План-конспект урока истории: «Становление советской власти»

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок-диалог.

Цель: сформировать у учащихся представление о процессе становления советской власти в России.

Задачи урока:

  • рассмотреть причины и ход Октябрьской революции;
  • дать характеристику первым мероприятиям большевиков;
  • развитие исследовательских навыков, умения работать с различными источниками исторической информации;
  • развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом.

Планируемые результаты:

  • Предметные - уметь давать оценку историческим событиям и процессам, систематизировать материал по теме; определять объективные и субъективные предпосылки событий Октября 1917 г.
  • Личностные - проявлять чувство любви к Родине, уважение к истории; формирование мотивации и интереса к изучению истории России.
  • Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; выделять причинно-следственные связи.

УУД:

  • Личностные: формирование чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
  • Регулятивные: постановка учебной задачи (формулирование темы, цели и задач урока); принятие познавательной задачи.
  • Познавательные: анализ текста, выделение и осмысление информации из исторических источников; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы (работа с Декретами).
  • Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • фронтальная.

Методы и технологии обучения:

  • описания (словесный),
  • оценки исторических процессов, явлений, событий,
  • самостоятельной работы с историческим источником информации,
  • дискуссионный.

Приемы работы учителя:

  • организация работы с историческим источником,
  • фронтальная беседа,
  • образное повествование,
  • обобщающая беседа.

Оборудование урока:

  • компьютер и мультимедийный проектор, текст декретов «О земле», «О мире», аудиозапись выступления В.И.Ленина «Что такое Советская власть».

Основные понятия: ВРК, ВЦИК, СНК, декрет, ВЧК.

Опережающее задание: Учащиеся получили тексты первых декретов большевиков.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы
  3. Россия накануне восстания
  4. Восстание в Петрограде
  5. Первые декреты советской власти
  6. Обсуждение поставленной в начале урока проблемы.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Учитель включает слова В.И.Ленина «Что такое Советская власть» (www.rusrevolution.info).

2. Вступительной слово учителя

Учитель: Вы только что прослушали аудиозапись. В ней лидер большевиков В.И.Ленин характеризует Советскую власть.

Вопрос: Как он описывает эту власть? Какую оценку Ленин дает власти императорской?

Задание. Прослушав эту аудиозапись, сформулируйте тему, цель и задачи нашего урока.

Ученики формулируют тему, цель и задачи урока.

Ученикам предлагается следующее задание. Прочитать пункт 1 учебника «Россия осенью 1917 г.: кризис обостряется» начать заполнение таблицы

Нерешенные проблемы

Позиция Временного правительства

Позиция большевиков

Земельный вопрос

Рабочий вопрос

Вопрос войны и мира

Национальный вопрос

Рассказ учителя о вооруженном восстании в Петрограде, свержение власти Временного правительства, становление власти большевиков.

Класс делится на две группы: сторонники революции и сторонники Временного правительства. Диспут на тему: «Кто приносит пользу России?». Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

  1. Была ли готова Россия к революции?
  2. Возможно ли было силами Временного правительства, Учредительного собрания решить важнейшие экономические и политические вопросы?
  3. Есть ли вина большевиков в том, что они захватили власть накануне созыва Учредительного собрания?
  4. Какие силы должны были находиться у власти в России, чтобы обеспечить ее будущее? Почему?
  5. Являлась ли в этот период реальной идея создания коалиционного правительства?

Работа с сайтом Революция и Гражданская война: http://www.rusrevolution.info

Ученики получили опережающее задание: ознакомиться с текстами декретов «О земле», «О мире».

Вопросы:

  1. Повлиял ли Брестский мир на экономическую политику большевиков? Каким образом?
  2. Какие принципы решения аграрного вопроса были заложены в основу Декрета о земле?
  3. Как вы считаете, Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?
  4. В чем состояла политическая привлекательность декретов?

По ходу беседы учащимися заполняется третья колонка таблицы.

Выскажите свое мнение. В 1935 г. Л.Троцкий писал в своем дневнике: «Если бы в Петрограде не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции, руководство большевистской партии помешало бы ей совершиться». Можно ли согласиться с этим мнением? Была ли исторически неизбежна Октябрьская революция в России?

Выскажите свое мнение.

А.И.Деникин. «Очерки русской смуты». «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции».

Экс-премьер царского правительства В.Н.Коковцев в своих воспоминаниях писал: «Революция висела в воздухе».

Американский ученый Р.Пайпс считает Октябрь 1917 г. переворотом, путчем большевиков. «Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог - и это была революция. А Октябрь - хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».

Отечественный историк А.А.Искандеров выделил причины погружения России в революционный хаос. К ним он отнес запоздалую отмену крепостного права, кризис революционного чувства и падение авторитета церкви, разрыв связи монархии с народом, деструктивность враждебных партийно-политических отношений.

М.Геллер, А.Некрич. «Утопия у власти. 1917-1945». «Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».

Российский историк В.П.Дмитриенко утверждал, что Октябрьская революция 1917 г. это сложное, многоуровневое, многоликое историческое явление, сочетавшее в себе аграрный, пролетарско-бедняцкий, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический типы революции. Каждый из этих типов имел свои закономерности и свой уровень противоречий.

Рефлексия

Учитель: Подходит к концу наше занятие. Чтобы вы сами могли проверить, насколько вы усвоили новый материал, предлагаю вам воспользоваться ПОПС-формулой (учащиеся получают раздаточный материал).

ПОПС-формула

П - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что…

О - обоснование (довод в поддержку вашей позиции) …потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) …например,…

С - следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) …поэтому…

Домашнее задание

Параграф 5, стр. 47.

Дифференцированное задание.

  1. Составить тест по теме 10-15 тестовых заданий.
  2. Взятие власти большевиками в октябре 1917 г. называют по-разному: «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Октябрьский переворот» и др. Почему идут споры о названии этого события? Какое название представляется правильным вам? Почему?

Источники

  1. История России. Начало XX - начало XXI вв. / О.В.Волобуев, С.П.Карпачёв, П.Н.Романов. Учебник. - Изд-во «Дрофа».
  2. История России. Начало XX - начало XXI вв. / Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, С.П.Карпачёва, П.Н.Романова. - Изд-во «Дрофа».
  3. Революция и Гражданская война: www.rusrevolution.info