Технологическая карта урока информатики по теме "Что такое алгоритм"

Разделы: Информатика


Класс: 7.

Тип урока: освоение нового материала.

Форма проведения урока: применение интерактивного оборудования и интернет-ресурсов.

Цели урока:

  • познакомиться с определением «Алгоритм»;
  • сформировать способности составлять, корректировать алгоритмы;
  • научить видеть и устранять ошибки в алгоритмах.

Задачи:

  • создание условий для формирования мышления, логики, познавательного интереса;
  • воспитание решительности при достижении поставленной цели, ответственности за итоги своего труда, почтения к мнению одноклассников, дружеского отношения, чувства взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и склонность обучающихся к саморазвитию;
  • навыки партнёрства в различных ситуациях, умение не конкурировать и находить выходы из проблемных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • компетентность познавательных интересов, нацеленных на развитие представлений об алгоритмах;
  • умение работать с разными источниками информации, включая электронные.

Регулятивные:

  • осознание смысла поставленной задачи;
  • умение выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • сформированность умений грамотно излагать свои мысли в устной речи;
  • умение правильно использовать речевые средства для формулировки своей позиции;
  • умение работать сообща в группах.

Предметные результаты:

  • знание понятия алгоритм и его свойств;
  • корректное составление алгоритмов;
  • применение новых знаний в новой ситуации;
  • пользоваться учебником для нахождения ин­формации;
  • самостоятельно использовать знания в решении задач.

Ресурсы:

  • презентация «Алгоритм».
  • Флэш-ролики «Слепи снеговика», «Почисти ковёр», «Погладь рубашку», «Свойства алгоритмов». Единая коллекция ЦОР.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Я рада снова вас видеть.
Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Дорогу освоит идущий»…, а информатику мыслящий! Пусть это будет лозунгом нашего урока.
Дорога к знаниям сложна, но чаще всего интересна. Сегодня мы вместе пройдем много этапов. На каждом этапе вы будете приобретать новые знания и умения, а также попробуете проанализировать свою деятельность.

Приготовились к уроку и настроились на него.

1 мин

2. Вступительная беседа. Актуализация знаний

Кстати, ребята, а кто из вас смотрел мультфильм «Алиса в стране чудес»?
Помните ли вы диалог Алисы с Чеширским котом. Давайте посмотрим. (Видео)
- Вы не подскажите, куда мне теперь идти?
- Это зависит от того, куда ты хочешь? - ответил Кот.
- Мне, конечно, всё равно, лишь бы... - сказала Алиса.
- Тогда, милая, всё равно куда идти - заметил Кот.

- Как вы думаете, что имел в виду Кот? Да, ребята, эти слова имеют глубочайший смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь трудности из-за того, что не можем построить грамотно очерёдность своих действий. Сообразительный человек знает: чтобы не угодить впросак и добиться желаемой цели, нужно предварительно просчитывать и планировать свои действия.

- Должна быть цель.

2 мин

А как это сделать? Нужно разработать план действий.

3. Освоение нового материала

А подробный план действий - это и есть …Узнаете, расшифровав ребус.
Вот мы и приблизились к теме нашего урока «Что такое алгоритм».

Алгоритм

10 мин

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Чтобы достичь итога, нужно поставить цель и иметь план действий. Но порой бывает и такое. Посмотрите отрывок из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» и попробуйте ответить на вопрос: «Почему двое из ларца не смогли замесить тесто и нарубить поленья? ». (Видео)

· Выяснить что такое алгоритм?
· Научиться составлять алгоритм.
· Выполнить работу по написанию алгоритмов.
- Почему двое из ларца не смогли замесить тесто и нарубить дрова?
В информатике то, с чем надо работать называются исходными данными, а чёткие указания-конечная последовательность действий.
Не было чётких указаний кому и что надо делать и с чем.
То, с чем надо работать называются … (исходными данными), а точные указания - это … (конечная последовательность действий).
Исходя из целей нашего урока, мы должны выяснить, что такое «алгоритм». А может быть, кто-то уже может проговорить, что такое «алгоритм»? Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к результату.

А где мы можем отыскать информацию о том, что такое алгоритм?

Работа с разнообразными источниками информации.
Одна группа должна разыскать информацию об алгоритме в учебнике и словарях. Вторая группа - в сети Интернет. А третья группа должна найти информацию о том, почему алгоритм назвали «Алгоритмом» с помощью информационной карты?

В учебнике, словарях, интернете.
Как вы думаете, кто является проектировщиком алгоритма?
А исполнителем алгоритма?
Только человек.
Человек, роботы, машины, бытовая техника, и т.д.

4. Первичное осознание и расширение знаний

- Итак, ребята, мы получили новые знания о том, что такое «алгоритм». И выясняется, с понятием алгоритм мы встречаемся постоянно. У вас на партах карточки с примерами из жизни.
Выберите из них те, которые будут являться алгоритмами.
Почему остальные примеры не являются алгоритмами?
Попробуйте привести свои примеры алгоритмов из вашей жизни.
Ребята, скажите, а физзарядка - это алгоритм? Докажите, почему?

Ищут в примерах алгоритмы.

Купить хлеб
Нахождение площади треугольника
Рецепт бутерброда
Приводят примеры алгоритмов из своей жизни.

7 мин

5. Физкультпауза

Повторяют движения с экрана.

2 мин

6. Первичное закрепление освоенного материала

Итак, мы познакомились с понятием «алгоритм» привели примеры алгоритмов из жизни. Теперь мы попробуем сами создать алгоритм. Вам нужно создать один из предоставленных алгоритмов:
1 группа - слепи снеговика;
2 группа - посади дерево;
3 группа - погладь рубашку.

Выполняют задание.

4 мин

7. Самостоятельная работа по проверке осмысления материала

Чтобы проверить ваши знания, проведём самостоятельную работу, при выполнении которой вы будете использовать следующий алгоритм:
Создание рисунка в ворде по алгоритму.

Выполняют задание.

10 мин

8. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, наш маршрут подошёл к финалу. Мы сумели устранить все препятствия и добиться результата.
Ребята, посмотрите, в конце нашего пути стоит деревце. Оно не обыкновенное, это дерево наших постижений. Давайте декорируем это дерево плодами нашего труда.

Наклеивают лепесток определённого цвета на доске.

1 мин

9. Домашнее задание

Разработайте алгоритм приготовления вашего любимейшего блюда.

Записывают домашнее задание в тетрадь

1 мин

10. Подведение итогов урока

Итак, какая была тема урока? Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:

  • Я выяснил…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…

Ребята, мне невероятно понравилось, как вы трудились на уроке, умело формулировали свои мысли, могли договориться друг с другом. Спасибо за урок!

Что такое алгоритм.
Отвечают на вопросы.

2 мин