивидуально маленькими шагами обучаемся простым действиям. К примеру, держать правильно ножницы, разрезать, держать карандаш, как лепить и т.д.). Ввожу дополнительные методы обучения (разрешаю и поддерживаю работу в парах (ребенок, который уже освоил навык, может помочь тому, кто ещё не до конца освоил материал). Концентрирую внимание на прошлых успехах (мы анализируем, вспоминаем что получилось в прошлый раз хорошо и повторяем это, тем самым закрепляем пройденное и уверенность ребёнка в своих силах).

4 шаг. Разработка стратегии поддержки для повышения самоуважения ребёнка и развития его самости.

При выборе стратегии поддержки детей я делаю упор на то, как я могу помочь детям общаться с нами приемлемым способом. Моделируя свое отношение к ним в соответствии с 5 принципами: принятие, внимание, уважение, одобрение и теплые чувства.

Принятие. Я принимаю ребенка, а не то, что он делает. Уверенность ребенка в том, что его принимают за достойного человека, не смотря на его шалости, помогает сохранить его самоуважение, чтобы изменить поведение на более приемлемое.

Внимание. Когда утром ребята приходят в сад, я уделяю каждому ребенку по несколько минут для разговора. Так же в течение дня выслушиваю детей то, о чем они хотят мне рассказать, темы могу быть разные (отношения с ребятами, что-то связанное с семьей, про какие-либо увлечения детей и т.д.).

Уважение. Я использую высказывания для того, чтобы показать свое признание детям: описываю действие ребенка и его результат, так же говорю, что я чувствую о нем и какой позитивный эффект от его действия.

Одобрение. Одобрением я высказываю детям то, что мне нравится в них: черты их характера, попытки что-либо сделать.

Теплые чувства. Детям от нас нужно подтверждение нашей к ним любви, не смотря на то что они сделали и не сделали. Я стараюсь показывать детям свои чувства. Словами, действиями. Например, обнять ребенка, погладить необходимо для нормального развития. Важно показать ребенку свое теплое отношение к нему.

Как педагог я поддерживаю попытки детей внести свой вклад в групповые отношения и почувствовать себя нужным. Я привлекаю детей помогать мне и младшему воспитателю в выполнении разных задач. Например, когда собираемся на прогулку кого-то из ребят прошу проверить у всех ли есть варежки или перчатки; чаще назначаю дежурным по столовой и т.д.

Также не мало важной является взаимопомощь детей. Когда дети друг другу помогают, их самоуважение растет. В нашей группе ребята, которые в чем-то разбираются лучше, помогают другим.

5 шаг. Подключение родителей, коллег и специалиста (педагога-психолога).

Для того чтобы был результат, необходимо привлекать родителей. Я выступала на групповом родительском собрании, раздала родителям памятки и рассказала об возрастных особенностях детей 4-5 лет и затронула проблемы касающиеся поведения в группе, провожу индивидуальные беседы с родителями. В своей работе с родителями я стараюсь придерживаться некоторых правил:

  1. Разговариваю индивидуально с родителями об их детях.
  2. Сначала говорю родителям о чем-то хорошем, что сделал их ребенок, только потом перехожу к плохому поведению.
  3. Не говорю сразу о всех тех действиях негативного характера, ограничиваюсь 2-3 примерами.
  4. Спрашиваю их совета, делюсь своими.

Не обойтись и без помощи специалиста. Совместно с педагогом-психологом и родителями мы играли в игровой тренажер «KIDS». Людмила Константиновна на родительском собрании познакомила родителей с этим тренажером, они заинтересовались им и проявили желание поиграть. На примере этого тренажера я поняла, как много допускается ошибок-стереотипов в воспитании детей.

С педагогом-психологом мы работаем тесно. Педагог-психолог проводит у нас в группе фронтальные занятия по программе «Тропинка к своему Я» 1 раз в неделю. Наблюдая за детьми, Людмила Константиновна делится со мной некоторыми приемами в работе с проблемными детьми.

По рекомендации Людмилы Константиновны в нашей группе широко применяем Лэпбук «Мир Эмоций». Дети очень любят играть в игры: «Оживи кружочки», «Страна Эмоций», «Подбери Эмоцию», «Ромашка с настроением». Эти игры способствуют выявлению проблемных эмоций у детей, развивают эмпатию (способность к сопереживанию), учат проявлению эмоций различными способами: словесными и творческими, что благоприятно действуют на детскую психику.

С родителями проблемных детей мы работаем совместно с педагогом-психологом. Я рассказываю о сложившейся ситуации Людмиле Константиновне, она звонит родителям и договаривается о встрече с ними. Родители идут на контакт, понимают проблему и соглашаются с нами сотрудничать, чтобы помочь справиться своему ребенку с трудностями в поведении, коммуникации и повышение самоценности ребенка.

Если ничего не предпринимать, то это может привести к тому, что:

  • ребенок будет обесценен;
  • во взрослой жизни будет проявлять агрессивность, склонность к насилию, антисоциальному образу жизни;
  • агрессивность, антисоциальность сменятся на эмоционально-личностные расстройства: неврозы, психопатии;
  • нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством.

Таким образом, стоит понимать, что детская психосоматика - это весь спектр переживаний ребенка, которые он в силу возраста не может выразить и проявляется именно в частых болезнях, истериках и капризах. А также важно помнить, что необходимо доверять своему ребенку, слушать и прислушиваться к нему, уважать его как личность, безусловно, принимать и тогда многие расстройства, и заболевания не дадут о себе знать.