Литературная гостиная по творчеству К.И.Чуковского

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Конкурс «Любимые произведения К. И. Чуковского»

Ключевые слова: инклюзивное образование, литературная гостиная, К.И.Чуковский


Цель: закрепить ранее приобретенные знания о творчестве К.И.Чуковского.

  • Коррекционные задачи:
    • развитие фонематических представлений, лексико-грамматических категорий;
    • расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
    • профилактика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
  • Образовательные задачи: развитие устной речи, речемыслительной деятельности на основе наглядности материала по теме урока.
  • Воспитательные задачи: правила работы в группе и правила речевого поведения.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки и фломастеры по количеству детей, реальные предметы (телефон, мыло, блюдце, калоша, термометр, сито, перчатки, кошелек с монетками, мочалка), фильм.

Предварительная работа: на протяжении триместра были изучены произведения автора, проведены классные часы по творчеству К.И.Чуковского и снят фильм по сказке «Федорино горе» с участием детей.

Ход занятия

Логопед: Добрый день, ребята. Сегодня мы собрались для того, чтобы подвести итог большой, совместно-проделанной работы. Все вы читали книги, снимались в фильме. А теперь скажите, кто автор всех изученных произведений? Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить на занятии? (Ответы детей «К.И.Чуковский»).

А давайте вспомним, кто такой К.И.Чуковский?

Презентация

Слайд 2 (Биография)

В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны. Это он придумал множество любимых вами сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.

Слайд 3 (Биография)

Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге в семье крестьянки Екатерины Корнейчуковой и студента Эммануила Левенсона. Через три года после его рождения отец ушел из семьи, и он с матерью переехали в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но был исключён из пятого класса по специальному указу, когда учебные заведения "освобождали" от детей "низкого" происхождения.

Слайд 4 (Биография)

После исключения из гимназии Николай начал самостоятельную жизнь: снял жилье на чердаке и решил жить на собственные средства. Какое-то время он работал в артели маляров, расклеивал афиши, чинил рыбацкие сети, а затем стал репетитором. Большую часть свободного времени он проводил над учебниками, читал Достоевского, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, Дарвина. На основе прочитанного он разработал собственную философскую систему. Интерес к философии остался у Чуковского на всю жизнь.

Слайд 5 (Биография)

С ранних лет стихи его приносят всем радость. Не только вы, а ваши папы, мамы, бабушки и дедушки не представляют себе детства без «Айболита», «Тараканища», «Федориного горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».

Логопед: А теперь, ребята, давайте вспомним из каких же произведений эти отрывки. Слушаем...

Слайд 6

Игра «Вспомни сказку»

Слайд 7, 8

Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
(Айболит)

Слайд 9, 10

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
(Мойдодыр)

Слайд 11, 12

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
(Путаница)

Слайд 13, 14

Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»
(Бармалей)

Слайд 15, 16

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
(Муха-Цокотуха)

Слайд 17, 18

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
(Телефон)

Слайд 19, 20

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
(Федорино горе)

Инсценировка произведения с К.И.Чуковского "Федорино горе" воспитанниками МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Логопед: Большие молодцы, вы хорошо знаете все произведения. Давайте продолжим наш рассказ о писателе.

Слайд 21 (Биография)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал и плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку (А это была сказка "Крокодил") Оказалось, что мальчик запомнил ее всю слово в слово.

Слайд 22 (Биография)

А вот другой случай. Однажды, работая в своем кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, так бурно выражая свое нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, сказал ей тихо:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет "Мойдодыр".

Герои Чуковского не всегда мужественны, честны, воспитаны. Есть среди них и грязнули, и трусы, и хвастуны, и разбойники.

Логопед: Вот так появлялись всеми вами известные строки, просто так легко и звучно. А сейчас мы с вами вспомним героев произведений. Кто они? Кем были?

Слайд 23

Игра «Кто есть кто»

Слайд 24

  • Айболит - ДОКТОР
  • Бармалей - РАЗБОЙНИК
  • Федора - БАБУШКА
  • Каракула - АКУЛА
  • Мойдодыр - УМЫВАЛЬНИК
  • Тотоша, Кокоша - КРОКОДИЛЬЧИКИ
  • Цокотуха - МУХА
  • Рыжий и усатый великан - ТАРАКАН

Логопед: Молодцы, вы со всем справились. Скажите, пожалуйста, а вы помните сказку «Краденное солнце», что там произошло? (Ответы детей «Крокодил солнце проглотил»). Правильно, а в наших словах крокодил проглотил гласные буквы. Давайте вернем буквы обратно.

Слайд 25

Игра «Расшифруй имена сказочных героев»

Слайд 26

Б_РМ_Л_Й

Ц_К_Т_Х_

М_ЙД_Д_Р

Ф_Д_Р_

_ЙБ_Л_Т

Т_Р_К_Н_Щ_

КР_К_Д_Л

Г_ПП_П_Т_М

Слайд 27

БАРМАЛЕЙ

ЦОКОТУХА

МОЙДОДЫР

ФЕДОРА

АЙБОЛИТ

ТАРАКАНИЩЕ

КРОКОДИЛ

ГИППОПОТАМ

Логопед: Молодцы, мы все отлично потрудились, теперь можно и отдохнуть.

Слайд 28

Музыкальная физминутка «Крокодил»

Слайд 29 (Биография)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. И, конечно, Чуковский не любил такие качества у людей как лень, неряшливость. Вспомните, в какой сказке об этом рассказывается? (Ответы детей «Мойдодыр»)

Логопед: Ребята, а вы все знаете, что такое «Бюро находок»? (Ответы детей «Это место куда приносят потерянные вещи»). Вот и у нас с вами есть предметы, которые потеряли герои сказок К.И.Чуковского. Давайте на них посмотрим. Вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.

Слайд 30

Игра «Бюро находок»

  • Телефон (У меня зазвонил телефон) - Телефон
  • Мыло (Вот и мыло подскочило) - Мойдодыр
  • Блюдце (А за ними блюдца) - Федориного горе
  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) - Телефон
  • Термометр (И ставит им градусник) - Айболит
  • Сито (Скачет сито по полям) - Федорино горе
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») - Телефон
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) - Муха-Цокотуха
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) - Мойдодыр

Логопед: Молодцы, ребята.

Слайд 31

А теперь, давайте вспомним, чему же учат сказки К.И.Чуковского? (Ответы детей)

Слайд 32 (Подведение итогов)

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Ответы детей)

Все ли у вас получилось? (Ответы детей)

Что для вас было сложным, а что простым? (Ответы детей)

Вы все старались и хорошо поработали. Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского.

Я желаю вам удивительных встреч с творчеством К.И.Чуковского. И в конце хочу прочитать шутливое стихотворение, которое посвятил Чуковскому поэт Валентин Берестов

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Логопед: А теперь мы предлагаем посмотреть сказку «Федорино горе» рассказанную вами.

Список литературы

  1. Чуковский К.И. От двух до пяти / Корней Чуковский; [оформл. И.Фоминой]. - М.: Дет. Лит., 2016. - 366 с.: ил.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.chukovskiy.ru/bio.html

Информационная справка об Образовательном учреждении

В МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» на сегодняшний день обучается уже более 200 человек. Это 26 классов.

С 2016 года дети обучаются по программам ФГОС О УО (ИН) (Приказ Минобрнауки № 1599 от 2014г.).

Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталостью (в классе до 12 человек) обучаются по 1 варианту ФГОС, обучающиеся с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР (в классе до 5 человек) по 2 варианту ФГОС.

Нарушения речевого развития при первичном интеллектуальном дефекте у обучающихся носят системный характер, оказывают негативное влияние на формирование и развитие устной и письменной речи умственно отсталых школьников, характеризуются особой стойкостью и требуют длительной систематической работы специалистов.

В нашем учреждении работают 5 логопедов, занятия с которыми посещают более 100 детей. У каждого педагога имеется свой кабинет, оснащенный современным оборудованием.