Обобщение опыта работы по теме «Использование межпредметных связей в преподавании физики»

Разделы: Физика


"Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат...
Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт,
а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление".
М.Планк

Цель работы:

  • определить понятие, сущность, функции межпредметных связей и их виды;
  • раскрыть некоторые пути установления межпредметных связей при изучении программного материала по физике и другим дисциплинам, а также во внеклассной работе.

В условиях обновления и развития системы образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Особую роль в этих условиях приобретает изучение школьных предметов физики, химии и биологии, астрономии и других наук.

В связи с этим актуальной становится проблема реализации межпредметной связи, что существенно облегчит изучение смежных дисциплин и, в конечном счете, целостное восприятие окружающего мира, его диалектическое единство и эволюцию.

Часто учитель оказывается в ситуации, когда учебный материал не вызывает у учащихся интереса. Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков учащихся обнаружил серьезные недостатки в усвоении учащимися основополагающих понятий формировании их умений и навыков, недостаточное понимание некоторыми учениками практического значения изучаемых ими теоретических знаний, разрыв между их теоретической и практической подготовкой, неумение применять усвоенные теоретические знания в различных ситуациях. Указанные недостатки отрицательно влияют на развитие познавательных интересов учеников. Особая роль в решении этого вопроса принадлежит формированию общих понятий на межпредметной основе.

Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении многих предметов. Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.

Существуют глобальные проблемы, которые требуют использования межпредметных связей в процессе обучения в современном информационном обществе:

  1. Обеспечение восприятия современной картины мира.
  2. Фундаментализация знаний.
  3. Объединение науки и производства.
  4. Социальные аспекты, рождённые развитием современного общества.
  5. Развитие академической мобильности и адаптированности выпускников на рынке труда.

Использование межпредметных связей в учебном процессе выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей. Применение межпредметных связей - важный фактор повышения эффективности обучения.

До сих пор исследователи не пришли к единству ни в определении содержания понятия «межпредметные связи», ни в выделении видов связей, получивших наибольшее распространение в учебно-воспитательном процессе.

В программах по физике подчёркнуты перспективные межпредметные связи, указывающие на необходимость применения вычислительных навыков при изучении математики, химии, географии, биологии.

На основе применения физических параметров вещества у учащихся формируются умения решать задачи физического и химического содержания, вычислять объем, среднюю температуру, составлять пропорции при нахождении количественных показателей. Знания об измерении величин и геометрических фигурах применяются при выработке практических умений в производственной деятельности учащихся. Приобретаемые при изучении алгебры навыки работы с формулой, необходимы для изучения электродинамики и оптики; элементы дифференциального исчисления находят применение при изучении явления радиоактивного распада, гармонических колебаний. Существенную роль при изучении физики играют навыки построения графиков функций.

Для формирования межпредметных практических умений большое значение имеет решение межпредметных практических задач, выполнение заданий связанных со специальными дисциплинами.

Учителя должны понимать значение межпредметных задач в формировании практических умений разных видов, должны включать такие задачи в самостоятельные, контрольные работы.

А теперь остановимся конкретней на уроках теоретического обучения предмета «Физика» и используемых межпредметных связей при реализации целей уроков.

Знание лишь одних предметов не дает возможности в творческом становлении личности. Все предметы тесно связаны между собой. Установление межпредметных связей обогащает жизненный опыт учащихся, повышает эффективность обучения.

Нам, преподавателям физики, в рамках естественно-научного цикла, очень важно показать учащемуся значение современной картины мира, взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в окружающем мире.

Через реализацию межпредметных связей мы повышаем мотивацию учащихся к изучению предмета физики, активизируем познавательную деятельность учащихся на уроках, помогаем понимать сущность изучаемых явлений и процессов, осуществляем целостное восприятие окружающего мира.

В целом, если говорить о предмете физики, то это дисциплина, которая взаимосвязана с большинством предметов учебной программы.

Чтобы правильно ориентировать учащихся, преподаватель физики должен быть знаком с содержанием и изложением не только предметов естественно-научного цикла, но и с другими предметами.

В таблице № 1 представлена взаимосвязь физики с общеобразовательными дисциплинами изучаемыми, учащимися. Но считать этот список полным нельзя, так как прогресс вносит свои изменения и коррективы.

Так же большое значение имеет профилирование задач. В данной статье приводим некоторые из них по конкретной профессии «Повар - кондитер »:

  1. Камень шлифовального станка имеет на рабочей поверхности скорость 30 м/с. Ножи прижимаются к камню с силой 100 Н, коэффициент трения 0,2. Какова механическая мощность двигателя станка? Потери в механизме привода не учитывать.
  2. Вал мясорубки, радиус которой 2 см, делает один оборот за 0,05 с. Определите частоту вращения, угловую и линейную скорости точек поверхности вала.
  3. Официант несет на подносе стаканы с водой, период собственных колебаний которых 1,6 с. При какой скорости движения официанта вода начнет особенно сильно выплескиваться, если длина его шага 60 см?
  4. Находившаяся в стакане вода массой 200 г полностью испарилась за 20 суток. Сколько в среднем молекул воды вылетало с ее поверхности за 1 с?
  5. Вычислить КПД газовой горелки, если на нагревание чайника с 3 л воды от 10°С до кипения было израсходовано 60 л газа. Теплоемкость чайника 100 Дж/К, теплота сгорания 36 МДж/м3.
  6. Алюминиевый чайник массой 400 г, в котором находится 2 кг воды при 10°С, помещают на газовую горелку с КПД 40%. Какова мощность горелки, если через 10 мин вода закипела, причем 20 г воды выкипело?
  7. Сила тока в обмотке электромотора мясорубки равна 12,5 А при напряжении на полюсах 110 В. Какую работу совершит ток в течение 1 ч 30 мин и какова его мощность?
  8. Рассчитайте коэффициент полезного действия электрокипятильника, если известно, что при силе тока 5 А и напряжении 220 В он может в течение 8 мин нагреть 600 г воды от 12 °С до кипения.
  9. Определите КПД кипятильника, в котором в течение 15 мин нагрелось 720 г воды от 20 до 100°С при силе тока 4 А и напряжении 120 В.
  10. Электромотор соковыжималки питается от сети с напряжением 220 В. Сопротивление обмотки мотора 2 Ом. Сила потребляемого тока 10 А. Найти потребляемую мощность и КПД мотора.
  11. Электрическую печь включают в сеть с напряжением 220 В. Какой силы ток будет в спирали в момент включения печки, если спираль никелиновая, ее длина равна 5 м, а площадь поперечного сечения 0,1 мм2?
  12. Сколько литров воды находится в емкости, длина которой 0,5 м, ширина 0,4 м и глубина 0,2 м?

Учащийся, успешно освоив на одном уроке определенные навыки, смело демонстрирует их и на других предметах, получая положительные отметки.

Совместно с учителями биологии, химии, физики, литературы можно предложить различные темы рефератов, докладов, сообщений, а также выполнение исследовательских работ.

Перечислю несколько тем интегрированных уроков:

1) алгебра-геометрия и физика:

  • «Графическая интерпретация равномерного движения»;
  • «Изучение уравнений графиков равноускоренного движения»;
  • «Решение физических задач с использованием тригонометрических функций»;
  • «Решение задач по геометрической оптике, используя геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов»;
  • «Векторный язык в курсе физики»;
  • «Язык дифференциального исчисления при изучении гармонических колебаний», «Использование интегрирования при решении ряда задач (радиоактивный распад, поглощение излучений, работа)» и др.

2) химия - физика

Взаимосвязь с химией реализую на уроке «Строение вещества» в 7 классе. Ученики получают первые знания о зависимости свойств элементов от их порядкового номера, знакомятся с Периодической системой Д.И.Менделеева в 8 классе. Уроки «Законы электролиза Фарадея», «Кристаллы и кристаллическая решетка», «Строение атома», «Опыт Резерфорда», «Ядерные реакции», «Сгорание топлива», «Химическое действие света, фотография» связывают физические и химические знания.

3) биология - физика

Взаимосвязь физики с биологией реализую при изучении диффузии, на этом уроке привожу примеры из ботаники. При прохождении звуковых и световых явлений - материал из зоологии и анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом восприятии, особенностях зрения рыб и человека).

4) география - физика

Взаимосвязь физики с географией и экологией реализую на уроках: «Атмосферное давление», «Виды транспорта», «Тепловые двигатели и их значения», «Пути решения экологических проблем», «Работа с географической картой при определении давления на различных глубинах и высотах», «Озоновый экран нашей планеты». В 9 классе в конце учебного года проводится интегрированный урок - «Магнитное поле Земли и других планет», для проведения урока приглашаются учителя географии и биологии, учащиеся заранее готовят сообщения.

Интегрированный урок в 7 классе в форме устного журнала «Сила трения».

На уроке реализую связь:

  1. С математикой: формула, показывающая прямо пропорциональную зависимость модуля силы трения от модуля силы нормальной реакции опоры;
  2. С биологией: примеры того, как растения, животные, человек приспособлены к жизни благодаря трению: круглые и шероховатые поверхности семян для распространения, органы хватания и ползания у растений и животных, специальная смазка у рыб и др. морских обитателей для быстрого передвижения под водой, работа суставов человека и прохождение пищи по пищеводу;
  3. С историей: о памятнике Петру 1, постаментом которого является Гром-камень, переправленный на полозьях и шарах по суше.
  4. С технологией: трение в швейных машинах, пример сварки трением.
  5. С ОБЖ: безопасность на дорогах в зимнее время. И литературная страница: пословицы и поговорки о трении, и сказка «Репка».

Урок о научных открытиях в области космоса в 11 классе.

Опыт показывает, что большой интерес у учащихся вызывают мероприятия, темы которых охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением двух и нескольких школьных предметов. Цель такого мероприятия в яркой увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках физики и применить в другой области, раздвинуть границы учебников, пробудить желание как можно глубже понимать факты.

ТАБЛИЦА 1

Тема урока

С какими предметами связь и в чём она заключается

Свободные электрические колебания. Электрический контур. Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре.

Математика (10-11). Свойства гармонических функций, правило взятия производной, решение уравнений второй производной.

Производство, передача, использование электрической энергии.

География-9. Топливно-энергетический комплекс.

Распространение радиоволн. Радиолокация.

Астрономия. Методы определения расстояния до планет с помощью радиолокации.
ОБЖ. Гражданская оборона.

Дисперсия света.

Изобразительное искусство. Множество цветов и оттенков связано с разной длиной волны видимого спектра.

Инфракрасное и ультра - фиолетовое излучение.

Биология-10. Воздействие ультрафиолетового и инфракрасного излучения на живые организмы и растения.

Рентгеновское излучение.

Биология-11. Причина мутации.
Применение в медицине. Диагностика.

Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей. Связь массы и энергии.

Астрономия. Относительность механического движения. Изменение массы и времени при космических полетах на объекты Галактики.

Химическое действие света. Фотографирование.

Биология. Фотосинтез в зеленых листьях растений. Химия. Реакция разложения.

ТАБЛИЦА 2

Итоговый урок «Развитие взглядов на природу света».

Астрономия. Зависимость плотности потоков излучения от расстояния до точечного источника, скорость света, свойство электромагнитных излучений разных диапазонов частот.

Изучение и поглощение света. Спектральный анализ. Виды спектров. Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров».

Химия. Свечения фосфора. Окислительно-восстановительные химические реакции. Астрономия. Определение химического состава планет и звезд.
Химия. Качественный спектральный анализ.

Состав ядра атомов. Ядерные реакции.

Химия-8. Периодическая система элементов Менделеева. Изотопы. Состав атомных ядер.

Закон радиоактивного распада.

Математика -10,11. Свойства показательных функций.
География-7. Астрономия. Строение и возраст Земли.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Термоядерная реакция.

Астрономия. Внутренние источники энергии звезд. Солнце - ближайшая к нам звезда. Активные образования на Солнце.

Методы регистрации ионизирующих излучений. Получение радиоактивных изотопов и их применение.

История. Определение возраста древних предметов органического происхождения. Метод радиоактивного углерода
ОБЖ. Проникающая радиация. Радиоактивное загрязнение и средства защиты от них. Доза облучения Принцип работы ионизационной камеры и газоразрядного счетчика.
Биология. Использование меченых атомов для определения движения питательных веществ в растениях исследование обмена веществ в организме человека. Мутационное воздействие ионизирующей радиации.
Химия. Получение радиоактивных изотопов всех химических элементов. Трансурановые элементы.

Пословицы и поговорки народов мира.

Динамика. Работа. Энергия

  • Нет такого человека, который хоть раз не поскользнулся бы на льду (осетинская).
  • Пошло дело как по маслу (русская).
  • Угря в руках не удержишь (французская).
  • Как бы ни старается водопад течь вверх, он все равно будет низвергаться вниз (китайская).
  • Брошенный вверх камень на твою же голову и упадет (монгольская).
  • Хорошему прыжку хороший разбег нужен (русская).
  • Что тратишь, поднимаясь в гору, вернешь на спуске (финская).
  • Натягивай лук, думая о расстоянии до цели (монгольская).
  • Пустой кувшин с края крыши быстро свалится (персидская).
  • Шила в мешке не утаишь (русская).
  • Девять мышей вместе потянули и крышку с кадушки с сыром стащили (адыгская).

Гидро- и аэростатика. Гидро- и аэродинамика.

  • Масло в воде всегда наверх всплывет (русская).
  • С тяжелым грузом в воду не прыгают (корейская).
  • Чтобы летать, надо крыльями махать (корейская).

Колебания. Волны. Звук.

  • Когда бьют по стене, и потолок дрожит (корейская).
  • Какая струна оборвалась, слышно по звуку (турецкая).
  • Ударь кулаком по столу - ножницы отзовутся (русская).
  • Медный сосуд звенит, а глиняный молчит (тамильская).
  • Как аукнется, так и откликнется (русская).
  • Подобен барабану - звук сильный, а внутри пусто (сирийская).

Молекулярная физика и тепловые явления

  • Нарезанный лук сильнее пахнет (мальгашская).
  • Рыбной лавке вывеска не нужна (японская).
  • Снег - одеяло для пшеницы (китайская).
  • Быстро нагревается - быстро остывает (японская).
  • Если кочерга длинная, руки не обожжешь (татарская).
  • Вода в новом глиняном кувшине холоднее будет (турецкая).
  • Что сильно кипит, быстро испаряется; что сильно бурлит, вырывается наружу (монгольская).
  • Золото в огне не плавится (осетинская).
  • Лепи из глины, пока она сырая (суахили).

Электричество

  • После того как молния сверкнула, бояться нечего (турецкая).
  • Молния ударяет в высокое дерево (марийская).

Оптика

  • По собственной тени рост не измеряй (узбекская).
  • Палка кривая - и тень кривая (корейская).
  • Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь (японская).
  • Что на зеркало пенять, коли рожа крива (русская).
  • Когда солнышко на небе светит, звезды бледнеют (сербская).
  • Сквозь зеленые очки все кажется зеленым (японская).

Рассмотрим урок связь физика, математика, химия, технология «Повар, кондитер».

Тема: "Физико-химические процессы и математическая модель при изготовлении торта"

Цели урока:

  • обучающие по физике:
    • сформулировать основные понятия молекулярно-кинетической теории, дать понятие «диффузия».
  • по химии:
    • рассмотреть химические процессы, происходящие при
    • смешивании веществ; познакомится с использованием уксусной кислоты и правилами техники безопасности при работе с ядовитыми веществами.
  • по математике:
    • ввести понятие параллельных плоскостей, научиться чертить параллельные плоскости и определять их в окружающем мире;
  • развивающие:
    • развивать логическое мышление, технологическое мышление, наблюдательность;
  • воспитательные:
    • в ходе урока воспитывать чувство взаимопомощи, эстетический вкус, аккуратность при выполнении заданий.

Средства обучения: презентация урока в программе РоwегРоint, натуральные материалы для приготовления теста, математические модели составляющих торта.

Класс делим на четыре бригады, в каждой бригаде выбираем главного кулинара.

Очень часто учащиеся спрашивают нас: «Зачем нам нужна физика, химия и математика?», «Где мы в жизни будем их применять?» и т.д. На эти вопросы мы, преподаватели естественно-научного цикла, отвечаем: «Физика, химия и математика - вокруг нас, эти науки придумала сама жизнь, и вы каждый день используете физические, химические и математические законы, просто не замечаете этого и даже не задумываетесь, что каждую минуту соприкасаетесь с наукой».

Цель нашего урока была доказать важность изучения этих дисциплин. И показать это на примере изготовления торта.

Перед каждой бригадой на столе набор из продуктов.

Сначала последовало объяснение нового материала по физике.

1. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

В темный закрытый ящик поместили разрезанный на дольки апельсин. Далее учащиеся должны догадаться, что там находится.

На основе этой догадки учащиеся убеждаются, что молекулы действительно движутся.

2. Затем рассматриваем такое явление как диффузия.

Сначала учащиеся смешивают молоко и яйца. После перемешивают муку, соль и сахар. Параллельно отвечая на вопрос: «Как Вы думаете, где будет быстрее происходить процесс диффузии в газах, в жидкостях или в твердых телах?».

Далее рассматриваем значение диффузии для воздуха, для растений, для технологических процессов, происходящих в варке варенья и засолке овощей, для техники. Также рассматриваем зависимость диффузии от температуры, продолжая эксперимент и растворяя кусочки сахара в холодной и горячей воде.
Параллельно отвечаем на вопросы: «Подумайте, как зависит диффузия от температуры? Где быстрее будет происходить процесс в горячей или холодной воде?»

Кратко конспектируя в тетради скорость и результаты диффузии зависят от:

  • температуры воды,
  • внешних воздействий,
  • количества вещества,
  • состава вещества.

И закрепляем изученный материал ответами на вопросы:

Объясните почему:

  1. Огурцы через несколько дней после того, как их положили в рассол, стали солеными?
  2. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?
  3. Придумайте два глагола. Что делает диффузия? (движется, проникает, смешивается)
  4. Далее передаем слово преподавателю химии. Для того, чтобы торт получался пышным и рыхлым, какие вещества нужно смешать? (Сода и уксус.)

Проходит не только физический процесс диффузии, но химическая реакция. Учащиеся под руководством преподавателя химии наблюдают за взаимодействием уксусной кислоты и соды.

Вопрос: «Для чего необходим выделяющийся в процессе реакции углекислый газ?» (углекислый газ разрыхляет тесто и делает его более воздушным.)

Уксусная кислота - это очень опасное вещество. Пары уксусной кислоты могут образовывать с воздухом взрывчатую смесь и быть пожароопасными - из-за выделения водорода.

Закрепление, вопрос по химии: «Как же следует хранить уксус?»

Затем передаем слово преподавателю математики.

Итак, в результате физических процессов, химических реакций получилось тесто. Что нужно сделать для дальнейшего изготовления торта? (Разрезать на части и раскатать лепёшки). (Режут, раскатывают)

Вопрос по теме: «Какой стереометрической фигуры является данный полуфабрикат?» (Плоскость).

Далее коржи можно чем-либо пропитать, например, повидлом или сгущённым молоком. Какой физический процесс будет проходить во время пропитки коржей?

В результате наши коржи - плоскости, если всё красиво и правильно уложить, нигде не соприкоснуться, т.е. являются параллельными.

Учащиеся чертят чертёж параллельных плоскостей.

И записывают формулировку определения параллельных плоскостей.

А что будет, если сделать торт не совсем аккуратно и крем нанести не равномерно? (Коржи будут находиться на разном расстоянии друг от друга.)

В этом случае говорят, что плоскости пересекаются.

Учащиеся чертят чертёж пересекающихся плоскостей.

И записывают формулировку определения пересекающихся плоскостей.

Закрепление материала по математике:

Какие виды плоскостей в пространстве существуют?

Приведите примеры параллельных плоскостей в нашем классе.

Далее учащиеся формируют полуфабрикаты тортов.

Записывают интегрированное домашнее задание по физике, математике и химии.

По физике: по учебнику Г.Я.Мякишева 10 класс § 58, стр. 153 выучить.

Привести примеры диффузии в профессии «Повар-кондитер»

По химии: Какие вы знаете средства защиты при работе с ядовитыми веществами?

По математике: Где встречаются параллельные плоскости в оборудовании пищевой промышленности? (ответ зарисовать)

Подводится итог урока, выставление оценок за работу и рефлексия.

Результатом выбранного подхода к обучению является:

  • Применение учащимися знаний смежных дисциплин.
  • Интегративный подход в обучении как помощь в развитии личности учащегося, формирование потребности к учению и саморазвитию.
  • Данный подход позволяет продиагностировать результат деятельности учителей смежных дисциплин.
  • Развитие интереса к предмету физика, формирование целостности понимания единства «Человек - природа - общество».

Развить интерес к учебе и создать ситуацию успеха для мотивированного обучения можно, используя межпредметные связи, поскольку при их систематизированном осуществлении создаётся оптимальное условие для последовательного развития у учащихся всех необходимых умений и навыков; вычислительных, измерительных, графических, моделирования, наблюдения, экспериментирования, формируемых в процессе обучения физики.

  • межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе;
  • межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся.
  • межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в процессе формирования мировоззрения учащихся и роста их творческих способностей.
  • межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д., так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний.

Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Для того чтобы выявить, охарактеризовать и найти пути устранения данных проблем, необходимо провести интенсивный поиск оптимальных условий, этапов и путей превращения дидактической модели межпредметных связей в учебных темах в факт овладения, установления этих связей учащимися. Критериями результативности этого процесса будут являться повышение знаний учащихся и прежде всего системности этих знаний, их мобильности и мировоззренческого потенциала обучаемых.

Самостоятельность же учащихся по выявлению и осуществлению меж­предметных связей формируется в результате целенаправленной работы учителя. Она обеспечивает: развитие у учащихся умения выявлять ведущие положения изучаемой темы и ведущие идеи всего учебного предмета, развитие умения по организации изучения учебного материала вокруг стержневых положений темы и дисциплины в целом на широкой межпредметной основе, осознание учащимися необходимости и важности межпредметного синтеза учебной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теорет. основы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - С. 288.
  2. Иванов А.И. О взаимосвязи школьных курсов физики и математики при изучении величин. // Физика в школе, 1997, № 7. - С. 48.
  3. Кожекина Т.В., Никифоров Г.Г. Пути реализации связи с математикой в преподавании физики. // Физики в школе, 1982, № 3. - С. 38.
  4. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
  5. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.
  7. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1989.
  8. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1985. - С.45.
  9. Коржуев А.В. Методические основы реализации сущностного подхода при обучении физике в средней школе. - М.: 1998.
  10. Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. // Под ред. Менчинской В.А. и др. - М.: Просвещение, 1972.
  11. Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. //Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. МежВУЗовский сборник научных трудов.