Технологическая карта урока русского языка
Класс |
9 |
Дидактическая цель |
Способствовать формированию УУД в процессе применения знаний и умений в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях средствами технологии уровневой дифференциации с использованием ИКТ. Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения. |
Задачи: |
находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;
|
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
Планируемые результаты: |
|
Предметные |
|
Метапредметные |
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
|
Методы обучения |
Репродуктивный, частично-поисковый |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная, групповая |
Средства обучения |
|
Ход урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. Оргмомент |
Приветствует учащихся. Предлагает проверить готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность. |
Умеют подготовить рабочее место к уроку. |
2. Целеполагание и мотивация |
Учитель создает проблемную ситуацию: знакомит с лексической темой урока, обращая внимание на репродукцию В.Цыплакова «Мороз и солнце».
|
Читают предложения про себя, формулируют вопрос - проблему, которую нужно решить. |
Умеют самостоятельно формулировать проблему. |
Предлагает сформулировать цели, задачи деятельности на уроке.
|
Формулируют цели урока. |
Умеют самостоятельно определять цели, задачи деятельности. |
|
3. Актуализация знаний и умений |
Учитель сообщает, что для выполнения сформулированного задания необходимо вспомнить изученный материал.
|
Самостоятельно формулируют вопросы на повторение учебного материала и конструируют ответы. |
Умеют самостоятельно формулировать вопросы и конструировать ответ. |
Предлагает одному ученику выполнить задание на доске, а остальным учащимся списать предложение с доски, выбрав нужное по теме урока, синтаксическая конструкция которого еще не знакома, расставить знаки препинания, провести его синтаксический анализ, составить схему предложения, проверить правильность выполнения, сверяясь с образцом на доске.
|
Выполняют задание, аргументируя постановку знаков препинания. Сравнивают предложения и называют все общие и отличительные их признаки. |
Умеют определять вид синтаксической конструкции, проводить синтаксический анализ предложения, аргументировать постановку знаков препинания.
|
|
4. Применение знаний:
|
Предлагает учащимся познакомить класс с результатами группового опережающего домашнего задания разного уровня сложности. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|
Выполняют задания учителя (применяют знания в знакомой ситуации)
|
Умеют выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Умеют анализировать языковой материал, выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства. Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности. |
Предлагает самостоятельно выполнить тестовые упражнения разного уровня сложности на определение синтаксической конструкции.
|
Самостоятельно выполняют тестовое задание, выбирая уровень сложности.
Оценивают правильность выполнения задания, используя 10-бальную систему оценки. |
Умеют самостоятельно осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности. Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности. |
|
- в измененной ситуации |
Предлагает прочитать предложения на карточке, рассмотреть схему и сформулировать задание (составить из разрозненных предложений текст, используя предложенную схему).
Предлагает прочитать то, что получилось и доказать, что это текст, определить тип текста, объяснить роль сравнительных синтаксических конструкций в тексте. Предлагает списать только ту часть текста, в которой описывается картина. Предлагает оценить правильность выполнения задания, используя 10-балльную систему оценки. |
Читают предложения, знакомятся с предложенной схемой, формулируют задание. Составляют из разрозненных предложений текст заданного типа.
Оценивают правильность выполнения задания, используя 10-балльную систему оценки. |
Умеют выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, составлять целое из частей (осуществлять синтез), аргументировать свою точку зрения. Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности. |
5. Физминутка
|
- Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией - в этом поможет нам физминутка. |
Выполняют движения под музыку на слайдах
Наши ручки
|
|
- в новой ситуации |
Предлагает сделать вывод об особенностях употребления сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными, выстраивая свой ответ как рассуждение по цитате Д.Ушинского: «Всё в мире мы познаём не иначе, как через сравнение». (вариант ОГЭ 15.1) Предлагает оценить правильность выполнения задания, оценить достоинства сочинения участников другой группы. |
Делают вывод об особенностях употребления сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными, создают монологическое высказывание-рассуждение по цитате. |
Умеют аргументировать свою точку зрения, владеть монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
6. Информация о домашнем задании |
Предлагает разноуровневое творческое домашнее задание.
|
Самостоятельно выбирают для себя вариант разноуровневого домашнего задания, записывают домашнее задание.
|
Умеют делать выбор задания. |
7. Рефлексия |
Предлагает оценить количественную составляющую выполнения задания. |
Анализируют свою работу на уроке. |
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности. |