Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными"

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Технологическая карта урока русского языка

Класс

9

Дидактическая цель

Способствовать формированию УУД в процессе применения знаний и умений в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях средствами технологии уровневой дифференциации с использованием ИКТ. Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения.

Задачи:

находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;
отличать СПП с придаточными сравнения от СПП с придаточными, внешне сходными с ними;
продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы;
совершенствовать пунктуационные навыки.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.

Планируемые результаты:

Предметные

    Знать понятия: синтаксис, сложноподчиненное предложение, придаточное сравнительное.
  1. Уметь классифицировать сложноподчиненные предложения.
  2. Уметь отличать придаточные сравнительные предложения от других сравнительных конструкций.
  3. Уметь писать сочинение-рассуждение с использованием сложноподчиненных предложений с придаточным сравнительным.

Метапредметные

Познавательные:

    Использовать наблюдение языкового материала для построения логического рассуждения.
  • Создавать (синтезировать) текст из разрозненных предложений.

Коммуникативные:

    Конструировать вопросы и ответы.
  • Строить монологическое контекстное высказывание.
  • Аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

    Самостоятельно определять цели, задачи деятельности.
  • Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
  • Самостоятельно осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности.
  • Работать в группе в соответствии с заданными правилами.

Личностные:

    Развитие смыслообразующей функции познавательного мотива к изучению предмета «Русский язык».
  • Готовность в выбору профильного образования.

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая

Средства обучения

    Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
  • Мультимедийное сопровождение урока.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку.
  • Дидактический раздаточный материал.
  • Репродукция картины В.Цыплакова «Мороз и солнце».

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Оргмомент

Приветствует учащихся. Предлагает проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность.

Умеют подготовить рабочее место к уроку.

2. Целеполагание и мотивация

Учитель создает проблемную ситуацию: знакомит с лексической темой урока, обращая внимание на репродукцию В.Цыплакова «Мороз и солнце».
Предлагает прочитать предложения на слайде и сформулировать задания к ним. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Читают предложения про себя, формулируют вопрос - проблему, которую нужно решить.

Умеют самостоятельно формулировать проблему.

Предлагает сформулировать цели, задачи деятельности на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Формулируют цели урока.

Умеют самостоятельно определять цели, задачи деятельности.

3. Актуализация знаний и умений

Учитель сообщает, что для выполнения сформулированного задания необходимо вспомнить изученный материал.
Предлагает сформулировать пять вопросов на повторение учебного материала и дать ответы на них.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Самостоятельно формулируют вопросы на повторение учебного материала и конструируют ответы.

Умеют самостоятельно формулировать вопросы и конструировать ответ.

Предлагает одному ученику выполнить задание на доске, а остальным учащимся списать предложение с доски, выбрав нужное по теме урока, синтаксическая конструкция которого еще не знакома, расставить знаки препинания, провести его синтаксический анализ, составить схему предложения, проверить правильность выполнения, сверяясь с образцом на доске.
Предлагает назвать все общие и отличительные признаки СПП с разными видами придаточных (определительными и изъяснительными, сравнительными). Слушает ответы учащихся, корректирует их.

Выполняют задание, аргументируя постановку знаков препинания.

Сравнивают предложения и называют все общие и отличительные их признаки.

Умеют определять вид синтаксической конструкции, проводить синтаксический анализ предложения, аргументировать постановку знаков препинания.
Умеют сравнивать языковой материал, находить общие и отличительные признаки. Умеют ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

4. Применение знаний:
- в знакомой ситуации

Предлагает учащимся познакомить класс с результатами группового опережающего домашнего задания разного уровня сложности. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Предлагает по ходу ответов каждой группы заполнить таблицу «Роль сравнительных конструкций в речи».
Предлагает проверить правильность заполнения таблицы с эталоном на доске и оценить результат работы по 10-балльной системе оценки.

Выполняют задания учителя (применяют знания в знакомой ситуации)
Представляют результаты домашнего задания, заполняют таблицу.
Оценивают правильность выполнения задания, используя 10-бальную систему оценки.

Умеют выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Умеют анализировать языковой материал, выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства. Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Предлагает самостоятельно выполнить тестовые упражнения разного уровня сложности на определение синтаксической конструкции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
После выполнения предлагает осуществить самоконтроль, сверяясь с образцом на доске.
Предлагает прокомментировать выполнение задания. Анализирует ответы учеников, корректирует. Предлагает оценить правильность выполнения задания, используя 10-балльную систему оценки.

Самостоятельно выполняют тестовое задание, выбирая уровень сложности.
Самостоятельно осуществляют самоконтроль. Комментирую выполнение задания.

Оценивают правильность выполнения задания, используя 10-бальную систему оценки.

Умеют самостоятельно осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

- в измененной ситуации

Предлагает прочитать предложения на карточке, рассмотреть схему и сформулировать задание (составить из разрозненных предложений текст, используя предложенную схему).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Предлагает прочитать то, что получилось и доказать, что это текст, определить тип текста, объяснить роль сравнительных синтаксических конструкций в тексте. Предлагает списать только ту часть текста, в которой описывается картина.

Предлагает оценить правильность выполнения задания, используя 10-балльную систему оценки.

Читают предложения, знакомятся с предложенной схемой, формулируют задание. Составляют из разрозненных предложений текст заданного типа.
Читают полученный текст, доказывают, что это текст, объясняют роль сравнительных конструкций в тексте. Записывают текст.

Оценивают правильность выполнения задания, используя 10-балльную систему оценки.

Умеют выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, составлять целое из частей (осуществлять синтез), аргументировать свою точку зрения.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

5. Физминутка
Технология Здоровьесбережения
(1 минута)

- Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией - в этом поможет нам физминутка.

Выполняют движения под музыку на слайдах

Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

- в новой ситуации

Предлагает сделать вывод об особенностях употребления сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными, выстраивая свой ответ как рассуждение по цитате Д.Ушинского: «Всё в мире мы познаём не иначе, как через сравнение». (вариант ОГЭ 15.1)

Предлагает оценить правильность выполнения задания, оценить достоинства сочинения участников другой группы.

Делают вывод об особенностях употребления сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными, создают монологическое высказывание-рассуждение по цитате.

Умеют аргументировать свою точку зрения, владеть монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

6. Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневое творческое домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Консультирует учащихся.

Самостоятельно выбирают для себя вариант разноуровневого домашнего задания, записывают домашнее задание.
Консультируются с учителем (по объёму и характеру домашнего задания.

Умеют делать выбор задания.

7. Рефлексия

Предлагает оценить количественную составляющую выполнения задания.

Анализируют свою работу на уроке.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.