Роль классного руководителя в процессе формирования эмоционального интеллекта подростка

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Неоспорима также важность и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту и влияющих на успешность в жизни.

Ранее интеллектуальная сторона жизни человека противопоставлялась эмоциональной составляющей личности. В настоящее время признаётся, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности.

Д.Гоулмен в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал, что жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенностями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегуляции, умение выражать свои чувства, понимать и тонко реагировать на состояние других людей. Именно уровень эмоционального развития, по мысли автора, определяет жизненную и профессиональную успешность людей.

Эмоциональный интеллект - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития - почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.

Эмоциональный интеллект необходимо развивать. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в образовательном учреждении. Именно в школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, у них наблюдается гибкость всех психических процессов, а также глубокий интерес к сфере своего внутреннего мира.

Подростковый возраст сензитивен для социального и эмоционального развития. Подростковый возраст - период, когда на первый план выступает межличностное общение, которое является ведущим видом деятельности.

Выделение категории эмоциональный интеллект в подростковом возрасте связано с появлением таких возрастных новообразований, как возникновение рефлексии, ведущей к развитию самоанализа, появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, увеличение числа конфликтов с ними.

Открытие своего внутреннего мира подростком сопровождается радостью и волнением, но оно при этом вызывает также много тревожных переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других на место радости приходит чувство одиночества. Подростковое «Я» еще неопределенно, и оно часто переживается как беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую хочется чем-либо заполнить. Поэтому можно наблюдать рост потребности в общении и при этом повышение его избирательности и необходимости в уединении.

Главные линии, по которым развивается мотивация этого возрастного периода, связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Более высокий уровень самосознания, появляющийся в психологии подростка, - главная черта в психологии этого возраста.

Эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения, в целом, ее можно охарактеризовать как лабильную, неустойчивую.

Роль классного руководителя относительно формирования эмоционального интеллекта представляет создание педагогом условий для максимально возможного самостоятельного проявления детьми способности эмоционального самовыражения с целью их эффективного включения во взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, посредством вариативного применения тактик опеки, заботы, защиты, наставничества, партнерства, помощи, поддержки.

Эмоциональное развитие в рамках учебной деятельности может осуществляться посредством активной, творческой оценочной и контролирующей деятельности, через сознательную рефлексию подростком своего эмоционального репертуара, его оптимизацию и обогащение. Эффективность этого процесса во многом зависит от личностных качеств учителя, а также общей ориентации данного процесса на целостную личность подростка и особенно - на ценностно-смысловую и нравственно-духовную сферы его личности.

В этом учебном году я являюсь классным руководителем 8 класса, в нашей школе разработана новая программа Воспитания, которая призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Так как в программу входит инвариативный модуль Внеурочная деятельность, изучив тему Эмоционального интеллекта, я решила включить в свою работу курс Внеурочной деятельность «Повышение уровня владения своими эмоциями» или «Как мне работать с моими эмоциями».

Данная программа для учащихся 8-10 классов, за основу взята работа Калугиной Э.В. «Помоги себе сам» и книга Рой Мартина «Искусство эмоционального баланса»

Считаю, что данная тема актуальна для возрастного периода старшеклассников (период ранней юности), особенно в период выбора своего будущего, так как эмоция - это главная часть нашего существования. Все эмоции зарождаются в уме. Основная, крайне важная функция ума - не просто мыслить, но переживать различные эмоции. Эмоции гораздо важнее, чем мысли. Именно из-за несбалансированных эмоций появляются различные недуги, внутренние конфликты, психические и физические боли.

Каждый человек хочет жить счастливо, но это не всегда получается. Причиной является его ориентация вовне, а не вовнутрь. Человек ищет счастья снаружи: от других людей, от материального благополучия, от собственной занятости, востребованности. Он может уйти с головой в работу, в любовь, но это не приводит его к внутреннему ощущению счастья. Он может получить удовольствие, но оно кратковременно и приходящее, а счастье - это состояние души, не связанное с внешними условиями. Чтобы стать счастливым, человеку нужно обратиться внутрь себя. То есть начать понимать себя, свое поведение, свои желания, свои потребности, свои установки. Чтобы понять себя, нужно убрать, «очистить» всё мешающее. Основной проблемой, которая мешает нам в жизни, это наши эмоции, настоящие и прошлые. Они не дают нам увидеть целую реальную картину себя и других.

Цель данной программы - помочь разобраться учащимся со своими переживаниями для того, чтобы, понять себя, соизмерять свои возможности и желания, научиться правильно, понимать свои эмоции, работать над собой, чтобы прийти к желаемому результату.

Отличительными особенностями данной программы считаю, являются составление психологического автопортрета, учащийся с помощью психолога, сам старается анализировать все результаты, полученные при анализе диагностик. Также, на мой взгляд, пошаговая структура решения задач, в данной программе, позволяет узнавать много нового и интересного про мир эмоций, пропуская всю информацию через себя, сравнивая с собой, с результатами психодиагностик.

Эмоциональный интеллект это не только эмоции, это и стремление к саморазвитию, и самопознание. В целом это можно отнести к развитию гибких компетенций.

Через классные часы я, как классный руководитель стараюсь освещать темы профориентационного характера (участие в всероссийском форуме профессиональной навигации Проектория, система профориентации Лифт в будушее, Профориентационные субботы и др.), также работаю над повышением мотивации к обучению. Еще считаю одной из главных своих задач это помощь в формировании навыков самоанализа и регуляции поведения. Все это я стараюсь делать через программу воспитания и свой воспитательный план. Например в программу воспитания также входят вариативные модули, такие как экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. Общешкольные и классные дела, благодаря участиям в которых, ребята развивают вой уровень эмоционального интеллекта, способность к коммуникациям. Учатся взаимодействовать, сотрудничать, при этом саморазвиваясь. Модуль «Школьные медиа», Учащиеся под руководством классного руководителя снимают видеоролики с поздравлениями к Дню учителя, на День матери и др., учатся работать с информацией, что способствует развитию коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся

Подводя итог, мы можем говорить о том, что становление эмоционального интеллекта обусловлено такими индивидуально-психологическими особенностями личности, как эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе, умение контролировать эмоции, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм, сопереживание, предупредительность, воодушевление, умение оказывать влияние на других, стремление к самосовершенствованию, стремление к саморазвитию, умение урегулировать конфликты и способность к сотрудничеству.

Также развитая способность к самомотивации дает подросткам возможность хорошо адаптироваться к различным взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским и др.). Можно заключить, что при развитой эмпатии подростки способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. В свою очередь, чувствительность подростков к невербальной экспрессии существенно усиливает их способность понимать других людей, т.е. эмпатия.

Таким образом педагогическое сопровождение учащихся в процессе развития эмоционального интеллекта способствует их физическому, психическому, нравственно-ценностному и социальному благополучию, развитию культуры общения, эмпатийных качеств личности, экспрессивных умений учащихся, конструктивному разрешению проблемных ситуаций, снижению тревожности и страхов, повышению уверенности в себе. Подобное сопровождение дает детям возможность разобраться в природе функционирования сферы чувств людей, стать «эмоционально мудрее», эффективно взаимодействовать с окружающими, реализовывать поставленные задачи, принимать верные решения и успешно ориентироваться в современном мире в дальнейшей жизни.

Если спросят

Критерии и показатели развития эмоционального интеллекта подростков

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент

- способность идентифицировать и выражать собственные эмоции;

- способность идентифицировать эмоции окружающих;

- способность прогнозировать эмоции окружающих.

мотивационно-ценностный компонент

- интенсивность и модальность эмоциональных переживаний вотношении наиболее значимых ценностей;

- интенсивность и модальность эмоциональных переживаний, побуждаемых ведущими мотивами.

конативно-деятельностный компонент

- умение регулировать собственную эмпатию;

- умение воздействовать на эмоциональное состояние других.