Образовательная программа внеурочной деятельности кружок «Тайны родного языка» (общеинтеллектуальное направление)

Разделы: Мастер-класс


35 часов в год

I. Пояснительная записка

Направленность программы: общеинтеллектуальное направление.

Программа курса «Тайны родного языка» реализуется в рамках внеурочной деятельности и составлена в соответствии с:

  1. Законом 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; в ред. Приказов 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. №2357)
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
  4. Учебным планом МОБУ «СОШ №16» г. Якутска на 2019-2020 год
  5. Годовым календарным графиком МОБУ «СОШ №16» г.Якутска на 2019-2020 год учебный год
  6. На основе рабочей программы «Букваря «Кронниковой, «Якутский язык» Захаровой Л.В. 2017.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его "секреты". В этом случае на помощь приходит курс « Тайны родного языка», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир якутской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Секретам якутского языка" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по родному языку, совершенствовать свою речь.

Актуальность и новизна

В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории родного языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие родного языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, развивает познавательный интерес, формирует мотивацию для углублённого изучения курса родного языка. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства родного края , в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Цель: осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.

Задачи

  • познакомить с нормами родного языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладеть учебными действиями с единицами языка, и умением практического использования знаний.
  • особое внимание уделить работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 1-4 класс.

Сроки реализации: общая продолжительность - 4 года, этапы - 1 год.

Краткое обоснование ценностных ориентиров способствуют:

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к родному языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты родного языка.

Режим занятий - 1час в неделю.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты

1 уровень осознавать роль языка и речи в жизни людей, приобретение ребенком под руководством учителя потребности в познании и изучении родного языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

2 уровень эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак), получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к необходимости грамотно выражать свои мысли. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 уровень получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим ребятам, другим участникам, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Познавательные УУД

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

II. Результаты освоения курса

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
  • наблюдать за функцией кратких и длинных гласных в слове;
  • использовать строчные и прописные буквы при написании слов и предложений;
  • находить информацию о лексическом значении слова в толковом словаре;
  • анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

III. Содержание изучаемого курса

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоениекурса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактическиеигры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства родного языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении родного языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Мир полон звуков (6)

  • Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
  • Для чего служит человеческая речь?
  • Как устроен речевой аппарат.
  • Звуки и слова.
  • Связаны ли между собой звуки и смысл?
  • Такие разные гласные и согласные.
  • Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
  • Звукопись как приём художественной речи.
  • Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • анализировать информацию, представленную на рисунке;
  • сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

  • разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
  • игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
  • проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
  • мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

  • Как появились буквы современного якуткого алфавита.
  • Алфавит первого якутского лингвиста С.А.Новгородова.
  • Особенности древнеякутского письма.
  • Как появилась буква «5».
  • Особенности использования букв.
  • Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного родного алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
  • интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
  • наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

  • чтение слов и отрывков текстов, написанных древним латинским алфавитом;
  • экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
  • конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
  • рисование: «Весёлая буква ».

Всему название дано (5 ч)

  • Какие слова появились первыми.
  • Звукоподражательные слова у разных народов.
  • Лексическое богатство языка.
  • Как выбирают имя человеку?
  • Как улицы получают свои названия?
  • Какие якутские имена встречаются на карте мира?
  • О чём может рассказать слово «Терутчу» (родословие)?
  • Знакомство с толковым и орфографическим словарями якутского языка.

Универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  • составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;
  • сравнивать толкование слова в различных словарях;
  • самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
  • мини-сочинение «Я - сын, ученик, спортсмен…»;
  • проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
  • конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова (7 ч)

  • История происхождения слов.
  • Поиск информации о происхождении слов.
  • Слова производные и непроизводные.
  • Словообразовательные связи слов.
  • Корень - главная часть слова.
  • Группы однокоренных слов.
  • Механизм изменения слов с помощью окончания.
  • Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
  • самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
  • наблюдать образование слов в родном языке;
  • анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
  • анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
  • наблюдать значения окончаний, объяснять значение (происхождение) слова;
  • группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
  • взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
  • лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
  • конструирование слов по словообразовательным моделям;
  • проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи (11ч)

  • Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.Сочетание слов по смыслу.
  • Ограничения сочетаемости слов.
  • Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
  • Нарушение сочетаемости слов.
  • Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
  • Исправление ошибок в словоупотреблении.
  • Многозначные слова.
  • «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
  • Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
  • Стилистическая окраска слов.
  • Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
  • Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
  • Слова исконно якутские и заимствованные.
  • История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
  • Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

  • наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
  • самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,
  • «Закончи пословицы»;
  • решение кроссвордов;
  • составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
  • составление шуточных рассказов и стихов.

Календарно-тематическое планирование

Формы занятий: беседы, познавательные викторины, познавательные игры, соревнование, практическая работа, наблюдение, проекты. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Средства и формы контроля

Педагогическое наблюдение.

Педагогические анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

Мониторинг.

Методическое обеспечение

  1. Язык саха как государственный: программа для общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) с русским языком обучения, 2-9 классы / У.Р.Плотникова, Г.Г.Торотоев; М-во образования Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2014. - 144 с.
  2. Взаимодействие русской и якутской литератур: Учеб. пособие. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992.-76 с.
  3. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Бурцев А.А. Введение в историю якутской литературы. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004.
  5. Чирикова А.Н. Изучение литературных взаимосвязей на уроках// Народное образование Якутии. - 1993. - №4. - с.70.