Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в пространстве ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.

Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми с инвалидностью, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:

  • Нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Недостатками речевого и сенсорного развития
  • Недостаточной познавательной активностью
  • Нарушением зрения
  • Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением)
  • Замедленным и ограниченным восприятием
  • Недостатком развития моторики
  • Недостатками развития мыслительной деятельности
  • Нарушением слуха

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Цель психолого-педагогического сопровождения: Создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • Выявление особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии);
  • Возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное отделение.

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление запроса;
  • Направление на ЦПМПК. После того как было выдано направление родители (законные представители) могут отказаться (в письменном виде) или согласиться. Если соглашаются то родители собирают необходимые документы для прохождения ЦПМПК.(при необходимости);
  • После прохождения ЦПМПК родители (законные представители) приносят заключение в ДО;
  • Заполнение родителями (законными представителями) необходимых документов, разрешающие специалистам ДО проводить коррекционные занятия с ребенком ОВЗ;
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ЦПМПК;
  • Составление расписания занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе;
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДО;
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута;
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ;
  • Консультирование родителей.

Индивидуально-образовательный маршрут

Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития

Ключевые направления работы с детьми с ОВЗ:

  • Диагностическое направление
  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление
  • Коррекционно-развивающее направление
  • Организационно-методическое направление

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике.

Диагностическое направление:

  • Правильная оценка возможностей детей с ОВЗ;
  • Выявление особых образовательных потребностей.

Коррекционно-развивающее направление:

  • Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • Формирование и развитие социальных навыков и социализации;

В программе коррекционной работы на дошкольной ступени образования эти направления взаимосвязанны.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Специалисты разрабатывают рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно-методическое направление это:

  • подготовка материалов к консилиумам, к методическим объединениям, к педагогическим советам и участие в указанных мероприятиях;
  • оформление документации.

Задачи маршрута сопровождения:

  • развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
  • осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
  • проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;
  • подготовка к школьному обучению;
  • оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута:

  • Возраст ребенка;
  • Состояние здоровья;
  • Уровень готовности к усвоения ООП;
  • Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;
  • Профессионализм специалистов образовательного учреждения;
  • Возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома;
  • Возможность материально-технической базы ОУ;
  • Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата.

Работа с учащимися с ограниченными возможностями и их родителями

Взаимодействие с родителями ориентировано на оказание помощи ребенку и его семье в решении различного рода проблем: взаимоотношения в семье, учебные затруднения, общение, выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и переходе в среднюю школу, выбор профильного образования и т.д.

Цель взаимодействия с родителями - профилактика возникновения (или эффективное решение) различного рода проблем у учащихся. Координатором сотрудничества с семьей во многих образовательных учреждениях является социальный педагог.

Организация взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне и предполагает:

  • Создание программно-методического обеспечения и координации решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Создание программно-методического обеспечения для выявления и коррекции проблем, возникающих между членами семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
  • Создание условий для реализации права родителей (или лиц, их заменяющих) на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилитации и образования;
  • Активное вовлечение семьи в работу учреждения, обеспечивающего сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Консультирование родителей по проблемам развития их детей;
  • Обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;
  • Организация обратной связи родителей с учреждением и др.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье:

Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического и воспитательно-педагогического характера.

Семейное консультирование: специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

Родительский час. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

Родителям предоставляется следующая информация:

  • О предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
  • Об основных образовательных программах;
  • О дополнительных коррекционно-развивающих программах;
  • О содержании психолого-педагогической коррекции;
  • О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.

Переписка или «Служба доверия».

Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.