Дошкольный возраст - уникальный - в этот период закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству.
Что же может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.
На базе нашего детского сада с января 2021 г. открыта муниципальная инновационная площадка «Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе отечественных социо-культурных традиций».
Целью нашей работы: реализация системы социального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ как основы духовно-нравственного становления их личности.
Чтобы достичь поставленной нами цели определили следующие задачи:
Задачи:
С педагогами:
- Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую работу инновационной площадки.
- Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по вопросу
- духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
- Координировать совместную деятельность детского сада, семьи, социума в работе по реализации программы.
С детьми:
- Систематизировать работу в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с привлечением всех участников образовательного процесса.
- Развивать у воспитанников познавательные способности, интерес к истории русского народа, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
- Внедрить практику виртуальных экскурсий по России для обеспечения полноценного развития духовно-нравственного воспитания дошкольников
- в учреждении.
- Усовершенствовать имеющееся игровое и образовательное пространство жизнедеятельности ребенка для реализации программы.
С родителями:
- Формировать у родителей активную позицию по вопросам духовно-нравственного воспитания.
- Адаптировать родителей к новой ситуации совместной деятельности по духовно-нравственному направлению.
- Создать единое пространство для взаимодействия между родителями воспитанников детского сада и педагогами ДОУ, формировать позитивный имидж учреждения.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Подходы воспитательной системы
- содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,.
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В связи с этим организована следующая работа:
- совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения;
- создание творческих групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса;
- изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
- использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса.
В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно-нравственного, патриотического воспитания: дискуссии, семинары-практикумы, консультации, лектории, педагогические советы и др., а также мини-музеи. В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.
1. Духовно-образовательное
Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Чтение и анализ художественных произведений.
Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
2. Культурно-познавательное
Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки. В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Традицией стало возложение цветов к «Вечному огню». А совместные посещения Боголюбского Кафедрального собора и Свято-Троицкого мужского монастыря, библиотеки, музея-усадьбы им. А.М.Герасимова помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.
3. Нравственно-трудовое направление
Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту, фантазию и творчество.
4. Взаимодействия с родителями
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
- анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
5. Взаимодействие с социумом
Нашими социальными партнерами по реализации духовно-нравственного воспитания являются:
- МБУ «ЦПВ им. Генерала армии Н.Е.Рогожкина»;
- Мичуринский драматический театр;
- музей-усадьба им.А.М.Герасимова;
- МБУ культуры ЦБ г.Мичуринска;
- МБУДО «Детская музыкальная школа №1» г.Мичуринска;
- Боголюбский кафедральный собор г.Мичуринска.
Более подробно, хочется остановиться на взаимодействии с музей-усадьбой им.А.М.Герасимова. С октября по декабрь 2021 года нами был реализован проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики». В рамках этого проекта были реализованы ряд мероприятий, как на базе нашего детского сада, так и в музее-усадьбе. Такие как: мастер-классы для педагогов, детей и родителей; посещение выставок; выставки работ воспитанников; образовательная деятельность, и многое другое.
Полученные результаты являются основой для дальнейшей работы по данной теме. Перспектива заключается в более детальной разработке обеспечения преемственности связей между детским садом, семьями воспитанников и социального сотрудничества, в разработке тематических проектов совместно с родителями дошкольников, в создании тематических видеороликов, мероприятий для детей и родителей. Публикация материалов по данной теме на сайте ДОУ. И, конечно, разработка программ по дополнительному образованию духовно-нравственной направленности, на основе наработанного материала.