Работа над песней на уроке английского языка в младшей школе

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Песенный жанр - один из важных жанров музыкального творчества и благодаря наличию вербального текста способен образно и точно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка, воздействовать на эмоции ребенка и его память, развивать интеллект, содействовать эстетическому воспитанию детей. Песня является образцом звучащей иноязычной речи и носителем культурологической информации.

Музыка, в свою очередь, является средством развития всех психических процессов ребенка, пробуждает и стимулирует творческие силы и эмоциональную отзывчивость.

Известно, что песня является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того, песня - это великолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также весьма эффективный способ обогащения словарного запаса и повторения языкового материала на всех этапах обучения иностранного языка. Использование песен на уроке содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха памяти, снижает утомляемость учащихся. На основе песенных текстов можно проводить разнообразную работу по формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков говорения, которую целесообразно сочетать с традиционной методикой работы. Рифма, лад, мелодия способствуют прочному запоминанию песенных текстов. Работа над песней может быть условно разделена на несколько аспектов:

  • Фонетический.
  • Грамматический
  • Технический
  • Лексический
  • Страноведческий.

Деление очень условно, потому что нет чётких границ между этапами, один плавно вытекает из другого. Процесс работы над песней довольно длительный - несколько уроков, хотя на каждом уроке для этого отводится 5-10 минут. Хочу предложить последовательность работы над песней, которую я применяю на своих уроках.

Записываем на доске название песни. В качестве примера возьмём шуточную песню " Old McDonald had a farm".

Обращаем внимание на характер песни (шуточная, лирическая, колыбельная и т.д.) и средства, указывающие на это, на аккомпанемент и манеру исполнения.
Учащиеся прослушивают песню. После прослушивания дети отвечают на вопрос: «Какие слова вам известны?» Сначала это задание вызывает большие трудности у детей, но со временем, при условии систематического его выполнения, дети привыкают быть внимательными; у них развивается слуховая память и внимание и, как показывает практика, с успехом справляются с ним. На данном этапе можно предложить упражнение с выбором:

Old McDonald is a а) writer, b) teacher, с) doctor, d) farmer

Old McDonald has got а) six tigers, b) one horse, с) nine pigs

Old McDonald has got one cow in his a) zоо, b) office, с) class, d) farm

После прослушивания текста (с опорой на его печатный вариант) так же необходимо перевести песню на родной язык.

Работаем над фонетикой. Отрабатываем чтение; звук - сочетание звуков - слово - словосочетание. Работая над фонетикой, необходимо обратить внимание на мелодику песни - чередование ударных и безударных слогов и слов. Отработав, повторяем за диктором текст песни.

Следующий этап - чтение песни. Здесь важно обратить внимание на фонетику и на темп чтения и правильность произнесения отдельных слов и текста в целом. Необходимо нацеливать учащихся на максимальное подражание диктору или учителю.

Работа над грамматической стороной песни. По мере ознакомления с песней делается грамматический комментарий: учитель знакомит учащихся с правилом, объясняет форму образования и особенности употребления того или иного грамматического явления, которое присутствует в песне;

  • спряжение глагола tо hаvе в 3 лице единственного числа
  • правила употребления артикля a
  • вопрос в Present Simple

На уроке можно использовать метод «трансформации»; из повествовательных предложений дети делают отрицательные и наоборот, из единственного числа множественное число и наоборот и т.д. Легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций способствуют многочисленные повторы, которые повышают эффективность тренировки и характерны для песенного жанра.

Работа над запоминанием.

Существует несколько способов запоминания текста:

  • «Неполная фраза» (Complete the phrase). Говорю или пишу на доске начало фразы. Учащиеся по памяти заканчивают её. (Можно включить элемент соревнования: поделить класс на группы, они по очереди восстанавливают строчки из песни).
  • «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
  • «Цепь» (Сhain). Каждый ученик говорит одну строчку куплета и так по очереди до конца.
  • Соревнование «Order the lines». Класс делится на две группы. Каждая группа получает конверт с разрезанной на отдельные строчки песней. Кто быстрее соберёт полный текст песни?

Исполнение песни под музыку с диктором. Исполнение песни самостоятельно под музыку без диктора.

Развитие речи: учащимся предлагается вообразить и описать место действия песни; ферма, где живут главные герои песни, животных и самого хозяина фермы. Дома можно сделать коллаж или рисунок.

На уроке учитель с помощью учеников может осуществить контроль над тем, чтобы каждый ученик прошёл весь этап работы над песней. Широкое использование должны при этом найти групповые и парные формы работы.

Дети проводят взаимный опрос выученной песни.

На последующих уроках песню повторяем один или два раза до полного усвоения и запоминания.

Далее также можно провести конкурс на самое лучшее исполнение песни.

Песни, которые мы с детьми разучиваем, имеют яркую и запоминающуюся мелодию, небольшой объем и четкий ритм. Поэтический текст песен соответствует психическим особенностям учащихся начальной школы, создает определенные чувственные образы. Эти песенки соответствуют возможностям детей, имеют яркую и запоминающуюся мелодию, небольшой объем и четкий ритм. Поэтический текст песен знакомит учащихся с шуточными историями из жизни разнообразных персонажей, с особенностями природных явлений, с игровыми сюжетами, мечтами и реалиями.