Изучение влияния условий окружающей среды на формирование личностных особенностей близнецов

Разделы: Биология


ВВЕДЕНИЕ

При изучении программного материала по биологии, я познакомилась с различными методами исследования генетики человека (генеалогический, близнецовый, биохимический и другие). Меня заинтересовал близнецовый метод, так как в нашей школе есть несколько пар близнецов. Я решила исследовать этот метод подробнее.

Близнецы являются генетическими копиями друг друга, поэтому похожи как две капли воды. Они живут в одной семье, играют в одни и те же игрушки, ходят в одну школу. Могут учиться с одинаковым успехом, любить или не любить одни и те же предметы. У них часто общие друзья, интересы и увлечения. Но так ли они похожи на самом деле?

Гипотеза исследования состоит в том, что близнецы похожи только внешне, но могут быть разными по своим психологическим особенностям.

Цель исследования: изучить влияние условий окружающей среды на формирование личностных особенностей близнецов, обучающихся в МБОУ «СОШ №9» г. Вязники, Владимирской области.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • провести исследование по изучению психологических особенностей близнецов;
  • исследовать индивидуальность близнецов доступными мне средствами;
  • сравнить близнецовые пары и сделать выводы.

Объект исследования: близнецовые пары, обучающиеся МБОУ «СОШ №9» г. Вязники, Владимирской области: Смирновы Елизавета и Полина, Ядрышниковы Ксения и София, Кулышовы Кирилл и Даниил.

Предмет исследования: антропометрические и личностные данные близнецов.

Методы исследования: близнецовый метод, изучение литературы, анкетирование, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Причины рождения и частота рождения близнецов.

На основании близнецовой статистики на сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. Число рождающихся близнецов по отношению к общему количеству новорожденных в разных странах и на разных континентах различно. Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди представителей негроидной расы, чем среди представителей европеоидной расы. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии. (Приложение 1 таблица №1)[4]

То, что касается Российской Федерации, в последнее время близнецы в России рождаются с завидным постоянством. Больше всего близнецов появляется на свет в Центре России, в Поволжье и Сибири. Это - доказательство улучшения качества нашей жизни. (Приложение 1, таблица № 2)

Полагают, что многоплодие генетически обусловлено. Однако это справедливо лишь для дизиготных близнецов. Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, показывающие, что вероятность рождения дизиготных близнецов повышается с увеличением возраста матери, а также порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняется, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учащению полиовуляции. Имеются также данные о снижении частоты рождения близнецов почти во всех индустриальных странах. С изобретением ЭКО увеличился процент рождения близнецов - как дизиготных (так как матери подсаживаются сразу несколько зигот), так и монозиготных (причина не выяснена, возможно, делению способствуют лабораторные условия). [2]

2. Виды близнецов и их особенности.

Близнецы- дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов практически одновременно. Близнецы могут быть как однополые, так и разнополые.[6]

Выделяют два основных типа близнецов:

  • Монозиготные (гомозиготные)
  • Дизиготные

Монозиготные (однояйцовые, гомозиготные или идентичные) близнецы образуются из одной зиготы (одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом), разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. Они обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные идентичные близнецы всегда одного пола и обладают очень большим портретным сходством. Среди монозиготных близнецов часто отмечается большое сходство характеров, привычек и даже биографий. Примерно 25 % идентичных близнецов зеркальные. Это может выражаться внешне (у одного родинка на левой щеке, у другого - на правой) или даже в расположении внутренних органов (например, сердце у одного из близнецов может оказаться справа), часто один из таких близнецов левша, другой - правша. Чем позже разделяется зигота, тем больше шансов у детей приобрести зеркальность. Отпечатки пальцев у идентичных близнецов похожи по некоторым характеристикам, таким как тип шаблона, количество линий, однако детальный рисунок отличается. (Приложение 2, фото 1)[4]

Монозиготные, полуидентичные (полярные) - особый тип близнецов. В науке его принято называть промежуточным типом между монозиготными (однояйцовыми) и дизиготными (неидентичными). Встречаются крайне редко, и процесс их образования очень сложен. Вместе с яйцеклеткой, ещё до её оплодотворения, образуется полярное тельце - небольшая клетка, которая обычно отмирает. Считается, что в некоторых случаях полярное тело, несвойственным ему образом, расщепляется. Оно увеличивается в размерах, получает больше питания и не отмирает, как обычно. Вместо этого оно ведёт себя, как вторая яйцеклетка. Полярное тело и яйцеклетка могут быть оплодотворены двумя разными сперматозоидами.

Таким образом, получаются близнецы, у которых приблизительно половина генов одинаковая (от матери), а другая половина - разная (от отца). Они сочетают черты как монозиготных, так и дизиготных, поэтому их еще называют полуидентичными. В отличие от монозиготных идентичных близнецов, монозиготные полуидентичные могут быть разного пола, возможно, этим можно объяснить существование похожих как две капли воды разнополых близнецов ((Приложение 2, фото 2).[6]

Особую группу среди однояйцовых близнецов составляют необычные типы: двухголовые (как правило, нежизнеспособные) и ксифопаги («сиамские близнецы») ((Приложение 2, фото 3). Наиболее известный случай - родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Тайланд) сиамские близнецы - Чанг и Энг. Они прожили 63 года, были женаты на сестрах-близнецах; Чанг произвел на свет 10, а Энг - 12 детей. Когда от бронхита умер Чанг, спустя 2 часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудины до пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержала печеночную ткань, связывающую две печени. Любая хирургическая попытка разделить братьев вряд ли в то время была бы успешной. В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами.

Дизиготные близнецы развиваются в том случае, если две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, так как имеют около 50 % идентичных генов. Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов. ((Приложение 2, фото 4)[7]

Дизиготные близнецы не обязательно зачаты во время одного полового акта, разница может составлять несколько дней. Интересно, что в редких случаях могут родиться дизиготные близнецы от разных отцов. Это явление называется суперфекундация. Иногда дизиготные близнецы имеют общую сросшуюся плаценту.

Как, так и монозиготные близнецы бывают не только двойняшками, но и тройняшками, четверней и так далее вплоть до 9 детей. Полярные близнецы крайне мало изучены, но, вероятно, могут быть только двойней. Также зафиксированы случаи, когда в тройне рождались к примеру 2 идентичных близнеца и один не идентичный.

Суперфекундация - оплодотворение двух или более яйцеклеток одного овуляционного периода различных мужских особей.

Оплодотворение нескольких яйцеклеток разными сперматозоидами обычно происходит в течение нескольких часов или дней после первого акта оплодотворения в данном овуляционном периоде. Сперматозоиды могут существовать внутри тела самки в течение 4-5 дней. После овуляции яйцеклетка способна к оплодотворению в течение 12-48 часов.

3. Интересные факты о близнецах.

  1. Считается, что близнецы рождаются в один день с интервалом в несколько минут. Но бывают исключения, когда они появляются на свет даже в разные годы. Например, близнецы Ханна и Даниэль Рид родились с разницей в минуту, нов двух разных годах - 2013 и 2014. Есть и другая история в гинекологии, когда близнецы родились с разницей в 84 дня. Англичанка Пегги Линнпо родила дочь Ханну 11 ноября 1995 года, а ее братика Эрика через 84 дня- 2 февраля 1996 года.
  2. Самые маленькие младенцы из двойни родились в Канаде в 1994 году. Малышки Анна и Джон весили по 400 и 430 г. А самым большим весом при рождении обладали близнецы Хаскин, родившиеся в Арканзасе 2- февраля 1924 года, общий вес их составил 12,5 кг.
  3. Бразильский городок Кандиду-Годой притягивает к себе внимание серьезных ученых и конспирологов. Это объяснимо - процент близнецов здесь выше в 10 раз, чем в среднем по планете. Население города около 350 человек, и 10 %-двойняшки. Ученые не могут найти объяснения данному феномену. Сами индийцы ссылаются на проделки бога Рама, имевшего детей-близнецов.[5]

4. Знаменитые российские близнецы.

Известно, что между близнецами существует непонятная связь, и часто они выбирают одну профессию. В России можно насчитать немало братьев и сестёр - близнецов, которые вместе построили успешную карьеру.

  • Самые знаменитые близнецы Советского Союза - это братья Владимир и Юрий Торсуевы, Сыроежкин и Электроник из фильма «Приключения Электроника».
  • Татьяна и Ольга Юкины из детского фильма «Королевство кривых зеркал»
  • Братья Константин и Борис Бурдаевы певцы и музыканты из российской группы «Братья Гримм».
  • Валерий и Александр Пономаренко - творческие личности, но состоялись они в разных сферах. Валерий стал театральным актёром, Александр - музыкантом. Участвовали в телепередаче «Кривое зеркало».
  • Татьяна и Ольга Арнтгольц реализовали себя как актрисы театра и кино.
  • Андрей и Василий Березуцкие. Одновременно в 17 лет они начали играть в большой футбол в составе клуба «Торпедо-Зил». Затем перешли в ЦСКА.
  • Андрей и Сергей Сафроновы -иллюзионисты создают зрелищные шоу и ведут «Битву экстрасенсов».

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Методика исследований

В работе я использовала методики:

  • Метод Сименса по идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены.

Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы.[4]

  • Определение уровня самооценки по психологическому тесту «Кто я?» (автор?)
  • Детям предлагается оценить свои личные качества. (Приложение 3)
  • Методика Н.Лускановой для оценки уровня школьной мотивации. (Приложение 4), [1]
  • Опросник Л.Н.Рожиной, С.И.Коптевой, Д.М.Тушинской для изучения внеучебных интересов учащихся. (Приложение 5)
  • Опросник А.Е.Голомштока «Карта интересов»
  • Учащимся задаются вопросы, которые позволяют выявить интересы к определённым областям деятельности. (Приложение 6),[1]

2. Полученные результаты и их обсуждение.

СМИРНОВЫ ЕЛИЗАВЕТА И ПОЛИНА (Приложение 7, фото 1)

  • Я изучила антропометрические данные Полины и Елизаветы Смирновых, данные занесла в таблицу №1 (Приложение 7).
    При анализе таблицы № 1 можно сразу сделать вывод о том, что Елизавета и Полина Смирновы фенотипически очень похожи, что свидетельствует о монозиготности их зарождения.
  • Я изучила личностные качества Елизаветы и Полины Смирновых, данные занесла в таблицу№2 (Приложение 7). Из таблицы видно, что у Елизаветы и Полины есть отличительные качества личности. Для Полины Смирновой характерны такие качества, как доброта, аккуратность, послушность, вежливость и трудолюбие, честность. А у Елизаветы доброта, внимательность и вежливость.
  • Изучила уровень школьной мотивации. Проанализировав ответы, Елизаветы и Полины Смирновых по оценке уровня школьной мотивации, я сделала следующий вывод, что у обеих положительное отношение к школе, но школа привлекает их не уроками, а внеучебной деятельностью, они чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс является для них второстепенной мотивацией.
  • Изучила вкусы и предпочтения близнецов, данные занесла в таблицу №3 (Приложение 8). При анализе таблицы № 3можно сделать вывод о том, что вкусы и предпочтения Елизаветы и Полины Смирновых отличаются по многим характеристикам: любимый цвет, кинофильм, день недели, любимое дерево, имя. Схожи они только в выборе любимого праздника и любимого животного.
  • Я изучила интересы Елизаветы и Полины Смирновых к определённым областям деятельности. Проанализировав карты интересов близнецов, я сделала следующие выводы, что у Елизаветы преобладают интересы к информатике, программированию, а возможно и склонности к области деятельности «человек - знаковая система», а Полине интересно все, что касается человека (педагогика, психология).

ЯДРЫШНИКОВЫ КСЕНИЯ И СОФИЯ (Приложение 8, фото1)

  • Я изучила антропометрические данные Ксении и Софии, данные занесла в таблицу№1 (Приложение 8).
    При анализе таблицы №1можно сразу сделать вывод о том, что Ксения и София Ядрышниковы фенотипически очень похожи, что свидетельствует о монозиготности их зарождения.
  • Я изучила личностные качества Ксении и Софии, данные занесла в таблицу№2 (Приложение 8). Из таблицы можно сделать вывод, что у Софии и Ксении есть отличительные качества личности. Для Ксении Ядрышниковой характерны все перечисленные качества: доброта, аккуратность, послушность, вежливость, трудолюбие, честность, ум и другие. А у Софии Ядрышниковой доброта, послушность, внимательность и вежливость.
  • Изучила уровень школьной мотивации. Проанализировав ответы, Ксении и Софии Ядрышниковых по оценке уровня школьной мотивации сделала следующий вывод, что у обеих низкая школьная мотивация. Посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках могут, занимаются посторонними делами, играми.
  • Изучила вкусы и предпочтения близнецов, данные занесла в таблицу №3 (Приложение 8). При анализе таблицы № 3можно сделать вывод о том, что вкусы и предпочтения Ксении и Софии отличаются по многим характеристикам: любимое имя, любимый цвет, плод, ягода и праздник. Схожи они только в выборе любимого кинофильма, дня недели, любимого дерева и животного.
  • Я изучила интересы Ксении и Софии Ядрышниковых к определённым областям деятельности. Проанализировав карты интересов близнецов, я сделала следующие выводы, что у Ксении преобладают интересы в области деятельности «Человек - художественный образ», а у Софии - «Человек- природа».

КУЛЫШОВЫ ДАНИИЛ И КИРИЛЛ (Приложение 9, фото1)

  • Я изучила антропометрические данные Даниила и Кирилла Кулышовых, данные занесла в таблицу№1 (Приложение 9).
    Из таблицы №1 можно сделать вывод, что Даниил и Кирилл Кулышовы фенотипически очень похожи, что свидетельствует о монозиготности их зарождения.
  • Изучила личностные качества близнецов, данные занесла в таблицу №2 (Приложение 9).
  • При анализе таблицы №2 можно сделать вывод, что у Кирилла и Даниила есть отличительные качества личности. Для Даниила Кулышова характерны такие качества, как доброта, послушность, вежливость, внимательность и трудолюбие. А у Кирилла аккуратность, честность и вежливость.
  • Я изучила уровень школьной мотивации. Проанализировав ответы, Даниила и Кирилла по оценке уровня школьной мотивации сделала следующий вывод, что у Кирилла Кулышова хорошая школьная мотивация. Он успешно справляется с учебной деятельностью. А у Даниила негативное отношение к школе, дезадаптация. Он испытывают серьезные трудности в обучении, в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.
  • Изучила вкусы и предпочтения Даниила и Кирилла Кулышовых, данные занесла в таблицу №3 (Приложение 9). При анализе таблицы № 3 можно сразу сделать вывод о том, что отличаются по таким характеристикам как любимое имя, любимый цвет, плод, кинофильм, любимая ягода. Схожи они в выборе любимого дня недели, праздника, любимого дерева и животного.
  • Я изучила интересы мальчиков к определённым областям деятельности. Проанализировав карты интересов Даниила и Кирилла Кулышовых, я сделала следующие выводы, что у Кирилла преобладают интересы в области деятельности «Человек - человек», а у Даниила - «Человек - техника».

IV. ВЫВОДЫ

На основании полученных результатов исследования я пришла к выводам:

  • На наследование способностей и других свойств человека оказывают наследственные признаки, полученные при рождении.
  • Кроме того, большое влияние оказывает воспитание и самовоспитание человека, его образование и окружающие человека люди (коммуникативная среда), поэтому психологические характеристики монозиготных близнецов в течение жизни будут формироваться по-разному.
  • Таким образом, близнецовый метод исследования доказывает влияние окружающей среды на формирование личностных качеств человека.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты данной исследовательской работы полностью подтвердили гипотезу, что близнецы, похожи только внешне и могут отличаться по многим параметрам (физическому развитию, интересам, увлечениям).

Проведенные исследования показали, что каждый из них является индивидуальностью со своими особенностями характера. И в этом немаловажную роль играет окружающая среда.

Данную работу можно использовать при объяснении методов генетики человека более подробно.

Близнецы - удивительные люди. Между ними всегда существует невидимая связь. Они остро чувствуют потерю брата или сестры, и поэтому всегда остаются вместе. И, наверное, они проживают более счастливую жизнь, ведь их на свете двое, а то и больше! Мы надеемся, что так оно и будет

VI. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
  2. Дубинин Н.П. Общая генетика. М: «Наука», 1976.
  3. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991.
  4. Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина», 1986.
  5. https://doublemama.ru/raznoe/interesnye-fakty-o-bliznecah/
  6. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. https://двойня.com/беременность-двойней/виды-близнецов/