Время реализации темы: 1 академический час.
Цели занятия: познакомить с основными терминами и этапами исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к исследовательской деятельности;
- познакомить с основными терминами исследовательской деятельности и этапами исследования;
- создать условия для развития логического мышления, умения правильно обобщать данные и делать выводы;
Ожидаемый результат: дети узнают, основные термины исследовательской деятельности, научится ставить цели и задачи исследовательской работы.
Дидактические материалы: видеофрагмент, таблица для заполнения.
Оборудование: компьютер.
Технологическая карта учебного занятия по исследовательской деятельности
Ход занятия
Организационная часть
Педагог: приветствует учащегося, настраивает на работу.
Учащийся: приветствует педагога.
Мотивация
Педагог: Я сейчас предлагаю просмотреть отрывок из мультфильма. А ты постарайся вспомнить, как называется эта сказка.
Включение видеофрагмента (1 мин). отрывка из мультфильма "По-щучьему велению"
Предполагаемый ответ учащегося: По сказке "По-щучьему велению"
Правильно. А ты знаешь автора этой сказки? Можешь вспомнить?
Предполагаемый ответ учащегося: Нет или Это народная сказка
Педагог: Правильно. Тебе нравятся сказки? А какие сказки ты любишь?
Предполагаемый ответ учащегося: Называет несколько
Актуализация опорных знаний
Педагог: Давай проведем исследование: напишите на листочке 3 любимых сказки.
Учащийся записывает.
Педагог: Теперь подчеркни те из них, которые являются русскими народными.
Учащийся подчеркивает, или говорит, что здесь таких нет.
Педагог: А теперь скажи, какие еще русские народные сказки ты знаешь? А почему они называются народными? А что бы ты о них хотел узнать? А другие сказки как можно назвать?
Предполагаемый ответ учащегося: Авторские, сказки народов мира. Почему эти сказки называются именно народными. Сколько лет назад придумали первую сказку? И т.п.
Педагог: Давай сделаем вывод. Тему для исследования можно найти в самых, казалось бы, хорошо знакомых нам с детства вещах.
А тема нашего занятия - Основные понятия и особенности исследовательской работы. Сегодня на занятии мы познакомимся с основными терминами и этапами исследовательской деятельности. Научимся выбирать тему исследования, ставить цели и задачи.
Мы выяснили, что сказок много, они разные. Значит это в исследовании будет объектом исследования. А вот русские народные сказки - это уже что-то более конкретное, что мы непосредственно будем исследовать. И это предмет исследования. А то, что именно ты хочешь узнать - это цель исследования. Цель исследования - это желаемый конечный результат. Ты определил цель - Узнать сколько лет назад придумали первую сказку? (Или другую, в зависимости от ответа учащегося на вопрос «Что бы ты о них хотел узнать о русских народных сказках?») А теперь подумай. Как ты можешь достичь своей цели? Что можно сделать, чтобы получить ответ на твой вопрос
Предполагаемый ответ учащегося: Спросить у мамы, бабушки, учителя. Прочитать информацию в интернете. Найти информацию в книгах и т.п.
Педагог: Молодец. Все правильно. А это станет задачами. Задача исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели.
А как ты думаешь, сможешь ли ты узнать ответ на свой вопрос?
Предполагаемый ответ учащегося: Вероятно да или Возможно нет и т.п.
Педагог: Т.е. ты заранее предполагаешь, чем может закончится твое исследование?
Учащийся: Да
Педагог: Это твое предположение называется гипотеза. Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Гипотеза формулируется как предположение, которое необходимо доказать.
Рефлексия
- Ответь на вопросы
- Что можно исследовать?
- Приведи примеры объектов и предметов исследования.
- Что является целью исследования?
- Выбор путей и средств, для достижения цели - это…
- Предположение, которое необходимо доказать - это …
Мы сегодня научились ставить цель и задачи, определять объект и предмет исследования, узнали, что такое гипотеза.