Исследовательский проект по внеклассному чтению "Якутские народные сказки о животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Якутские народные сказки, сказки о животных


1. Пояснительная записка

Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный.
(Алио Мирцхулава, грузинский поэт)

1.1. Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию.

1.2. Тема: Исследовательский проект по внеклассному чтению «Якутские народные сказки о животных».

Актуальность. Спросил у мудреца человек: «Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?» На что мудрец ответил встречным вопросом: «А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?» Человек, подумав, сказал: «Чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем чтобы не умереть». Мудрец сказал: «Да. Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер.…». К сожалению, все мы признаем, что в современном мире для хорошей книги осталось совсем немного места. Особенно остро стоит проблема детского чтения. Когда ребёнок мало читает, он слабо овладевает техникой чтения, у него низкий уровень восприятия текста, происходит падение речевой грамотности. Научить детей правильному, беглому, осознанному, вдумчивому чтению - одна из главных задач начального обучения.

1.3. Целевая аудитория: обучающиеся 3-х классов.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Исследовательский проект по внеклассному чтению «Якутские народные сказки о животных» проводится в рамках круглогодичной проектной деятельности по внеклассному чтению младших школьников «Чтение + творчество» («Аа5ар-сайдар эйгэбит»). В ходе проектной деятельности учащиеся не только читают рекомендованные произведения по определенной тематике, но и занимаются творческой и исследовательской деятельностью. Проводятся музейные (Музей им.С.Зверева, Тойбохойский музей, Эльгяйский краеведческий музей) и библиотечные уроки (Детская поселенческая библиотека с Сунтар).

1.5. Цель: повышение читательской грамотности обучающихся в области фольклора - якутских народных сказок, осознание себя как грамотного читателя и активного пользователя информации, способного к творческой деятельности.

Задачи:

  • расширение круга читательских интересов;
  • исследование якутских народных сказок, их героев, изучение соответствия описания внешнего вида, среды обитания, повадок героев-животных с действительностью;
  • развитие коммуникативных качеств, устной и письменной речи, умений работать в группе;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • осмысление мудрости якутских народных сказок, как национального и культурного наследия народа саха;
  • воспитание бережливого отношения к живой природе и братьям меньшим.

Планируемые результаты. Обучающиеся научатся:

  • актуализировать прочитанный материал, жизненный опыт, знания, полученные из музейного урока в ходе проектной деятельности;
  • соотносить, сравнивать художественный и научно-популярный тексты;
  • осмысливать особенности якутских народных сказок, отмечать мудрость и наблюдательность народа, отраженные в сказках.

1.6. Форма проведения: исследовательский проект. Б.Шоу писал: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность». Системно-деятельностный подход связан с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает и выбирает их вместе с обучающимися.

Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте системно-деятельностного подхода.

1.7. Технологии, методы, приемы

Технологии:

  • технология продуктивного чтения;
  • проектные технологии;
  • технология развития критического мышления;
  • ИКТ-технологии;
  • проблемный диалог;

Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, исследовательская деятельность.

Приёмы: наглядные, словесные и практические.

1.8. Ресурсы и оборудование: выставка книг (якутских народных сказок) о животных, выставка фотографий животных-героев сказок, планшеты с выходом в Интернет.

1.9. Рекомендации: проект рекомендуется для внеклассной воспитательной работы учителям начальных классов, руководителям ВУД в начальной школе.

2. Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

В рамках круглогодичной проектной деятельности по внеклассному чтению младших школьников «Чтение + творчество» («Аа5ар-сайдар эйгэбит») в ноябре (месячник Байаная) учащиеся получают задание прочитать якутские народные сказки о животных по выбору из рекомендованного списка. На классном часе «Байанай аартыга» проводится беседа приглашенного охотника о повадках зверей. В конце месяца организуется выездная экскурсия в Региональный краеведческий музей с Эльгяй, где учащиеся наблюдают внешний вид животных, знакомятся с образом их жизни по рассказам экскурсовода и материалам музея.

Технологическая карта мероприятия

Этап мероприятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие.

Приветствует детей цитатой составителя книги «Якутские народные сказки» С.Шуртакова: «Сказки с малых лет как бы дают нам уроки человечности. Нет, они не поучают, но всем ходом разворачивающихся событий, всем своим смыслом, незаметно для нас самих внушают нам: будь терпеливым и настойчивым в достижении цели, будь честным и щедрым...».
https://www.labirint.ru/reviews/goods/622883/

Настраиваются на мероприятие.

2.Актуализация знаний

1. Краткий анализ прочитанных сказок о животных.
2. Обмен своим опытом встречи в живой природе с животными-героями сказок.
3. Обмен впечатлениями от посещения краеведческого музея.

Диалог:
- Понравились ли вам прочитанные сказки? О каких героях-животных вы узнали из сказок? Знакомы ли вам какие-нибудь животные из героев? Нашли ли вы героев-зверей среди экспонатов музея?

Участвуют в диалоге с учителем и другими учениками.

3.Постановка и определение цели и задач мероприятия

Осмысление цели и задач мероприятия и планирование действий.

Выделяет тему и проблемный вопрос:
- Как доказать соответствие описания внешнего вида и образа жизни животных в сказках с действительностью?
Предлагает план действий в соответствии с предложениями детей

Участвуют в диалоге с учителем и другими учениками.
Планируют деятельность.

4. Работа в группах
Исследование-анализ текста сказки

Дети делятся на 3 группы
Выбирают из выставки 1-2 сказки из предложенных

Предлагает работу над текстом сказки, выделить в тексте описание героев-животных и другую важную информацию.

Перечитывают содержание сказки (пересказывают друг другу краткое содержание), читают выборочно описание животных и другую информацию, которая показалась важной.

5. Работа в группах.
Поиск дополнительной информации о животном

По ссылке учителя ученики читают в сети Интернет научно-популярную статью о животном.
Сравнивают описания в тексте сказки с научно-популярным текстом.
https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn
--p1ai/search/tag/
%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%
D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5

https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-
mir/87970-prezentaciya-dikie-zhivotnye-
yakutii.html

Предлагает провести обмен полученной информацией, выделить ключевые слова в описаниях животных, выделить в текстах важную информацию о среде обитания, питании, и др.

Обсуждают, сравнивают, делают выводы. Выбирают выступающего, который рассказывает о результатах сравнения, делает выводы об образе жизни, питании, повадках животных.
Участвуют в диалоге с учителем и другими учениками.

6. Работа в группах
Исследование-сравнение.

Группы выбирают из выставки фотографии животных-героев народных сказок.

Предлагает доказать, что письменное описание в сказке соответствует изображению на фотографии (или живой природе)
по алгоритму:
1. Размер
2.Окрас
3. Среда обитания
4. Питание
5. Отличительные особенности

Обсуждают, выбирают выступающего, который доказывает.
Участвуют в диалоге с учителем и другими учениками.

7. Творческая работа в группах

1.Оформление аппликации из цветной бумаги «Животные-герои сказок» по технологии «Рваная бумага»
2. Придумывание загадок (по внешнему виду, по информации, полученной из научно-популярной статьи)
3. Придумывание синквейна «Животные - герои сказок»
(1 имя существительное - 3 имен прилагательных - 2 глагола)

Предлагает творческую работу в группах по выбору, используя полученную информацию о животных.

Работают в творческих группах по выбору.

8. Выставка творческих работ

Защита творческих работ по группам

Предлагает продемонстрировать творческие работы.

Демонстрируют свои творческие работы.
Участвуют в диалоге с учителем и другими учениками.

9. Итоги мероприятия

Обмен впечатлениями

Предлагает провести обмен впечатлениями от мероприятия, подвести итог.
Предлагает осмыслить особенности якутских народных сказок о животных.

Делятся впечатлениями,
Обсуждают свои действия.
Подводят итог.
Отмечают мудрость и наблюдательность якутского народа, отраженные в сказках.