Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок-диалог.
Цель: сформировать у учащихся представление о процессе становления советской власти в России.
Задачи урока:
- рассмотреть причины и ход Октябрьской революции;
- дать характеристику первым мероприятиям большевиков;
- развитие исследовательских навыков, умения работать с различными источниками исторической информации;
- развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом.
Планируемые результаты:
- Предметные - уметь давать оценку историческим событиям и процессам, систематизировать материал по теме; определять объективные и субъективные предпосылки событий Октября 1917 г.
- Личностные - проявлять чувство любви к Родине, уважение к истории; формирование мотивации и интереса к изучению истории России.
- Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; выделять причинно-следственные связи.
УУД:
- Личностные: формирование чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
- Регулятивные: постановка учебной задачи (формулирование темы, цели и задач урока); принятие познавательной задачи.
- Познавательные: анализ текста, выделение и осмысление информации из исторических источников; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы (работа с Декретами).
- Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
- индивидуальная,
- фронтальная.
Методы и технологии обучения:
- описания (словесный),
- оценки исторических процессов, явлений, событий,
- самостоятельной работы с историческим источником информации,
- дискуссионный.
Приемы работы учителя:
- организация работы с историческим источником,
- фронтальная беседа,
- образное повествование,
- обобщающая беседа.
Оборудование урока:
- компьютер и мультимедийный проектор, текст декретов «О земле», «О мире», аудиозапись выступления В.И.Ленина «Что такое Советская власть».
Основные понятия: ВРК, ВЦИК, СНК, декрет, ВЧК.
Опережающее задание: Учащиеся получили тексты первых декретов большевиков.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы
- Россия накануне восстания
- Восстание в Петрограде
- Первые декреты советской власти
- Обсуждение поставленной в начале урока проблемы.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Учитель включает слова В.И.Ленина «Что такое Советская власть» (www.rusrevolution.info).
2. Вступительной слово учителя
Учитель: Вы только что прослушали аудиозапись. В ней лидер большевиков В.И.Ленин характеризует Советскую власть.
Вопрос: Как он описывает эту власть? Какую оценку Ленин дает власти императорской?
Задание. Прослушав эту аудиозапись, сформулируйте тему, цель и задачи нашего урока.
Ученики формулируют тему, цель и задачи урока.
Ученикам предлагается следующее задание. Прочитать пункт 1 учебника «Россия осенью 1917 г.: кризис обостряется» начать заполнение таблицы
Нерешенные проблемы |
Позиция Временного правительства |
Позиция большевиков |
Земельный вопрос |
||
Рабочий вопрос |
||
Вопрос войны и мира |
||
Национальный вопрос |
Рассказ учителя о вооруженном восстании в Петрограде, свержение власти Временного правительства, становление власти большевиков.
Класс делится на две группы: сторонники революции и сторонники Временного правительства. Диспут на тему: «Кто приносит пользу России?». Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
- Была ли готова Россия к революции?
- Возможно ли было силами Временного правительства, Учредительного собрания решить важнейшие экономические и политические вопросы?
- Есть ли вина большевиков в том, что они захватили власть накануне созыва Учредительного собрания?
- Какие силы должны были находиться у власти в России, чтобы обеспечить ее будущее? Почему?
- Являлась ли в этот период реальной идея создания коалиционного правительства?
Работа с сайтом Революция и Гражданская война: http://www.rusrevolution.info
Ученики получили опережающее задание: ознакомиться с текстами декретов «О земле», «О мире».
Вопросы:
- Повлиял ли Брестский мир на экономическую политику большевиков? Каким образом?
- Какие принципы решения аграрного вопроса были заложены в основу Декрета о земле?
- Как вы считаете, Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?
- В чем состояла политическая привлекательность декретов?
По ходу беседы учащимися заполняется третья колонка таблицы.
Выскажите свое мнение. В 1935 г. Л.Троцкий писал в своем дневнике: «Если бы в Петрограде не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции, руководство большевистской партии помешало бы ей совершиться». Можно ли согласиться с этим мнением? Была ли исторически неизбежна Октябрьская революция в России?
Выскажите свое мнение.
А.И.Деникин. «Очерки русской смуты». «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции».
Экс-премьер царского правительства В.Н.Коковцев в своих воспоминаниях писал: «Революция висела в воздухе».
Американский ученый Р.Пайпс считает Октябрь 1917 г. переворотом, путчем большевиков. «Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог - и это была революция. А Октябрь - хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».
Отечественный историк А.А.Искандеров выделил причины погружения России в революционный хаос. К ним он отнес запоздалую отмену крепостного права, кризис революционного чувства и падение авторитета церкви, разрыв связи монархии с народом, деструктивность враждебных партийно-политических отношений.
М.Геллер, А.Некрич. «Утопия у власти. 1917-1945». «Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».
Российский историк В.П.Дмитриенко утверждал, что Октябрьская революция 1917 г. это сложное, многоуровневое, многоликое историческое явление, сочетавшее в себе аграрный, пролетарско-бедняцкий, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический типы революции. Каждый из этих типов имел свои закономерности и свой уровень противоречий.
Рефлексия
Учитель: Подходит к концу наше занятие. Чтобы вы сами могли проверить, насколько вы усвоили новый материал, предлагаю вам воспользоваться ПОПС-формулой (учащиеся получают раздаточный материал).
ПОПС-формула
П - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что…
О - обоснование (довод в поддержку вашей позиции) …потому, что…
П - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) …например,…
С - следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) …поэтому…
Домашнее задание
Параграф 5, стр. 47.
Дифференцированное задание.
- Составить тест по теме 10-15 тестовых заданий.
- Взятие власти большевиками в октябре 1917 г. называют по-разному: «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Октябрьский переворот» и др. Почему идут споры о названии этого события? Какое название представляется правильным вам? Почему?
Источники
- История России. Начало XX - начало XXI вв. / О.В.Волобуев, С.П.Карпачёв, П.Н.Романов. Учебник. - Изд-во «Дрофа».
- История России. Начало XX - начало XXI вв. / Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, С.П.Карпачёва, П.Н.Романова. - Изд-во «Дрофа».
- Революция и Гражданская война: www.rusrevolution.info