Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.
Задачи:
-
Образовательные задачи:
-
Формировать представления об окружающем мире и роли человека в нем;
- Закреплять представление детей об особенностях времен года с углублением в тему «Первоцветы».
-
Развивающие задачи:
-
Развивать восприятие; развивать произвольное внимание; развивать мыслительные процессы;
- Развивать речь и коммуникативные навыки. Развивать моторику.
- Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе и заботе о ней.
Интеграция областей: речевое развитие, коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Методы и приёмы. Беседа, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Оборудование к занятию:
- Дидактическая игра лото «Времена года»;
- Дидактические картинки «Первоцветы»;
- Плакат о строении растения;
- Мелки, картинки для раскрашивания;
- Горшок, земля, семена, лопатка, вода, лейка;
- Тематические наклейки
Место проведения: групповое помещение
Ход урока
- Дети, как много к нам пришло гостей. Скажите - здравствуйте им скорей.
- Дети: Здравствуйте!
- Дети, подскажите мне пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей)
- А кто мне назовет все три весенних месяца? (ответы детей)
- Дети, а какой у нас сейчас месяц? (ответы детей)
- Молодцы!
- Давайте поиграем и вместе вспомним, как просыпается природа весной
Игра в лото: педагог кладет картинку с изображением весны в центр стола, а маленькие карточки у него перемешаны в коробке. Дети по очереди достают карточки с описанием признаков весны, рассказывают, что видят на картинке (распускаются почки; проталина и грач; тает лед на реке; мальчик сделал скворечник; первые цветы; дети сажают саженцы) с помощью воспитателя, и кладут использованные карточки вокруг картинки.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
- Молодцы!
- Растения весной просыпаются. Весеннее солнце не даёт им спать, и они начинают свой рост. Не успеет игривый весенний ветер разбередить снег на лесных полянках и пригорках, как раскрываются первые цветы.
- Знаете ли вы какие-нибудь весенние цветы? (ответы детей)
- Давайте вместе посмотрим на картинки и познакомимся с весенними цветами.
Цветы-первоцветы. Педагог демонстрирует демонстрационно-дидактический материал с изображением цветов и рассказывает про них:
- Какие красивые названия у первоцветов! Нежные, весенние, красочные. Некоторые из них закрываются на ночь, а утром, с первыми лучами солнца, раскрываются вновь.
- Первоцвет перелеска - самый «звёздный» весенний цветок. Почему? Потому что когда смотришь на него, то, кажется, что в одно место сбежались маленькие звёздочки.
- Подснежник
Самый первый,
Самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется…ПОДСНЕЖНИК
- Крокус - эти цветы называют "детьми радуги": по одной из легенд, они появились на свет в тот день, когда в небе после холодного весеннего дождя встретились солнце и радуга, наполнившие лепестки крокусов силой и окрасившие их в яркие цвета. Этот благородный цветок с радостью отдает людям свое сердце и из тысяч таких сердец получается пригоршня чистого золота - из рылец крокусов делают шафран
- Мать-и-мачеха - самый «солнечный» первоцвет. По какой причине? А цветы мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки. Почему этот цветок имеет такое интересное название? Нижняя поверхность - тёплая, бархатистая - мать; верхняя - холодная, гладкая - мачеха. Мать-и-мачеха прекрасный медонос.
- Пролеска - самый «морской» первоцвет. В связи с чем? Просто во время щедрого цветения довольно большая территория заполняется «синими брызгами», они сливаются, образуя «синее море».
- Ландыш - удивительное растение с нежным ароматом. Ландыш называют майским, потому что цветёт он с мая по июнь всего 10-12 дней. На месте цветков появляются красные ягоды. Запомните! Есть эти ягоды нельзя. Они ядовиты! Часто используют для приготовления духов. Существует легенда, что в этих крохотных колокольчиках очень любят селиться лесные эльфы, которые натирают цветочки по ночам лунным светом, дабы они были еще красивее и белее.
- Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились новые, крепкие, красивые первоцветы.
Не губите первоцветы, весны первые приметы !!!
Физкультминутка
Игра «Садовник» на повторение и закрепление пройденного материала.
Дети становятся в круг, и каждый выбирает себе новое имя - название весеннего цветка - и сообщает садовнику и другим игрокам, далее «цветку» главное не прозевать, когда его окликнут и вспомнить какие цветы растут рядом с ним на «полянке»
- Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме "ландыша".
(называет любой весенний цветок, например «ландыш»)
Ребенок «Ландыш» тут же должен отозваться:
- Ой!
- Что с тобой?
- Влюблен
- В кого?
- В крокус! (тут ребенку важно вспомнить какие еще цветы есть на поляне рядом с ним).
Крокус тут же должен отозваться.
- Ой! И так далее …
Далее игра идет по кругу, педагог следит, чтобы были задействованы все детки.
Если ребенок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен», игра заканчивается. Игра также заканчивается, когда каждый поиграл.
Если детям играть понравится, можно сменить названия и проиграть еще один круг.
Творчество
- Дети, пожалуйста, сядьте за стол, и раскрасьте пожалуйста каждый по картинке с весенним цветком так, чтобы цветы не обиделись. Вначале давайте все раскрасим стебли и листья, потом цветы (дети занимаются творчеством, в это время педагог читает стихи про цветы которые дети раскрашивают)
- Какие у вас получились красивые картинки с первыми весенними цветами.
- А теперь давайте с вами посадим в горшок наши цветы (дети совместно с педагогом сажают растения в горшок)
Итог занятия
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- С какими новыми растениями вы сегодня познакомились?
- Было ли вам интересно, трудно?
- А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших рисунков и подарить садику наши посаженные в горшок цветы.