В наше время с уверенностью можно сказать, что проблемно-диалогический метод является одним из продуктивных методов в технологии интенсификации деятельности обучающихся. Главной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной речью, т.е. общение на иностранном языке. Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока английского языка по теме: «Защита окружающей среды» ("Protection of the Environment") УМК "Enjoy English" 9 класс, авторы М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис. Раздел 3 «Конфликты» (Unit 3 - "Can we learn to live in peace? "). Данную методическую разработку можно использовать на уроках английского языка при изучении темы «Экология. Защита окружающей среды» в старших классах независимо от выбранного Вами УМК, так как языковой материал является доступным и приемлемым в плане понимания для данного возраста.
- Развивающая цель: развитие экологической грамотности; обучение установлению и анализу причинно-следственных связей между развитием промышленности и загрязнением окружающей среды.
- Образовательная цель: коммуникативно-речевое развитие через детальное чтение коротких текстов и овладение видами речевой деятельности - говорением и чтением.
- Воспитательная цель: прививание обучающимся любви и бережного отношения к живой природе, воспитание культуры поведения и языкового общения при групповой и парной работе.
- Практическая цель: развитие умений и навыков устной монологической речи; совершенствование навыков в чтении коротких текстов с полным пониманием; обучение учащихся поддерживать беседу по вопросам после прочитанных текстов.
Планируемые результаты.
- Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка; совершенствовать собственную речевую культуру; развивать навыки сотрудничества со сверстниками; воспитывать ценностное отношение к природе и окружающей среде.
- Предметные: знать лексические единицы по теме «Экология»; читать и полностью понимать содержание прочитанного; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Метапредметные: развивать общую культуру учащихся; анализировать и обобщать факты; создавать способы решения проблем поискового характера.
Формирование УУД (универсальные учебные действия).
- Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества.
- Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность; контролировать уровень сформированности своей лексической и языковой грамотности.
- Познавательные УУД: находить дополнительную информацию, высказывать предположения и обсуждать проблемные вопросы.
- Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге; сотрудничать в совместном решении проблемы; строить монологические высказывания.
Межпредметные связи: ОБЖ, ИКТ. экология, география.
Оборудование и дополнительные пособия: полотно «Земля у нас одна!», плакат с фотографиями Красного Яра «Мусор - это проблема!», плакат «Загрязнение воздуха», детские рисунки на тему «Экология», аудиозаписи голосов животных и птиц, инструментальной музыки и песен на английском языке, магнитофон, мультимедийная презентация «Земля у нас одна!», компьютер, проектор.
Ход урока
1. Начало урока: приветствие, введение в тему, актуализация и постановка проблемы.
T (Teacher): Good morning! Sit down, please! Today we are going to discuss the problem of environmental protection. You know that people all over the world are worried about environment. The issue of ecology is important. (Обращаю внимание ребят на полотно «Земля у нас одна!», выполненное руками самих учащихся из множества лоскутков с надписями на тему «Береги природу») Our planet, our Earth is nice and beautiful. Look at this poster! What do you see on it?
Ch (Children): seas, parks, mountains, rocks, gardens, forests, rivers, trees, ...
T: You see how wonderful our planet is. Look at these nice animals, beautiful fishes, different birds and interesting insects. They need our help and protection. (Достаю запечатанный конверт с кассетой). Recently I've receive "the sound letter" from animals and birds. Listen to this tape-record and try to guess of these animals. Look at the list of the animals and listen to them. (Дети слушают магнитофонную запись со звуками природы: пение птиц, шум моря, мяуканье, лай собак, ржание лошадей и т.д. и рассматривают полотно. Можно использовать диск МР3 «Звуки природы» для релаксации. Запись идёт не более 1,5 минуты).
T: What voices have you heard?
Ch: (Дети перечисляют названия животных, птиц и другие услышанные звуки) dog, cat, horse, seal, hen, wind, see, grasshopper, tiger, nightingale, frog, snow bars, rain...
T: You are right. And I think this nature wanted to say to us that they need our help and protection. Some of these animals are put down in "Red Book" such as fish eagle-owl, ussuriski tiger, snow bars and white hippopotamus. May be soon we cannot hear their voices. I want you to think about it. What ecological problems can you name?
P1: Litter is left.
P2: The water is polluted.
P3: Trees are cut down.
P4: Flowers are pulled out.
P5: Birds and animals are frightened and killed.
P6: The air is polluted.
P7: Fires are started.
P8: Climate changes
P9: Influenza and similar epidemic killed many people and animals.
2. Совместные открытия знаний. Практика устной речи - групповая работа. Учебник «Enjoy English» 9 класса, с.115 №42. Для высказываний дети используют предложенные в упражнении слова и выражения.
T: Children, look at this pictures, please! Discuss what environmental problems can result from conflicts between people and the Earth. What should people do to prevent these conflicts? Share your opinion with other groups.
3.Проверка домашнего задания.
T: I see you have drawn the posters and I know that you want to tell us about some ecological problems. Please, who wants to go to the blackboard?
Дети выходят со своими плакатами, и "защищают" свои работы. Дети готовили задания в парах или индивидуально. Общее время выступлений 9 минут. Группа обучающихся создала компьютерную презентацию на волнующую их эко проблему. Они демонстрируют и сопровождают свои работы монологическими высказываниями.
Примерные высказывания обучающихся:
P1: People have always affected nature. But during the last two centuries due to the development of industry human has transformed the environment radically. Satellite observations of the Earth have revealed that 60 per cent of surface is damaged by industrial, agricultural and other human activities.
P2: The world has over 9 million square km of forests. This is a lot of trees, and also a lot of different species of trees. But they are disappearing fast. In many of our towns there are streets or areas where the names remind us that forests have been cleared to make place for us to live.
P3: Every day we see paper and cardboard - both are made from wood - being used up. We see different kinds of wood being used in furniture and in other ways. Every year over 100 000 sq. km. of forest is so badly damaged that it is very hard for it to recover.
P4: At this rate, by the time you are as old as your grandparents are now; all the forests on the Earth could be destroyed. In fact, the rate of destruction is increasing, so in only just little forest left in most areas. This includes rainforests in Madagascar, Ecuador, Amazonia, Cameroon, the Himalayas and the Philippines.
P5: Development of industries often means the destruction of the natural habitat of rare plants and insects. The power stations in the UK are responsible for causing acid rains not only in Britain but elsewhere in Europe. More than 450 million of Britain's trees are affected by acid rains.
P6: The world is also experiencing a permanent decline in water quality and water availability. In a lot of places water supplies are poisoned with toxic chemicals and nitrates. Water borne diseases kill 1 million people a year.
P7: Can we preserve the life? Can we preserve the quality of life necessary for future generations? When we are sick we try to take care of ourselves. There is nobody but us, humans, to take care of the Earth that is sick because of our actions. Can we do something? Yes, we can. And we are the only life form that is able to destroy our life support system. But we are sensible being and we can maintain life on the Earth for the many generations to come.
4. Работа над чтением с полным пониманием. Текст "Litter is a problem". Смотри в Методической мозаике №1 - 2003 г., с.25-26:
a) T: There is one of the problems that we can solve ourselves. Who of you knows?
Ch: This is a problem of the litter. (Открываю плакат с фотографиями Красного Яра "Мусор - это проблема").
T:Children, this is our village Krasny Yar. You see many dirty places: Sovetskaya Street, General Tutarinov Street, the backyard of our school, the banches of the river Mayachnaya. We think we must clean our village. We can do it.
b) Предтекстовая работа.
T: Look at the photos! What do you see?
Ch: papers, cans, bottles, litter...
T: That's right. Look at the glossary! We learn the new words. (Фонетическая отработка произношения новых слов).
с) Чтение текста про себя или шепотом.
d) Выполнение послетекстовых заданий. Смотри в Методической мозаике №1 - 2003 г., с.26 - №1, №3, №4
5. Применение новых знаний. Вывод по теме "Защита окружающей среды".
T: Look at these pictures! Match the pictures and the sentences. Translate them. На магнитной доске развешены символы-картинки. Детям раздаются листы с утвердительными и отрицательными предложениями. Учащиеся работают в группах по 3 человека, придумывают содержание рисунков, сопоставляют высказывания и рисунки, зачитывают и переводят их на русский язык. Ученики выходят к доске и прикрепляют листы с предложениями под магниты.
Примеры предложений:
1) Do not pick wild flowers. 2) Feed birds and help them. 3) Plant trees and flowers. 4) Don't litter the ground with cans, paper and bottles. 5) Don't harm plants. 6) Do not frighten animals. 7) Clean rivers and springs. 8) Recycle used materials such as metal, plastic and bottles. 9) Please keep off the grass. 10) Use things made from recycled materials.
6. Декламирование стихотворений о природе, сопровождаемое инструментальной лирической музыкой. Этот этап урока используется в том случае, если осталось время. Например такие.
P1: "I want to live" |
P2: "I want to live" |
The trees and the forests, |
I want to live |
The flowers on the lea, |
And not to die! |
The birds on the branches, |
I want to laugh |
The fish of the sea, |
And not to cry! |
The rocks and the mountains, |
I want to feet |
The rivers that flow, |
The summer sun. |
The rain and the sunshine, |
I want to sing |
The ice and the snow, |
When life is fun. |
The corn-fields all yellow, |
I want to fly |
The sky of deep blue: |
Into the blue. |
The sweetness and beauty |
I want to swim |
Of life are for you. |
As fishes do. |
7. Подведение итогов урока
а) Рефлексия: анализ и самоанализ работы учащихся на уроке, что удалось и что не удалось и почему, что надо сделать для достижения хорошего результата. Оценка и самооценка учащихся о проделанной работе и выставление оценок.
б) Запись домашнего задания в дневники: с.115 №42 - подготовить устные высказывания с использованием слов и выражений из упражнения. Объяснение домашнего задания, снятие возможных трудностей.
T: Our short discussion is over. I'm sure that you are real friends of our planet. We all must do what we can to keep the air, water and land clean. Our lesson is over. Thank you for the lesson. Good-bye.