В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится мыслить и творить.
Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Для речевого развития используют все виды игровой деятельности. Один из основных видов игровой деятельности - это сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). Дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними.
Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Для обучения через игру также используются и дидактические игры.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Существуют 3 вида дидактических игр:
1. Игры с предметами или игрушками. Они направлены на развитие тактильных ощущений.
2. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизации словаря.
3. Настольно-печатные игры используются как наглядное пособие, направлены на развитие зрительной памяти и внимания.
Дидактические игры так же можно разделить на группы:
- Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находиться рядом («Путешествие в страну сказок», «Где мы были, мы не скажем»).
- Игры-поручения, в их основе лежат игры с предметами, игрушками, словесные поручения («Разложи по порядку», «Кто что делает?», «Что полезно, а что нет»).
- Игры-предложения, это когда создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. В этих играх используются такие методы, как познавательные вопросы, метод предположений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, проблемные ситуации («Что было бы, если…», «Что будет, когда…», «Что можно делать с …»).
- Игры-загадки развивают способность рассуждать, делать выводы.
- Игры-беседы, в основе которых лежит общение. Они воспитывают умение слушать вопросы и ответы, дополнять, высказывать своё мнение. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей («Назови, что можно купить, сварить, связать», «Что может летать, плавать, ходить», «Чем можно играть, рисовать»).
Большое влияние на развитие речи дошкольника имеет и театрализованная игра. Театрализация - действенный метод развития речи и обучения языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. При традиционном обучении цель метода - освоение лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в сказке.
Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию речи: систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему дети приобретают большую уверенность.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами.
Разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они грамотно излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как проводить ту или другую игру. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие.
Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры надо организовывать, так чтобы они проводились эмоционально, живо и непринужденно.
Таким образом, важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организации деятельности его поведения, формирование социальных связей.
Игра - основной способ развития связной речи старших дошкольников, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием.
Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной речевой деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.