Введение
Нельзя не согласиться с высказыванием Н.В.Гоголя «Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить», ведь на протяжении всей истории общества нужна была творческая энергия человека. И современный период требует от личности инициативности, жажды нового, способности находить нетривиальные решения, встающих перед обществом проблем. Следовательно, проблема развития творческой личности ребенка сегодня актуальна. Ведь чем больше будет творческих людей, тем богаче будет общество.
Внеклассная работа по изобразительному творчеству - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению предмета.
Проблему поддержания интереса к предмету и развития творческой личности ребёнка успешно решаю через занятость обучающихся в творческом объединении «Радужная кисть». Внеурочная деятельность обучающихся в данном кружке, способствует формированию и развитию художественно-эстетических навыков, содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизации и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у кружковцев практические навыки изобразительной грамоты.
Современная система образования ориентирована на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности в рамках занятий в кружке. Отличительной особенностью данной программы являются методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации: научная и художественная литература; музейные экспонаты; работа с натуры. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, для создания творческих работ. Занятия в кружке способствуют формированию умения транслировать свои мысли и чувства через творчество. Попадая на кружковые занятия, ребёнок погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный увлекательный мир.
Основная часть
Курс программы «Радужная кисть» расчитан на два года обучения и предназначен для детей от 8 до 14 лет, в условиях образовательных учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждениях различных типов, реализующих программы дополнительного образования детей. Формирование групп должно происходить на постоянной основе. Разница в возрасте не больше трёх лет.
Объём программы:
- первый год обучения: 72 часа, региональный компонент 20-25%;
- второй год обучения: 72 часа, региональный компонент 20-25%,
Цель программы: в практической деятельностной форме в процессе личного художественного творчества обучающие развивают композиционные навыки, чувство ритма, вкус к работе с художественными материалами: акварель, гуашь, пастельные мелки, уголь и т.д.
В рамках кружковой деятельности учащиеся осваивают разнообразные художественные техник: ала прима, многослойное письмо, гротеск, пальчиковая роспись, рисунок, коллаж и т.д.
Формы организации образовательного деятельности:
- групповые;
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- коллективные.
Задачи программы:
Обучающие:
- способствовать приобщению детей к культурному наследию изобразительного искусства, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- углубить представления о культуре родного края и сформировать чувство сопричастности к нему;
- способствовать развитию чувства композиции, ритма, понимания формы, пропорционального соотношения предметов в композиции.
- способствовать формированию у детей потребности создавать красоту, совершать добрые дела и поступки.
Развивающие:
- расширить изобразительные навыки обучающихся в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- развивать навыки работы карандашом, кистью, мелками, работа кистью по влажной бумаге, работа акварелью в несколько слоёв, работа с природным материалом;
- развивать способы совмещения различных художественных техник при выполнении творческих проектов;
- развивать воображение, фантазию, внимание, память;
- развивать такие качества, как трудолюбие, целеустремлённость, находчивость, любознательность
Воспитательные:
- прививать любовь и чувство сопричастности к большой и малой Родине (республике Адыгее, аулу, посёлку, району, семье, школе);
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
- воспитывать уверенность в себе, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, чувство взаимопомощи.
Принципы Программы:
- Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
- Личностный - развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
- Принцип системности и последовательности - обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
- Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
- Принцип доступности - получение новых знаний, умений и навыков и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
- Принцип творчества - развитие через творческую деятельность.
- Принцип ответственности - использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
- Принцип наглядности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Показатели освоения Программы:
Интеллектуально-когнитивный компонент
- Устойчивый интерес обучающихся к истории Родины, к народным традициям, культуре, искусству народов, проживающих в Республике Адыгеи и РФ.
Эмоционально-чувственный компонент
- Любовь к своему краю, своей семье, близким людям, восхищение народным творчеством, уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям.
Деятельностно-практический
- Сознательное участие ребенка в трудовой деятельности (создание композиций, которые могут стать семейной реликвией), в массовых народных мероприятиях, жизни посёлка, района, республики, школы, класса.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- названия цветов;
- об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);
- элементарные правила смешения цветов.
должны уметь:
- правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
- узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи, вышивке;
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах
- смешивания главных красок для получения составных цветов.
должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение цвет предметов;
- правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее удаленных предметов;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.
Формы и виды контроля
При оценке усвоения программы применяются следующие виды контроля:
- собеседование
- наблюдение
- выполнение отдельных заданий
- показ и выставка лучших работ
По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом. Предлагаются следующие уровни усвоение программы:
На занятиях активно применяется мультимедийное оборудование, позволяющее сочетать информацию различного типа (голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию). Усиление наглядности повышает интерес к предмету и стимулирует высокие результаты.
Заключение
Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Внеклассные занятия, в большей степени, чем урок, приспособлены для развития у учащихся самостоятельности в работе, творческой самостоятельности и изобретательности. Они позволяют глубже и конкретнее познакомить учащихся со многими вопросами художественного творчества, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практикой его использования, привить и развить многие ценные практические навыки и умения. Основной смысл реализации данной программы: помогать раннему самоопределению ребёнка в будущей профессии, помочь сделать безошибочный выбор в будущем; повысить его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей; дать возможность ребёнку полноценно, ярко, творчески прожить детство, развивая свои творческий потенциал, самосовершенствуясь, реализуя себя. Подросток, который с удовольствием выполняет конкурсные задания, участвует в предметных олимпиадах, конкурсах начинает ценить свои отношения с педагогами, со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Участвуя и побеждая в школьных конкурсах, ребёнок готовится к следующим довольно серьёзным испытаниям - конкурсам более высокого уровня. Полученные знания и умения выпускник сможет применить для оформления интерьера дома, дизайна одежды, для изготовления сувениров друзьям и близким, а в будущем, при выборе профессии - педагога дополнительного образования, учителя технологии и изобразительного творчества, модельера, дизайнера интерьера, архитектора.
Список литературы
1. Неменский Б.М. Мудрость красоты /Автор: Неменский Борис Михайлович; Редактор: Истратова С.П.; Художник: Ивнова О.М.; Составитель Фирсова Л.М. - Издание 2-е, переработанное и дополненное - Библиограф: с 253, 254 - Рис на обороте тит. Лист выполнен Л.А. Неменской. М. Просвещение, 1987. -253,{3} c.: ил.+ {33} л.; 21 см -100000 экз.- (в пер)
2. Неменский Б.М. Познание искусством - М.: Изд-во УРАО,. 2000.
3. Азаматова, народный орнамент/ Майкоп, 1960. Котляров, В. Живая связь времен. Декоративно-прикладное искусство Кабардино-Балкарии/ В.Котляров - Нальчик, 2007. Саральп, М.Л., В реке времени…/ - Санкт-Петербург, 2009. Студенецкая, народов Северного Кавказа XVIII - XX вв. / - Москва: Наука, 1989.; Теучеж, искусство адыгов/ - Москва, 2005. Шиллинг национальные узоры/ - Искусство - 1940. - № 3.
4. Гучев З.Л. Искусство адыгской циновки.
5. Ермолаева Тамина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей. // Вопросы психологии 1975г. - №5.
6. Кряжева Н.П. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996г.
7. Ст Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс, 2013. Серия: Библиотека программы «Детство».
8. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство».
9. Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс, 2007. Серия: Библиотека программы «Детство».
10. Курочкина Н.А. «Знакомим с портретной живописью (Большое искусство - маленьким)». Детство-Пресс, 2009.
11. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство».