Управление качеством читательской деятельности младших школьников в практике преподавания

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: читательская грамотность


Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя. Современное общество ожидает от образования личность читательски грамотную, умеющую работать с информацией. Данные ожидания связаны с формированием читательской деятельности, где у ребёнка формируются навыки работы с текстом, книгой и её использованием в жизни.

Термин «читательская деятельность» в методике был введен Н.Н.Светловской в аспекте правильного типа читательской деятельности как трехступенчатого процесса целенаправленного индивидуального осмысления детьми книги или отдельного текста до чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Эти три этапа (три этапа познания) отражают логику деятельности читателя при самостоятельном чтении книг. В связи с появлением международных тестов PIRLS (2006) PISA (2009), определяющих функциональную грамотность учащихся (4-х и 9-х классов) в образовательную практику и методику литературного чтения вошли понятия «читательская грамотность», «читательская компетентность», которые можно считать результатами формирования читательской деятельности [1].

По формированию читательской деятельности разработано достаточное количество приёмов, но проблема контроля и коррекции читательской деятельности остаётся актуальной.

Опыт работы с данной проблемой помог нам выявить способы управления читательской деятельностью младших школьников, которые были представлены педагогам школ г. Барнаула 26-27 февраля в 2022 году на форуме «С профсоюзом по жизни: старт в профессию».

Работа по управлению читательской деятельностью началась с прогнозирования и планирования результата работ детей в области чтения. Мы понимали, что современные ученики читают мало и одним пересказом не привлечь их внимания к расширению читательского кругозора, поэтому начали разработку форм контроля совместно с детьми: на уроке детям были представлены возможные формы работы с текстом произведения, а дети самостоятельно голосованием и обсуждением предложенного, пришли к общему выбору совместно с педагогом. Далее этапы планирования и мотивации к чтению были привлечены родители и учащиеся, они совместно работали над произведениями, с помощью педагогов разрабатывали содержание некоторых работ, а потом делились им с другими.

Одной из форм организации управления читательской деятельностью, явилось создание интерактивного читательского дневника. На занятии совместно с ребятами обсуждали составные части дневника, развивали творческие способности, внося свои части в содержание, оформление, таким образом, создав свой индивидуальный проект дневника. В процессе итогового оформления ученики пользовались интернет платформой geniall.ly, где оцифровывали свои дневники в виде интерактивного плаката (рис. 1.).

Рисунок 1

Следующей формой управления и контроля был литературный лабиринт: на платформе LearningApps.org учащиеся играли в игры дома, в классе на уроках литературного чтения по прочитанным произведениям. Игры создавали с учетом читательских интересов школьников. Онлайн игра по рассказам В.К.Железникова (рис. 2.)

Рисунок 2

Игры создавались учителем и библиотекарем совместно, в соответствии с темой урока. В ходе урока игра служила проверкой или закреплением знания о произведении. Один из уроков был посвящен изучению платформы детьми в библиотеке и созданию собственных игр по изучаемому произведению, что заинтересовало детей и повысило интерес к чтению произведений.

Сетевые проекты на сайте покорители информационных морей способствовали проявлению творческих способностей детей, интереса к чтению научно-популярной литературы, умения ориентироваться в разных источниках информации, выделять важную информацию, аргументированно представлять работу, что позволяет педагогу контролировать и оценивать читательскую деятельность детей в ходе работы с информацией.

На этапе организации помощь в создании игр, проектов и викторин оказывал учитель, координировал деятельность детей с электронными сервисами, наполненность заданий. Этап контроля осуществлялся всеми участникам вместе, так как родители, ученики, учитель видели результат работы, её ценность не только для себя, но и одноклассников, сложилась ситуация успеха, которая повлияла на чтение детской литературы.

Таким образом, систематичное использование электронных сервисов позволяет не только учителю осуществлять проверку читательской деятельности в увлекательной для детей форме, но и ученику оценивать результат собственной работы и достигнутый уровень знания по произведению. Качество читательской деятельности будет повышаться, если педагог совместно с детьми и родителями работает над расширением читательского кругозора и контролем читательской самостоятельности младших школьников с помощью электронных сервисов: https://genial.ly/, https://www.learnis.ru/, https://learningapps.org/.

Библиографический список

  1. Вдовина, Е.Е. Формирование читательской деятельности младших школьников: [сайт]. - 2015 - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/107506-formirovanie-chitatelskoj-dejatelnosti-mladsh (дата обращения 22.04.2022).