Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Создание макета по правилам дорожного движения «Грамотный пешеход».
Участники проекта: ребенок подготовительной группы, воспитатель.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц.
Количество участников проекта: 1.
Возраст детей: 6 лет.
Форма проведения: индивидуальный.
Актуальность данного проекта обусловлена тем что все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Поэтому, в группе был разработан проект «Правила дорожного движения детям».
Цель педагогическая: Формирование представлений ребенка о правилах дорожного движения.
Цель детская: узнать, что такое безопасность на дорогах, познакомиться с правилами дорожного движения.
Краткое содержание проекта: данный проект направлен на формирование у ребенка основ безопасности жизнедеятельности, соблюдение элементарных правил поведения на улице через знакомство с правилами дорожного движения и создание игрового макета «Грамотный пешеход».
Ожидаемые результаты:
- Ребенок познакомится с правилами дорожного движения;
- У ребенка повысится уровень ответственности за безопасность жизни;
- Развитие активности, самостоятельности, самосознания; Обогатится словарный запас новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, «зебра», перекресток, светофор, дорожные знаки.
- Закрепление и обобщение у ребенка представлений о различных видах транспорта, о движении транспорта.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с ребенком;
- наблюдение за ребенком в ходе создания проекта, совместной, самостоятельной деятельности.
Продукт проекта: Макет правила дорожного движения «Грамотный пешеход».
Проблема, сформулированная детьми: узнать, какие правила дорожного нужно соблюдать и знать?
Задачи педагогические:
- Проводить активную пропаганду безопасности дорожного движения, вовлекая в образовательный процесс по обучению безопасному поведению на дорогах.
- Познакомить детей с элементарными знаниями о правилах безопасного поведения на улице.
- Вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров, формирование у ребенка навыков осознанного безопасного поведения на улице.
- Закрепить знания о работе светофора.
Гипотеза. Если ребенок поучаствует в создании макета по правила дорожного движения, он заинтересуется данной темой, познакомится с правилами дорожного движения, будет соблюдать правила дорожного движения, будет внимательным и наблюдательным на дороге. Ознакомление с правилами дорожного движения поможет ребенку ориентироваться в различной обстановке, вырабатывает привычку правильно вести себя на дорогах.
План действий
1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о правилах дорожного движения?
|
Что мы хотим узнать? |
Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Можно узнать на занятии. Спросить у родителей. Можно посмотреть в Интернете. |
«Какие правила дорожного движения ты знаешь?», «Знаешь ли ты, для чего они нужны», «Соблюдаешь ли ты правила дорожного движения?» |
Можно узнать из книг, журналов о правилах дорожного движения.
|
2. Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта.
3. Совместное выполнение проекта с ребенком.
4. Обсуждение результатов.
5. Определение перспектив проектирования.
Схема реализации проекта
Перспективы развития проекта: Оформление персональной выставки макета в технике макетирование на тему «Грамотный пешеход».
Реализация проекта
На первом этапе реализации проекта была обозначена проблема, которая заключается в том, что в походе домой, ребенок задал вопрос: «Зачем нужно знать правила дорожного движения?» Проблемная ситуация заключалась в том, что ребенку стало интересно, какие правила поведения на дороге нужно знать.
Решить данную проблему ребенок не может, в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками. Одним из путей решения данной проблемы для удовлетворения интересов и потребностей ребенка является помощь в поиске информации по данной теме.
Для этого использовалась «модель трех вопросов»:
- Что мы знаем о правилах дорожного движения?
- Что мы хотим узнать?
- Что нужно сделать, чтобы узнать?
Результат: совместно с ребенком был разработан план действий, намечен продукт деятельности: макет в технике макетирования «Грамотный пешеход».
На втором этапе с ребенком был проведен цикл бесед на темы: "Какие правила дорожного движения ты знаешь?"; "Кто строго проверяет правила дорожного движения?"; "Почему нужно знать правила дорожного движения?". Искали информацию о правила дорожного движения в книгах и сети Интернет. Рассматривали иллюстрации, играли в электронную игру «Правила дорожного движения для малышей».
Результат: у ребенка сформировалось представление о том, для чего нужно знать правила дорожного движения.
На третьем этапе познакомились с профессией «инспектор ГИБДД», его функциями, подобрали материал для изготовления макета, обсудили основу, атрибуты. Изготовили основу в технике «коллаж», подобрали атрибуты: дорожные знаки, мелкие машинки и т.д.
Результат: Познакомились с профессией «инспектор ГИБДД», узнали кто следит за выполнением правил дородного движения на дорогах, подобрали атрибуты для макета.
На четвертом этапе приступили к созданию макета в технике «макетирование». Объединили основу для макета и атрибуты, наклеили пешеходные переходы и «Проезжую часть», расставили дорожные знаки, здания и т.д.
Результат: Собрали макет «Грамотный пешеход».
На пятом этапе продемонстрировали макет детям в группе, обыграли в свободной деятельности.
Список используемой литературы
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». 2013.
- Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». 2000.
- Добряков В.А. «Три сигнала светофора». 2008.
- Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»1999.
- Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено». 2015.
- Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»; 2007.
- Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем». 2010.
- Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения». 2014.