Использование мнемотехнических приёмов на уроках в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мнемотехника


Мозг человека может запомнить почти столько же информации, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера. Вся информация, которой когда-либо владел человек, никуда не исчезает, она сохраняется в мозге человека в виде паттернов, знаков, символов и ассоциаций. Как сделать так, чтобы человек в нужное время мог вспомнить нужную информацию и воспользоваться ею?

В данном случае задача педагога - найти способы, которые помогут мозгу в нужное время запустить программу вспоминания нужной информации. Порядок вспоминания может сформулирован следующим образом:

  • Шаг 1: информация гарантированно поступила в мозг.
  • Шаг 2: мозг обработал информацию и отправил на хранение.
  • Шаг 3: информация потребовалась.
  • Шаг 4: помогаем мозгу извлечь информацию.
  • Шаг 5. используем информацию.

Ключевое действие - помочь мозгу вспомнить и выдать именно ту информацию, по поводу которой поступил запрос.

Существуют специальные приёмы и способы, облегчающие запоминание нужной информации. Процесс состоит из трех основных операций памяти: записи, хранения и извлечения информации.

Психологам известны сотни и сотни примеров выдающейся памяти, и в основе этого феномена часто лежат не только природные задатки, но и постоянные тренировки, целенаправленная работа по совершенствованию памяти. Утверждают, что австралийский композитор Вольфганг Моцарт же в 3 года запоминал и воспроизводил на клавесине отрывки пьес, которые исполняли его отец и сестра. А выдающемуся русскому композитору Сергею Рахманинову фотографическая память позволяла запоминать ноты с невероятной скоростью. Глава католической церкви Иоанн Павел II также обладал фотографической памятью. Способность концентрировать внимание на деталях позволило ему выучить 21 язык и говорить на более чем 100 различных диалектах.

Более тысячи лет назад в Древней Греции были разработали основные принципы, которые используются для того, чтобы помочь запомнить большие объёмы информации. Так как в древнегреческой мифологии богиней памяти была Мнемозина, то ее имя сегодня используется в названии метода, облегчающего процесс запоминания - мнемотехника.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В арсенале мнемотехники насчитывается большое количество приемов, которые могут эффективно использоваться в процессе обучения. При этом не важно, какой предмет изучается. Приемы мнемотехники - это инструмент при помощи которого ребенок может запоминать информацию не зависимо от его способностей.

Выделяют пять основных приёмов мнемоники.

  • лингвистические;
  • пространственные;
  • визуальные;
  • вербальные;
  • физические.

При использовании физических мнемотехнических приемов запоминание осуществляется через движение или физическое ощущение. В процессе запоминания могут участвовать все части тела. Такие приёмы можно использовать при изучении таблицы умножения на «9». Чтобы умножить девять на какое-либо число, достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру в ответе, т.е. десятки, а число пальцев справа - вторую цифру - единицы. Например, умножим 9 на 7. Находим седьмой палец. Справа шесть пальцев, т.е. в ответе 6 десятков, справа - три пальца, т.е. 3 единицы. Ответ 63.

Эти же приёмы использую и при изучении единиц длины. Ставим ноготок на линейку: толщина ноготка - это мм, положили указательный палец на линейку: его толщина - это см, раздвигаем указательный и большой пальцы - это дм, раздвинули в стороны руки: расстояние от левой до правой руки - это метр.

Затем составляем ассоциативный чертёж. Здесь включаются визуальные приёмы.

Визуальные мнемотехнические приёмы включают методы, которые используют изображение (визуализацию), т.е. нужно образно представить запоминаемую информацию.

Примерами приемов вербальной мнемотехники могут быть метод первой буквы, рифмы. Эти приёмы можно использовать, например, на уроке окружающего мира для запоминания порядка планет Солнечной системы: Меркурий - раз, Венера - два-с, три - Земля, четыре - Марс, пять - Юпитер, шесть - Сатурн, семь - Уран, восьмой - Нептун.

Пространственные мнемотехнические приемы включают методы с помощью которых проводится параллель между новой информацией и привычным местом или рисунком. Чтобы помочь детям запомнить заданное, можно научить их «методу мест» - он же метод Цицерона. Цицерон "развешивал" заранее продуманные выигрышные слова своих речей по разным местам зала и, проходя мимо этого места, быстро вспоминал нужную часть своей речи. Этот метод можно использовать и в классе, и дома. К каждому отдельному объекту квартиры или класса «привязываем» ту информацию, которую нужно запомнить. Такой приём, например, можно использовать на уроке окружающего мира при изучении темы «Материки». Класс условно делим на два полушария: слева - Восточное, справа - Западное. Выбираем объекты, на них мы «развешиваем», размещаем в своём воображении названия материков. Таким образом их запоминаем, а потом воспроизводим в своей памяти.

Лингвистические мнемотехнические приемы включают методы, которые основываются на ассоциировании новых слов, понятий со знакомыми словами или фразами. К лингвистическим приемам запоминания можно отнести метод опорных слов и метод ключевых слов.

Метод ключевых слов может помочь ребёнку при запоминании большого по объёму текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова нужно соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Её нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку. Метод ключевых слов применяется на уроках окружающего мира и литературного чтения.

Рассмотрим использование лингвистических приёмов при изучении словарных слов на уроках русского языка. Чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода «ключевых слов», нужно подобрать к словарному слову созвучное ключевое, которое содержало бы некоторую часть запоминаемого слова и в котором орфограмма слышалась бы отчетливо.

Можно использовать и вербальный приём. Например, чтобы запомнить, написание непроверяемой безударной гласной в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает, без сомнения.

Рассмотрим, как можно использовать визуальные приёмы при изучении словарных слов. Для того чтобы запомнить некоторые словарные слова, их достаточно нарисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных можно использовать буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций.

Приёмы мнемотехники используются и для запоминания некоторых понятий и правил на уроках русского языка.

Таким образом, мнемотехника - это учебная техника, которая помогает учащимся легко запоминать нужную информацию. Запоминаемый материал по определённым правилам переводится в другую знаковую систему, в иной образ, который запоминается гораздо легче.

В своей работе вы можете использовать практически любой понравившейся прием мнемотехники. Главное, формировать необычные образные связки, которые надежно зафиксируются в памяти. Следует помнить, что любые зрительные образы, в которые будут кодироваться сведения, должны быть крупными, объемными, цветными и детальными.

И хочу закончить своё выступление словами о мнемотехнике, используя один из её приёмов - рифмовку:

Должна быть она образна,
В памяти живучая,
Чтоб хватала за душу
Суперприставучая
Ассоциации зацепка
Должна держаться очень крепко.