Технологическая карта учебного занятия по исследовательской деятельности "Основные понятия и особенности исследовательской работы"

Разделы: Дополнительное образование


Время реализации темы: 1 академический час.

Цели занятия: познакомить с основными терминами и этапами исследовательской деятельности.

Задачи:

  • формировать интерес к исследовательской деятельности;
  • познакомить с основными терминами исследовательской деятельности и этапами исследования;
  • создать условия для развития логического мышления, умения правильно обобщать данные и делать выводы;

Ожидаемый результат: дети узнают, основные термины исследовательской деятельности, научится ставить цели и задачи исследовательской работы.

Дидактические материалы: видеофрагмент, таблица для заполнения.

Оборудование: компьютер.

Технологическая карта учебного занятия по исследовательской деятельности

Ход занятия

Организационная часть

Педагог: приветствует учащегося, настраивает на работу.

Учащийся: приветствует педагога.

Мотивация

Педагог: Я сейчас предлагаю просмотреть отрывок из мультфильма. А ты постарайся вспомнить, как называется эта сказка.

Включение видеофрагмента (1 мин). отрывка из мультфильма "По-щучьему велению"

Предполагаемый ответ учащегося: По сказке "По-щучьему велению"

Правильно. А ты знаешь автора этой сказки? Можешь вспомнить?

Предполагаемый ответ учащегося: Нет или Это народная сказка

Педагог: Правильно. Тебе нравятся сказки? А какие сказки ты любишь?

Предполагаемый ответ учащегося: Называет несколько

Актуализация опорных знаний

Педагог: Давай проведем исследование: напишите на листочке 3 любимых сказки.

Учащийся записывает.

Педагог: Теперь подчеркни те из них, которые являются русскими народными.

Учащийся подчеркивает, или говорит, что здесь таких нет.

Педагог: А теперь скажи, какие еще русские народные сказки ты знаешь? А почему они называются народными? А что бы ты о них хотел узнать? А другие сказки как можно назвать?

Предполагаемый ответ учащегося: Авторские, сказки народов мира. Почему эти сказки называются именно народными. Сколько лет назад придумали первую сказку? И т.п.

Педагог: Давай сделаем вывод. Тему для исследования можно найти в самых, казалось бы, хорошо знакомых нам с детства вещах.

А тема нашего занятия - Основные понятия и особенности исследовательской работы. Сегодня на занятии мы познакомимся с основными терминами и этапами исследовательской деятельности. Научимся выбирать тему исследования, ставить цели и задачи.

Мы выяснили, что сказок много, они разные. Значит это в исследовании будет объектом исследования. А вот русские народные сказки - это уже что-то более конкретное, что мы непосредственно будем исследовать. И это предмет исследования. А то, что именно ты хочешь узнать - это цель исследования. Цель исследования - это желаемый конечный результат. Ты определил цель - Узнать сколько лет назад придумали первую сказку? (Или другую, в зависимости от ответа учащегося на вопрос «Что бы ты о них хотел узнать о русских народных сказках?») А теперь подумай. Как ты можешь достичь своей цели? Что можно сделать, чтобы получить ответ на твой вопрос

Предполагаемый ответ учащегося: Спросить у мамы, бабушки, учителя. Прочитать информацию в интернете. Найти информацию в книгах и т.п.

Педагог: Молодец. Все правильно. А это станет задачами. Задача исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели.

А как ты думаешь, сможешь ли ты узнать ответ на свой вопрос?

Предполагаемый ответ учащегося: Вероятно да или Возможно нет и т.п.

Педагог: Т.е. ты заранее предполагаешь, чем может закончится твое исследование?

Учащийся: Да

Педагог: Это твое предположение называется гипотеза. Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Гипотеза формулируется как предположение, которое необходимо доказать.

Рефлексия

  • Ответь на вопросы
  • Что можно исследовать?
  • Приведи примеры объектов и предметов исследования.
  • Что является целью исследования?
  • Выбор путей и средств, для достижения цели - это…
  • Предположение, которое необходимо доказать - это …

Мы сегодня научились ставить цель и задачи, определять объект и предмет исследования, узнали, что такое гипотеза.