Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует новые цели: формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий, составляющих умения учиться: навыки решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации, и формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания [1].
Логические задания являются ocновными компонентами логичecкого мышления, которoe начинает интecивно развиваться именно в дошкольном возрасте. У детей заложены огромные резервы для дальнейшего развития, реализовать которые можно за счет познавательного интереса. Дошкольный возрacт является продуктивным в развитии логичecкого мышления. На начальной ступени обучения дети включаются в новые для них виды деятельнocти и системы межличнocтных отношений, требующие от них наличия новых псиxoлогичecких качecтв. Именно с приходом ребенка в дошкольное учреждение под влиянием процесса обучения начинaeтся перecтройка вcex его познавательных процeccoв.
Обновление подходов к образованию, активное внедрение в практику работы развивающих технологий привело к изменению концептуальных взглядов на обучение детей и появлению новых требований к дошкольной подготовке ребенка.
Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения.
По утверждению Л.С.Выготского, мышление ребенка - это не спонтанный процесс, а процесс освоения ребенком системы знаний в общении со взрослыми и в постоянном использовании своих умственных способностей [2].
В отечественной и зарубежной психологической науке большое количество исследований посвящены изучению различных видов мышления детей, в которых значительное место отводится именно особенностям формирования и развития наглядно-действенного мышления [3]. Основными признаками наглядно-действенного мышления, как отмечает Н.Н.Поддьяков, является тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий [4].
В дошкольном возрасте мышление ребенка возвышается уже на качественно новую степень развития. Начинает развиваться наглядно-образное мышление. Переход к наглядно-образному мышлению связан с дальнейшим развитием познания ребенком мира, формированием у него умственных действий и овладением языком. Все это обогащает возможности познавательной деятельности детей [5].
С переходом на новый этап развития мышления ребенка происходит определенная перестройка, которая проявляется в овладении ребенком дошкольного возраста элементарными приемами рассуждения [6].
Развитие логического мышления не происходит изолированно, а образуется и развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Многие психолого-педагогические исследования доказали, что мышление складывается и развивается на протяжении всего детства под влиянием условий проживания и воспитания. Когда ребенок рождается, он не обладает мышлением. Познание начинается с ощущения и восприятия предметов окружающей обстановки, образы которых затем хранятся в памяти. Это познание происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе практических действий, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями окружающих его предметов и уточнить собственные представления об этих предметах.
Мышление является результатом развития познавательной деятельности. Оно возникает с того момента, когда ребенок может установить некоторые простейшие связи между явлениями действительности и правильно действовать в соответствии с ними [7].
Мышление заключается в отражении с помощью абстракций сущности предметов и процессов, происходящих в объективном мире. Оно является одним из весомых компонентов сознания человека, ее абстрактно-рациональной, интеллектуальной способностью, которая тесно связана с эмпирическими наблюдениями.
Арифметические задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать всё существенное, второстепенное [8].
Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением [9].
Принято выделять три группы простых задач, т.е. задач, решаемых одним действием.
- К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого арифметических действий. Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
- Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов.
- К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений: увеличение/ уменьшение числа на несколько единиц.
В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации.
Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают [8].
В задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения. Содержание задачи и ее условие может варьироваться, отражая знания детей об окружающей жизни, их опыт. Эти задачи развивают воображение, стимулируют память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.
Таким образом, установив связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», получится, «остаётся». Решая задачи, дети отличаются умением находить зависимость величин. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать всё существенное, второстепенное. А процесс решения задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. Тем самым задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности.
Библиографические ссылки
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2017. - 488 с.
- Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 2018. - 162 с.
- Нескучная математика. 1-4 классы: занимательные материалы / авт. - сост. Н.В.Агаркова. - Волгоград: Учитель, 2018. - 125 с.
- Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб., 2019. - 231 с.
- Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Академия, 2018. - 512 с.
- Ревина Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения/ Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск, 2017. - 180с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 2015. - 184 с.
- 3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 2014. - 328 с.