«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;
они будут открывать это новое сами,
моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Мир, который окружает современного школьника очень отличается от того каким он был 10-20 лет назад. Это мир цифры, мир виртуальной реальности, знаков, символов. И, кажется, в этом мире совсем нет места для книги. Учитель получил новые инструменты для «формирования нового человека», но совсем не обязательно отказываться от давно известных, хорошо себя проявивших, методов и приёмов обучения.
Всё чаще и чаще мы слышим слова о том, что дети перестают читать. Что это значит? Возможно, каждый из взрослых сталкивался с нежеланием ребёнка садиться за книгу. Неважно какой объём текста необходим для усвоения - информация не откладывается в голове ученика. Он не может выделить основную идею текста, сформулировать главную мысль, аргументировать свой ответ. Да, пора признать, что читательская грамотность современных школьников снизилась до критической отметки. Человечество развивается так стремительно, всё ускоряясь, завоёвывая не только планету, но и имея ещё более амбициозные планы, благодаря развитию информационного мира, в основе которого лежит способность людей к оперированию знаковыми системами - от языка до математики и музыки. Российский учёный, нейробиолог, психолингвист Татьяна Владимировна Черниговская, в одной из своих статей, отметила, что проблема поверхностного чтения лежит в области психологии. Нарушение нейронных связей левого и правого полушарий мозга приводит к тому, что в сознании ребёнка не выстраивается прочная логическая цепочка «текст-анализ-образ». В этой связи перед нами встаёт очень важная когнитивная и даже экзистенциальная проблема: насколько новые навыки такого высокого ранга, как знаковая грамотность, меняют нас самих? В тоже время когнитивная наука дает нам совершенно новые сведения о работе мозга человека и роли сознательных и бессознательных процессов, которые могут оказать очень мощное влияние на развитие общества в будущем.Для правильного восприятия информации из окружающего мира, мы должны уметь соединять слова с событиями, вещами, явлениями и т.д. [3, с.118]. К сожалению, что-то получается лучше, что-то хуже. В итоге перед сообществом учителей всё острее встаёт проблема отсутствия читательской грамотности у школьников. И тогда возникает вопрос: как организовать работу по развитию читательской грамотности у современных школьников?
Во-первых, необходимо определиться с самим понятием. В материалах ИСРО РАО «Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы» даётся следующее определение: «читательская грамотность - это понимание прочитанного, рефлексия (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной) [6]. Исходя из вышеизложенного мы должны понимать что формирование читательской грамотности включает в себя критический анализ информации, способность выделять наиболее важную её часть и запоминать. Проблема заключается в том, что современный мир перегружен информациией, а значит школьник должен обладать умениями быстрого поиска, оценки её достоверности и чёткой модульной структуры. Как считает В.В.Шоган: «Личностно-значимая тема должна представлять объединённые и укрупнённые сущностью и смыслом содержательные технологические модули, являющиеся актами саморазвития детского сознания» [4, с.13].
В своё время, тема моего самообразования была связана с методом существенного мышления, и использовала я её для формирования и развития образного мышления у учащихся. Что есть образ в нашем сознании? Это трансформация собственного бытийственного сознания в новые символы. Н.Бердяев подчёркивал: «Символ, символизация предполагает существование двух миров, двух порядков бытия. Символ есть посредник, знак и вместе с тем связь - значит соединять, связывать» [1, с.273] . После знакомства с каким-либо текстом, в сознании учащегося начинается сложный процесс формирования целой системы образов, которые позволяют ему зафиксировать эти знания. Как это можно представить?
В.В.Шоган, автор методики концентра воспоминания предлагает следующие этапы урока исторического мышления:
- Микромодуль 1 - интрига.
- Микромодуль второй - воспоминание.
- Микромодул третий - новое знание.
- Микромодуль четвёртый - действенное обобщения
- Микромодуль пятый - возврат к интриге, разрешение её конфликта. (Приложение 1)
Этап 1. Представление знака, опережающего всё воспоминание. На столе учителя стоит блюдце с солью, стакан с водой, стакан с песком. У каждого ученика этот набор может вызвать свои ассоциации, воспоминания. Итогом этого ребуса становится слово «море».
В 5 классе урок «Финикийские мореплаватели». Говорим о тех занятиях, которые связаны с морем. Ребята вспоминают всё, с чем ассоциируется у них море..
Этап 2. Затем, предлагаю открыть нужный параграф и прочитать материал о финикийцах, акцентируя внимание на основных позициях: природно-географические особенности; климат; занятия. Читая текст, находят подтверждение в атласе, зрительно фиксируя важные объекты для запоминания (моря, океаны, горы, реки), переносят в контурную карту.
Этап 3. Учащиеся обобщают характеристику проделанной работы.
Этап 4. Для закрепления использую метод наполнения карты. Саму карту рисую заранее, схематично, используя яркие цвета. Обращаясь к классу прошу заполнить часть карты, связанную с географическими и природными особенностями (карточки с названиями объектов готовлю заранее). Задача ученика выбрать из множества предложенных необходимые и прикрепить к карте. И так действуем по остальным позициям.
Этап 5. В итоге мы получаем заполненную карту и целый смысловой набор ассоциаций, связанных с полученной информацией на уроке. Самое важное - этот набор у каждого ученика поучается свой, индивидуальный, зависящий от его бытийственных представлений.
Этап 6. Возвращаемся к началу, вскрываем сущность воспоминания на 1 этапе. Предлагаю ребятам по заполненной карте выстроить рассказ, опираясь на свой вновь приобретённый опыт.
Здесь уместно вспомнить ещё одну методику для запоминания: мнемотехника. Многие современные исследователи обратили внимание на связь между словом и его визуализацией. К ним относятся, прежде всего, М.А.Зиганов, В.А.Казаренко, А.И.Колеченко, Т.Б.Полянская и др. Говоря о работе с текстом, мы должны понимать, что его разновидностей много. К ним относятся визуальные изображения, в частности карты (схемы), иллюстрации, фотографии, таблицы, графики, которые могут быть предложены для изучения, анализа, систематизации как отдельный информационный источник.
В своей педагогической деятельности я использую ещё один вариант работы: предложила ребятам обратный способ обработки «сплошного» текста, которым и является материал в учебнике. В 10 классе на уроке при изучении темы «Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны» (§30) [5,с.103] им был предложен алгоритм анализа текста. Работа предполагалась в парах.
1. Прочитать материал.
2. Выделить смысловые блоки.
3. Используя цветогамму, как показатель отношения к конкретной информации, представить её в виде графической схемы, опираясь на собственное ассоциативное восприятие. Ученики были вольны в выборе средств и цвета. Получился набор схем, которые впоследствии стали опорным материалом для пересказа текста параграфа. (Рис. 3-5)
Конструируя урок, создавая учебные микроситуации, важно помнить о том, что основой любой работы на уроке, и вне её, для школьника выступает диалогичность: с самим собой, с автором, с другими учащимися. Свою первоочередную задачу как учителя предметов гуманитарного цикла вижу в том, чтобы способствовать формированию и развитию способности учащегося понимать, использовать, оценивать, размышлять, заниматься чтением для того чтобы развиваться, расширять свои возможности для участия в жизни социума.
Список литературы
- Бердяев Н. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. - 300с.
- Казаренко В.А., Зиганов М.А.Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. /серия: Интеллект. Эрудиция. Каръера. - Школа рационального чтения. 2008. - 294с.
- Черниговская Т.В. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т. 2, No 1, с. 116-118.
- Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании/ В.В.Шоган.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 156с.
- История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2/ [М.М.Горинов, А.А.Данилов, М.Ю.Моруков и др.]; под ред.А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016 г. - 176с.
- Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы//Институт стратегии развития образования Российской академии образования. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf