Цель: Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
- изучить информированность учащихся о безопасной работе в сети Интернет;
- познакомить с правилами безопасной работы в Интернете;
- учить ориентироваться в информационном пространстве;
- формировать информационную культуру учащихся;
- воспитывать дисциплинированность при работе в сети.
Оборудование: Презентация «Правила безопасного поведения в Интернете», памятка «Правила безопасного поведения в сети Интернет», бланки с Анкетами, видеофайл (https://www.youtube.com/watch?v=wzROQA6K6Cg&list=PLE710C1D7F59AD755&index=28), проектор, персональный компьютер с высокоскоростным доступом в Интернет.
Ход урока
1. Оргмомент
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
- Ребята, а вы любите приключения?
- Хотите отправиться в интересное путешествие?
А поможет нам сегодня герой одной известной сказки.
Слайд 3
- Отгадайте загадку:
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он - художник знаменитый,
Он - известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?...
Вы правы! Это Незнайка.
2. Сообщение темы и целей урока
Слайд 4
Незнайка просит помощи. Он не знает, как разгадать ребус.
- Поможем ему?
Кто знает, что такое «Интернет»?
Слайд 5
Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто ее называют Всемирной сетью и Глобальной сетью, а также просто Сетью. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных. К середине 2015 года число пользователей достигло 3,3 млрд человек.
- Практически все мы пользуемся Интернетом.
Слайд 6
- А сколько вы времени проводите у компьютера? Ответьте на вопросы анкеты.
Устный опрос
- Ребята, поднимите руку, кто проводит в Сети от 1 до 20 минут?
- А кто проводит от 20 минут до 1 часа?
- Кто любит общаться с друзьями в соцсетях?
- А кто вообще никогда не пользовался Интернетом?
- Интернет - бесспорно превосходный источник знаний, в нем можно найти вещи, не подходящие для ребенка, подобно тому, как в любом городе есть места, небезопасные или недопустимые для детей. Кроме того, определенные действия в Интернете подходят взрослым, но не детям, или подходят одним детям, но не подходят другим.
- Поэтому необходимо быть в курсе опасностей для детей в Интернете и знать, что предпринять для снижения или устранения этих опасностей, чтобы принимать взвешенные решения об использовании Интернета и обеспечивать вашу защиту.
3. Изучение нового материала
Слайд 7
- Как вы думаете, что можно делать в Интернете?
Слайд 8
- Какие безопасные сайты для детей вы знаете?
Вредные советы
Слайд 9
- Незнайка приготовил вам сюрприз.
- Прочитаем вредные советы. Как вы думаете, почему так называются?
- С чем вы не согласны?
- Почему так нельзя поступать?
Угрозы в Интернете
- Так какие же опасности могут подстерегать нас в Интернете?
Слайд 10-13
Интернет-технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей. Угрозы, хулиганство, вымогательство, неэтичное и агрессивное поведение - все это нередко можно встретить.
Виртуальное общение.
Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям.
Интернет-хулиганство.
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы.
Вредоносные программы.
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» - это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным.
Недостоверная информация.
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
4. Физкультминутка
«Веселая зарядка»
5. Игра «За или против»
Слайд 14
- Я предлагаю вам поиграть в игру «За или против», где вы должны будете проголосовать за каждое правило безопасного поведения в сети Интернет сигнальными карточками.
- посещайте сайты, соответствующие вашему возрасту;
- не сообщайте лишнюю информацию;
- сообщайте свои личные данные: домашний адрес, адрес электронной почты, пароль;
- избегайте виртуальной агрессии и преследований;
- просматривайте все неопознанные ссылки и сообщения;
- встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет, без контроля взрослых;
- не доверяйте незнакомым людям;
- уважайте авторские права.
На столах каждого из вас памятка с правилами безопасности в сети Интернет.
6. Рассказ учащихся на тему «Интернет в моей семье»
Слайд 15-16
- С учетом той новой информации, которую вы получили на уроке, можно ли назвать используемые вами интернет-ресурсы безопасными?
7. Итог урока
Слайд 17
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Если было трудно, поднимите тучку.
- Если испытывали небольшие затруднения, то поднимите солнышко и тучку.
- Кто не испытывал затруднений, поднимет солнышко.