Развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы по английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: нельзя выучить английский и любой другой иностранный язык вне речевой коммуникации (общения), т.е. сами по себе выученные правила грамматики и знание слов не гарантируют владение языком. Поэтому от содержания общения (тематика, ситуации), и насколько это содержание интересно учащимся зависит успешность в обучении. Педагог дополнительного образования по английскому языку не ограничен в выборе учебного материала, тем для общения и поэтому имеет уникальную возможность средствами своего предмета формировать, развивать и совершенствовать коммуникативные навыки учащихся. В основе дополнительной общеразвивающей программы «Английский +» лежит использование коммуникативного метода обучения Е.И.Пассова. Данная технология актуальна, так как при обучении иностранному языку формируется учебно-познавательная деятельность, в ходе которой усваивается язык и закладываются механизмы речевой деятельности, деятельности по общению. Обучение на основе общения позволяет сделать процесс обучения английскому языку личностно-ориентированным, сформировать потребность пользоваться иностранным языком в предметно-коммуникативной деятельности, а также приобрести успешный опыт иноязычного общения. В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы так же отработаны и используются методы, приемы проблемного обучения и ТРИЗ, так как они наиболее эффективны в контексте развития навыков общения на любом языке. Конечная цель обучения - иноязычная инициативная, самостоятельная речь учащихся в процессе решения коммуникативных задач, в условиях иноязычного общения, созданных на учебных занятиях.

Приложение

На своих занятиях я выделяю несколько этапов. 1 этап - очень важный и всегда тщательно продумывается. Его задача - Активизация мыслительной деятельности учащихся, направленной на тему занятия. Использую Метод ассоциаций, мозговой штурм, познавательное затруднение и др.

Например:

  • тема занятия «Tourism: pros and cons» (Туризм: за и против). На доске записывается слово «Tourism» и предлагается написать, какие ассоциации возникают у них при произнесении этого слова. Учащиеся записывают слова на английском языке. Затем по заданию педагога определяют, какие ощущения вызывают эти слова. (Какие? Конечно, приятные: лето, путевка, поездка, пляж, музей, солнце, каникулы, новые впечатления и пр.). Учащиеся определяют тему - «Tourism».
  • тема занятия «We are going to the theatre». (Мы идем в театр). На экране слова и картинки. Нужно объединить картинки и выбрать подходящее слово. Слова: booking-office, cloak-room, musical director, curtain, stalls, house, opera glasses. У (Есть слова, которые вызывают затруднение у учащихся). Учащиеся определяют - «Theatre».
  • тема занятия «I tell you about myself». (Я расскажу вам о себе). Педагог показывает зеркало. Выдвигают разные версии, как зеркало может быть связано с темой занятия.

Второй этап - формирование мотива, определяющего дальнейшее речевое действие. Как правило, использую проблемный вопрос, относящийся непосредственно к теме занятия.

Например:

  • Есть ли обратная сторона туризма? Есть ли неприятная сторона у туризма? Жители солнечного острова в Средиземном море просто ненавидят туристов и страдают от них. Как вы думаете, почему? Заслушиваем и обсуждаем ответы.
  • Почему одни люди ходят в театр, а другим он совсем не нравится?
  • Все ли я могу рассказать о себе?

Постановкой проблемных вопросов или проблемных ситуаций создаются определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, происходит стимуляция поиска недостающих знаний для разрешения познавательного затруднения. Опыт работы показывает, что проблемный вопрос должен:

  • создавать затруднения, необходимые для решения.
  • быть увлекательным и интересным для учащихся, и в то же время соответствующим логике ситуации;
  • быть ёмким и иметь широкий круг вопросов для обсуждения и решения.

Третий этап занятия - Отработка языковых навыков. Это важный и самый трудоемкий этап. Условно он состоит из 2-х ступеней усвоения речевого материала.

Первая ступень, где происходит

Вторая ступень

формирование лексических навыков

комбинирование предварительно усвоенного материала (в 1 разделе) и его трансформация на основе разговорного текста

формирование грамматических навыков

Если есть новые лексические или грамматические единицы (или это необходимо для закрепления) я использую на I ступени усвоения речевого материала:

языковые упражнения - тренировочные упражнения (некоммуникативные) упражнения, которые предназначены для автоматизации языковых явлений вне речевой деятельности. В этих упражнениях процесс коммуникации подчинен усвоению грамматических структур, лексических единиц, звуковых явлений:

  • Фонетика: прослушай и повтори за диктором, повтори громко, тихо, как эхо, быстро, весело, грустно и др.
  • Лексика: обязательная запись в словарь, работа с англо-английским словарем (определи значение слова - обычно мы не переводим слова, мы находим его в англо-английском словаре и догадываемся о его значении), вставь нужное слово, вопрос-ответ и др.
  • Грамматика: репродуктивные упражнения, найди ошибку, открой скобки, вставь нужную форму глагола, вопрос-ответ и др.

условно-речевые упражнения, это ситуативные, условно-коммуникативные упражнения, позволяющие осуществлять речевую тренировку языкового материала в учебной (условной) коммуникации, имитирующей естественную. Использую подстановочные таблицы, при помощи которых совершаются самые разнообразные трансформации вокруг основной темы, благодаря чему повышается значение тренировки. Примерами могут быть: выберете из таблицы предложения, отвечающие действительности. Составьте предложения по таблице. Замените данные в таблице именами ваших друзей и знакомых. Дополните таблицу своими примерами. Ответьте на вопросы, используя образец. Закончите предложения по образцу. Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы и др.

Особое внимание уделяю методу многократного повторения матричных фраз. Любая фраза - матрица. Использование такой матрицы в незнакомой ситуации переведет ее в осознанную речевую фразу и сделает речевое высказывание личностным и самостоятельным.

Вторая ступень усвоения речевого материала - комбинирование предварительно усвоенного материала (на 1 ступени) и его трансформация на основе разговорного текста. Использую тексты как содержательную базу для высказывания учащихся. Например,

  • Текст «Paradise lost» «Потерянный рай», рассказ об острове и его жителях, которые терпят лишения из-за туристических компаний, которые построили огромное количество отелей на побережье. (Headway. Upper Intermediate by Liz and John Soars). Учащиеся читают текст, и выписывают проблемы, связанные с туризмом, которые определены в тексте, высказывают свое мнение и пр.
  • William Shakespeare. All the world's a stage, and all the men and women merely players. Стихотворение. Переводим сами, читаем известные переводы. Учащиеся определяют, что общего у театра с жизнью человека, заполняют таблицу. Комментируют. Обсуждают, выделяют совместно общие признаки.
  • Test: What type of person are you? (Headway. Intermediate by Liz and John Soars) Учащиеся проходят тест, определяют свои черты характеры и сравнивают с одногруппниками, находят общие черты рассказывают о себе, используя матричные фразы и пр.

Четвертый этап - совершенствование речевых навыков, через решение коммуникативных задач, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий. Именно на этом этапе возникает потребность высказать свое мнение, отреагировать на происходящее, обсудить ту или иную ситуацию или проблему, доказать и обосновать свою точку зрения. Результатом является инициативная, самостоятельная иноязычная речь учащегося. Речевой материал используется в совершенно новых ситуациях, для решения новых речевых задач, более сложных. Главная характеристика - мотивированное выражение своих мыслей.

  • Дискуссия Педагог акцентирует внимание учащихся на региональных проблемах: развитие туристической индустрии на озере Байкал - жемчужине России. И предлагает проблемный вопрос: Выгодно ли развитие туристической индустрии на озере Байкал? Для этого учащимся предлагается определить положительные и отрицательные стороны развития туризма на оз. Байкал, высказать свое мнение. Учащиеся делятся на две команды. Одна команда определяет «плюсы», вторая - «минусы». Происходит обмен мнениями участников по данному вопросу. Каждая группа находит свои аргументы в пользу «плюсов» и «минусов».
  • Метод эмпатии (вживания) - "вчувствование" человека в состояние другого объекта. «Вещи живут дольше людей. Как вы думаете, что чувствует зрительный зал театра? А занавес? А сцена? Учащимся предлагается задание - рассказ от имени …. Каждый выступает, рассказывая о своих чувствах, действиях и пр. Иногда мы модернизируем это задание и превращаем его в загадку, т.е. не называем предмет, а те, учащиеся, которые слушают, отгадывают.
  • Открыт новый набор желающих поступить в Международное учебное заведение волшебников из вселенной «Гарри Поттера» - Хо́гвартс. Нужно пройти отбор, рассказать о себе, записать свое видео-выступление и отправить по e-mail.

Анализируя результаты комплексного теста по разделу Говорение, можно увидеть, что у учащихся увеличивается объем устного высказывания, улучшается качество речи: задания выполняются полностью: достигается цель высказывания; раскрывается тема в полном объёме. Высказывание становится логичным и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно. Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче. Данные результаты учащихся, удовлетворенность и заинтересованность детей и их родителей позволяет говорить о продуктивности работы и эффективности используемой технологии.