Использование веб-сервиса Google Classroom для организации электронного обучения школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Думаю, большинство из нас знакомы со многими сервисами Google. Сложно найти Интернет-пользователя, который ни разу не использовал их. Но, как мне кажется, не все знают, что Google предлагает также большое количество инструментов, которые можно эффективно применять в процессе обучении. Все они бесплатны, надежны и просты в использовании.

Весной 2020 года школьники из-за пандемии коронавируса перешли на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, трендами стали приложения и сервисы, позволяющие организовывать совместную деятельность, вести проекты и исследования, обмениваться информацией и документами используя интернет-среду.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий и без эпидемии постепенно и все прочнее входит в образование, становится все популярнее. Появляется все больше сервисов, которые помогают развивать и совершенствовать удаленный процесс обучения.

Задумавшись над тем, как организовать учебный процесс в своих выпускных классах, я обратила внимание на интерактивный сервис Google Classroom (или Гугл класс).

Google Classroom - это интерактивная платформа, бесплатный сервис дистанционного взаимодействия, объединяющий различные сервисы Google. С помощью него можно создать учебный курс (класс) онлайн со всеми необходимыми материалами.

Как может использовать Google Classroom учитель?

Он может:

  • создать свой виртуальный класс(курс);
  • организовать запись учащихся на курс;
  • делиться с учениками необходимым учебным материалом;
  • предложить свои задания ученикам;
  • оценивать задачи учащихся и следить за их прогрессом;
  • организовать обратную связь между учителем и учеником.

Так как Google Glassroom интегрирован всеми сервисами Google (Диском, Документами, Календарем, Формами и Gmail), то можно размещать видео, тексты и картинки, использовать документы общего доступа, общаться посредством почты, определять сроки выполнения заданий. Все материалы автоматически добавляются в папки на Google Диске. Работать можно как с компьютера, так и с телефона или планшета. Google Classroom доступен в Интернете и через мобильное приложение Google Класс для Android и IOS.

В Classroom я создала два собственных виртуальных курса (класса): им присваиваются уникальные коды, по которым доступ к ним получают мои ученики.

На странице каждого курса я публикую учебные материалы, могу проводить опросы, тесты и создавать тематические задания.

Каждому заданию можно установить срок выполнения. При этом в режиме реального времени можно наблюдать за тем, как ученики выполняют задания, видеть список сданных и несданных работ и выставлять оценки.

Учитель также может публиковать объявления в ленте класса, добавляя в них не только текст, но и, например, изображения или видео с Youtube, общаться с учениками в чате.

Ученики могут видеть список задач курса: как выполненные, так и те, которые только предстоит сделать. При этом каждому ученику учитель может дать индивидуальное задание, которое не увидят другие.

Вот как, например, Google Classroom помог мне организовать работу учащихся 9-х классов над проектами по теме «Многогранники. Тела вращения». Каждый класс был разделен на 5 групп. Каждая группа изучала одно геометрическое тело по заранее определенному плану, готовила модель фигуры, разбирала решение нескольких задач. Подготовку к этой работе мы начали еще на уроках в школе. Результатом же групповой работы стала единая сетевая презентация, сделанная каждым классом в Гугл классе. Для этого мне достаточно было сделать задание, в котором был создан шаблон презентации, прописана инструкция по выполнению и выбрана функция совместного использования документа. При этом я могла наблюдать процесс создания презентации, давать советы и комментарии в общем чате. Учащиеся также имели возможность общаться и просматривать, как идет работа в других группах, создающих другие части общей презентации.

На заключительном этапе учащиеся представляли свою работу во время видеоконференции, но оценивание работы мы снова провели с помощью документа общего доступа. На этот раз капитаны команд заполняли таблицу, оценивая работу своей группы, по тем критериям, которые мы заранее с ними утвердили. Проверить, как учащиеся усвоили материал темы мне тоже помогли сервисы Google. С помощью Google Форм можно составлять тесты по вариантам, а с помощью Гугл класса назначать их определенным учащимся на определенный срок, выставив шкалу оценивания.

Одним из важных, на мой взгляд, преимуществ интерактивный сервиса Classroom является возможность реализовать дифференцированное обучению. Технология организации Google Classroom позволяет выставлять задания группе учеников или выстраивать индивидуальные маршруты отдельных учеников. Таким образом можно помочь каждому ученику достичь положительных результатов в соответствии с его способностями, а активным и мотивированным ученикам - не потерять интереса к познанию. Такой дифференцированный подход я смогла осуществить при организации подготовки учащихся и к ОГЭ, и к ЕГЭ по математике.

Задание для учащихся я прикрепляла в виде отдельного файла, отбирая именно тот материал, который необходим классу или группе учащихся класса. Созданный файл отображается в ленте, и его увидят только те, кому он адресован. Оповещение будет отправлено автоматически на электронную почту учащихся. Учащиеся же прикрепляют в виде фотографий свои решения (см рис. 1).

Рис. 1

Несомненным достоинством сервиса считаю, возможность видеть решения, записанные учащимися в заданиях, требующих развернутого ответа, что особенно важно при подготовке ко второй части экзамена, как ОГЭ, так и ЕГЭ.

Сервис Google Classroom позволяет не только видеть детские работы, но и оставлять комментарии, возвращать на доработку. Таким образом осуществляется обратная связь и все работы хранятся в одном месте, не переполняя почту учителя и не теряясь в почте, не требуется скачивание файла для того, чтобы его прокомментировать (см рис. 2). В автоматическом режиме ученики получают оповещение об оценке за выполненное задание или возвращении работы на доработку. Общение можно реализовать и путем создания объявлений, которые могут видеть все ученики курса.

Рис. 2

Сервис легко интегрируется со средой для создания интерактивных листов, веб-сервисом Live Worksheets, который позволяет рабочие материалы, созданные в форматах docx, pdf, jpg и png, превратить в интерактивный материал для самопроверки. С помощью этого веб-сервиса я смогла создать материалы для отработки тех заданий экзамена, которые требуют краткого ответа.

Важным преимуществом Google Classroom является и гибкая настройка заданий: можно менять сроки сдачи и шкалу оценок, создавать черновики и указывать дату и время их автоматической публикации в ленте курса, получать автоматические оповещения календаря курса.

Я организовала работу в Гугл классе с учащимися 9 и 11 классов, которые уже имеют достаточно высокий уровень IT-компетенций. Ни у кого из них не было проблем с регистрацией в почте, присоединением курса, отправкой файлов. Но для того, чтобы получить максимальный эффект от использования Google Classroom с учащимися более младшего возраста, необходимо провести подготовительную работу на уроке: показать ученикам, как ввести правильно логин и пароль, проверить почтовый ящик, работать с письмами, оповещениями, заданиями в среде Classroom, отправлять ответы, прикрепляя файлы и т.д.

Таким образом, Google Classroom является доступным, бесплатным легко настраиваемым сервисом - платформой для создания электронного образовательного ресурса, поддерживающего обратную связь с обучающимися. Однако, не предусмотрена вебинарная комната для онлайн встреч с учениками, что, конечно, является недостатком, но вполне преодолимым. Можно использовать любой другой ресурс Skype, Zoom, Discord и т.п.

Получив опыт работы с сервисом, я убеждена, что он сможет стать моим хорошим помощником и в дальнейшем, дополняя очное обучение и расширяя его возможности.

Независимо от того, какой предмет вы преподаете, Google Classroom - отличный инструмент для обмена информацией со своими учениками, сбора их работы и предоставления обратной связи. Если у вас есть учетная запись Google то, Classroom просто сидит там и ждет, чтобы помочь вам бросить вызов своим ученикам.

Источники:

  1. https://it-school.pw/category/comand-comand/
  2. https://classroom.google.com
  3. https://elgreloo.com/nauka-obuchenie/google-classroom