1. Пояснительная записка
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный.
(Алио Мирцхулава, грузинский поэт)
1.1. Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию.
1.2. Тема: Исследовательский проект по внеклассному чтению «Якутские народные сказки о животных».
Актуальность. Спросил у мудреца человек: «Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?» На что мудрец ответил встречным вопросом: «А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?» Человек, подумав, сказал: «Чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем чтобы не умереть». Мудрец сказал: «Да. Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер.…». К сожалению, все мы признаем, что в современном мире для хорошей книги осталось совсем немного места. Особенно остро стоит проблема детского чтения. Когда ребёнок мало читает, он слабо овладевает техникой чтения, у него низкий уровень восприятия текста, происходит падение речевой грамотности. Научить детей правильному, беглому, осознанному, вдумчивому чтению - одна из главных задач начального обучения.
1.3. Целевая аудитория: обучающиеся 3-х классов.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Исследовательский проект по внеклассному чтению «Якутские народные сказки о животных» проводится в рамках круглогодичной проектной деятельности по внеклассному чтению младших школьников «Чтение + творчество» («Аа5ар-сайдар эйгэбит»). В ходе проектной деятельности учащиеся не только читают рекомендованные произведения по определенной тематике, но и занимаются творческой и исследовательской деятельностью. Проводятся музейные (Музей им.С.Зверева, Тойбохойский музей, Эльгяйский краеведческий музей) и библиотечные уроки (Детская поселенческая библиотека с Сунтар).
1.5. Цель: повышение читательской грамотности обучающихся в области фольклора - якутских народных сказок, осознание себя как грамотного читателя и активного пользователя информации, способного к творческой деятельности.
Задачи:
- расширение круга читательских интересов;
- исследование якутских народных сказок, их героев, изучение соответствия описания внешнего вида, среды обитания, повадок героев-животных с действительностью;
- развитие коммуникативных качеств, устной и письменной речи, умений работать в группе;
- развитие творческих способностей учащихся;
- осмысление мудрости якутских народных сказок, как национального и культурного наследия народа саха;
- воспитание бережливого отношения к живой природе и братьям меньшим.
Планируемые результаты. Обучающиеся научатся:
- актуализировать прочитанный материал, жизненный опыт, знания, полученные из музейного урока в ходе проектной деятельности;
- соотносить, сравнивать художественный и научно-популярный тексты;
- осмысливать особенности якутских народных сказок, отмечать мудрость и наблюдательность народа, отраженные в сказках.
1.6. Форма проведения: исследовательский проект. Б.Шоу писал: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность». Системно-деятельностный подход связан с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает и выбирает их вместе с обучающимися.
Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте системно-деятельностного подхода.
1.7. Технологии, методы, приемы
Технологии:
- технология продуктивного чтения;
- проектные технологии;
- технология развития критического мышления;
- ИКТ-технологии;
- проблемный диалог;
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, исследовательская деятельность.
Приёмы: наглядные, словесные и практические.
1.8. Ресурсы и оборудование: выставка книг (якутских народных сказок) о животных, выставка фотографий животных-героев сказок, планшеты с выходом в Интернет.
1.9. Рекомендации: проект рекомендуется для внеклассной воспитательной работы учителям начальных классов, руководителям ВУД в начальной школе.
2. Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
В рамках круглогодичной проектной деятельности по внеклассному чтению младших школьников «Чтение + творчество» («Аа5ар-сайдар эйгэбит») в ноябре (месячник Байаная) учащиеся получают задание прочитать якутские народные сказки о животных по выбору из рекомендованного списка. На классном часе «Байанай аартыга» проводится беседа приглашенного охотника о повадках зверей. В конце месяца организуется выездная экскурсия в Региональный краеведческий музей с Эльгяй, где учащиеся наблюдают внешний вид животных, знакомятся с образом их жизни по рассказам экскурсовода и материалам музея.
Технологическая карта мероприятия
Этап мероприятия |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
Приветствие. |
Приветствует детей цитатой составителя книги «Якутские народные сказки» С.Шуртакова: «Сказки с малых лет как бы дают нам уроки человечности. Нет, они не поучают, но всем ходом разворачивающихся событий, всем своим смыслом, незаметно для нас самих внушают нам: будь терпеливым и настойчивым в достижении цели, будь честным и щедрым...». |
Настраиваются на мероприятие. |
2.Актуализация знаний |
1. Краткий анализ прочитанных сказок о животных.
|
Диалог:
|
Участвуют в диалоге с учителем и другими учениками. |
3.Постановка и определение цели и задач мероприятия |
Осмысление цели и задач мероприятия и планирование действий. |
Выделяет тему и проблемный вопрос:
|
Участвуют в диалоге с учителем и другими учениками.
|
4. Работа в группах
|
Дети делятся на 3 группы
|
Предлагает работу над текстом сказки, выделить в тексте описание героев-животных и другую важную информацию. |
Перечитывают содержание сказки (пересказывают друг другу краткое содержание), читают выборочно описание животных и другую информацию, которая показалась важной. |
5. Работа в группах.
|
По ссылке учителя ученики читают в сети Интернет научно-популярную статью о животном.
|
Предлагает провести обмен полученной информацией, выделить ключевые слова в описаниях животных, выделить в текстах важную информацию о среде обитания, питании, и др. |
Обсуждают, сравнивают, делают выводы. Выбирают выступающего, который рассказывает о результатах сравнения, делает выводы об образе жизни, питании, повадках животных.
|
6. Работа в группах
|
Группы выбирают из выставки фотографии животных-героев народных сказок. |
Предлагает доказать, что письменное описание в сказке соответствует изображению на фотографии (или живой природе)
|
Обсуждают, выбирают выступающего, который доказывает.
|
7. Творческая работа в группах |
1.Оформление аппликации из цветной бумаги «Животные-герои сказок» по технологии «Рваная бумага»
|
Предлагает творческую работу в группах по выбору, используя полученную информацию о животных. |
Работают в творческих группах по выбору. |
8. Выставка творческих работ |
Защита творческих работ по группам |
Предлагает продемонстрировать творческие работы. |
Демонстрируют свои творческие работы.
|
9. Итоги мероприятия |
Обмен впечатлениями |
Предлагает провести обмен впечатлениями от мероприятия, подвести итог.
|
Делятся впечатлениями,
|