«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми с инвалидностью, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
- Нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Недостатками речевого и сенсорного развития
- Недостаточной познавательной активностью
- Нарушением зрения
- Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением)
- Замедленным и ограниченным восприятием
- Недостатком развития моторики
- Недостатками развития мыслительной деятельности
- Нарушением слуха
К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Цель психолого-педагогического сопровождения: Создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Выявление особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии);
- Возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное отделение.
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление запроса;
- Направление на ЦПМПК. После того как было выдано направление родители (законные представители) могут отказаться (в письменном виде) или согласиться. Если соглашаются то родители собирают необходимые документы для прохождения ЦПМПК.(при необходимости);
- После прохождения ЦПМПК родители (законные представители) приносят заключение в ДО;
- Заполнение родителями (законными представителями) необходимых документов, разрешающие специалистам ДО проводить коррекционные занятия с ребенком ОВЗ;
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ЦПМПК;
- Составление расписания занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе;
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДО;
- Реализация индивидуальной программы или маршрута;
- Проведение промежуточной диагностики и анализ;
- Консультирование родителей.
Индивидуально-образовательный маршрут
Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития
Ключевые направления работы с детьми с ОВЗ:
- Диагностическое направление
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление
- Коррекционно-развивающее направление
- Организационно-методическое направление
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике.
Диагностическое направление:
- Правильная оценка возможностей детей с ОВЗ;
- Выявление особых образовательных потребностей.
Коррекционно-развивающее направление:
- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
- Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- Формирование и развитие социальных навыков и социализации;
В программе коррекционной работы на дошкольной ступени образования эти направления взаимосвязанны.
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Специалисты разрабатывают рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление это:
- подготовка материалов к консилиумам, к методическим объединениям, к педагогическим советам и участие в указанных мероприятиях;
- оформление документации.
Задачи маршрута сопровождения:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;
- подготовка к школьному обучению;
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута:
- Возраст ребенка;
- Состояние здоровья;
- Уровень готовности к усвоения ООП;
- Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;
- Профессионализм специалистов образовательного учреждения;
- Возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома;
- Возможность материально-технической базы ОУ;
- Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата.
Работа с учащимися с ограниченными возможностями и их родителями
Взаимодействие с родителями ориентировано на оказание помощи ребенку и его семье в решении различного рода проблем: взаимоотношения в семье, учебные затруднения, общение, выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и переходе в среднюю школу, выбор профильного образования и т.д.
Цель взаимодействия с родителями - профилактика возникновения (или эффективное решение) различного рода проблем у учащихся. Координатором сотрудничества с семьей во многих образовательных учреждениях является социальный педагог.
Организация взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне и предполагает:
- Создание программно-методического обеспечения и координации решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Создание программно-методического обеспечения для выявления и коррекции проблем, возникающих между членами семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
- Создание условий для реализации права родителей (или лиц, их заменяющих) на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилитации и образования;
- Активное вовлечение семьи в работу учреждения, обеспечивающего сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Консультирование родителей по проблемам развития их детей;
- Обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;
- Организация обратной связи родителей с учреждением и др.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье:
Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического и воспитательно-педагогического характера.
Семейное консультирование: специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка.
Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
Родительский час. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
Родителям предоставляется следующая информация:
- О предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
- Об основных образовательных программах;
- О дополнительных коррекционно-развивающих программах;
- О содержании психолого-педагогической коррекции;
- О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.
Переписка или «Служба доверия».
Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.