Рабочая программа внеурочной деятельности центра «Точка роста» по биологии

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение этих технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности.

Цифровые лаборатории естественнонаучной и технологической направленности центра «Точка роста» - новое поколение лабораторий, где используется оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ.

Уникальность оборудования центра «Точка роста» в нейротехноло́гии - это любые технологии, которые оказывают фундаментальное влияние на то, как люди понимают мозг и различные аспекты сознания и мыслительной деятельности. Автоматизация сбора данных от датчиков и цифрового микроскопа, анализ и обработка осуществляется с помощью компьютера, экономит время учащихся, позволяет сосредоточить внимание на сути исследования. Важная особенность лаборатории - получение данных, недоступных в традиционных учебных экспериментах. Информация сохраняется в виде графиков, таблиц и ее удобно в дальнейшем использовать при проведении анализа исследования и составления отчета.

Сегодня очень важно вооружить учащегося не столько знаниями, сколько способами овладения ими. При проведении предлагаемых работ формируются универсальные умения и навыки, которые позволяют ученику применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Новизна и актуальность программы заключается в том, что у учащихся формируется понятие научного способа при проведении исследовательской деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Данная программа направлена на создание условий для формирования представлений о научном подходе к исследованию физических, химических и биологических явлений с использованием новых цифровых технологий.

Актуальность программы заключается в том, что кружок является удачной формой введения учеников в мир науки и техники. Данная программа направлена на развитие интереса к биотехническим наукам, технике на развитие образного и логического мышления. Форма интерактивной цифровой лаборатории является доступной и интересной для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Цель: Выявление и последующее развитие творческих способностей обучающихся в естественнонаучной деятельности с применением цифровых технологий, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с основами проектной деятельности;
  • повысить мотивацию учащихся к исследовательской деятельности;
  • познакомить с приборами (датчиками);
  • сформировать у учащихся элементы проектных, технологических знаний

Развивающие:

  • развитие и поддержку талантливых учащихся
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся; навыков самостоятельного моделирования и творческого воображения;
  • реализовать индивидуальную образовательную траекторию учащегося при проведении исследовательской работы;
  • развивать элементы технического, логического и креативного мышления;
  • развить познавательную активность, внимание, умение сосредоточиваться;
  • способствовать профессиональной ориентации учащихся;

Воспитательные:

  • сформировать умение планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты свой деятельности;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • воспитание в учащихся навыков коллективного взаимодействия, распределения задач, коммуникативных способностей.

Условия реализации программы

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-9 классы.
  2. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  3. Курс рассчитан на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия.
  4. На курс отводится по 1 часу в неделю.
  5. Методика работы по программе предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных лабораторных работ, наблюдений, использование ИТК, исследовательской и трудовой деятельности.
  6. На каждом занятии проводятся физкультминутки (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц).
  7. Время работы с компьютером дозируется в зависимости от возраста воспитанников, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

При организации исследовательской деятельности применяются следующие приёмы:

  1. Организационные: оформление тетрадей, рисунков, таблиц, графиков, видео, практических работ, распределение обязанностей в группе, алгоритмизация (последовательность) работы;
  2. Коммуникативные: работа в паре и группе;
  3. Информационные: поиск и отбор информации;
  4. Интеллектуальные: описание, анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов, составление алгоритма работы, установление причинно-следственных связей, классифицирование, выделение опорных слов, составление таблиц, схем. рисунков, решение задач;
  5. Рефлексивные: самооценка, самоанализ, самоконтроль, взаимный контроль, оценивание работы других.

Формы и методы, используемые в работе по программе

  • Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
  • Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
  • Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
  • Исследовательские методы (при работе с цифровой лабораторией)

Используемое оборудование: Цифровые лаборатории ООО «Научные развлечения» и ООО «Центр Снабжения Образовательных организаций», лаборатория L-микро Россия.

В состав цифровой лаборатории входят:

  1. Специальное программное обеспечение.
  2. Датчики по нейротехнологии
  3. Датчики измерения показателей окружающей среды.
  4. Микроскоп с цифровой видеокамерой
  5. Ноутбук
  6. Руководство пользователя

План организации учебной деятельности:

Этап

Особенность

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1 этап
Подготовителный

Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники. На этом этапе проводится обучение работе с датчиками цифровой лаборатории и микроскопом.

+

+

2 этап
Экспериментальный

В процессе исследований учащиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, делают описание объекта деятельности, апробируют новые технологии, методики, создают собственное исследование. Материалы сохраняются и обрабатываются на компьютере с использованием микроскопа.

+

+

3 этап
Камеральный

Обрабатываются образцы полученных материалов. Работа с фото и видео- информацией, с презентациями, цифровым микроскопом проводится на компьютере.

+

+

4 этап
Аналитический

Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, проблем, составляются рекомендации, предложения.

+

+

5 этап
Отчетный

Составляется отчет об исследовательской работе, используя компьютерные технологии, программы цифровых лабораторий, обработка фото и видео материалов).
На основе полученных материалов готовятся защиты мини проектов, доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы.

+

+

6 этап
Информационный

Этот этап предусматривает ознакомление с полученными результатами других
учащихся и учителей на уроках и конференциях.

+

-

7 этап
Практический

- участие с докладами на научно- практических конференциях
- пропаганда полученных знаний.

+

-

Ожидаемый результат: Ожидаемыми результатами обучения являются: повышение эффективности учебного процесса, формирование элементов экологической культуры, формируется ИКТ-грамотность, формирование исследовательских умений и осуществление развития творческой личности ученика, развитие навыков безопасного экспериментирования.

Основные принципы программы

  • Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
  • Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
  • Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
  • Принцип обратной связи
  • Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
  • Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • методику работы с биологическими объектами;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать с цифровой лабораторией

Содержание программы

Вводное занятие (1 ч)

Цели и задачи, план работы.

Тема 1. Методы изучения живых организмов. (8 ч)

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство светового микроскопа, правила работы с ним. Правила работы с цифровым микроскопом. Овладение методикой работы графического редактора. Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, журналами, газетами и ресурсами интернета.

Практические работы:

  • 1.Устройство и правила работы со световым микроскопом. Приготовление препарата кожицы лука и изучение его под микроскопом
  • Изучение объектов живой природы с помощью светового микроскопа.
  • Изучение объектов живой природы с помощью цифрового микроскопа с использованием веб камеры.
  • Фиксация результатов работы датчиков. Работа с графическим редактором.

Тема 2. Цифровая лаборатория (10 ч)

Правила работы с цифровой лабораторией и техника безопасности. Знакомство с датчиками цифровой лаборатории.

Практические работы:

  • Работа с датчиками температуры. Измерение температуры различных помещений.
  • Работа с датчиком влажности. Измерение влажности воздуха школьного кабинета и столовой школы.
  • Работа с датчиком освещенности. Измерение освещенности школьных коридоров и кабинетов.
  • Работа с датчиком рН-метр. Измерение кислотности среды различных продуктов
  • Работа с датчиком кислорода. Изменение количества кислорода в зависимости от степени озеленения кабинета.
  • Работа с датчиком углекислого газа. Изменение количества углекислого газа в зависимости от озеленения.
  • Работа с датчиком электропроводности. Измерение электропроводности дистиллированной и водопроводной воды.
  • Работа с мульти датчиком.

Тема 3. Исследовательская работа. Создание мини проектов. (14 ч)

Этапы исследовательской деятельности. Поиск информации. Эксперимент. Оформление результатов исследовательской работы.

Примерные темы мини-проектов:

  1. Кислотный показатель косметических средств
  2. Влияние комнатных растений на влажность воздуха
  3. Биохимические показатели вдоха и выдоха при физических нагрузках.
  4. Условия прорастания семян.
  5. Зависимость образования кислорода от освещенности.
  6. Измерение кислотности различных напитков (молоко, лимонад, минеральная вода)
  7. Влияние проветривания на микроклимат в классе.
  8. Определение концентрации кислорода в цветущей воде.
  9. Определение рН почвы.
  10. Воздействия абиотических факторов (освещённость и кислотность) на жизнедеятельность инфузории.
  11. Исследование пищевых продуктов с помощью цифрового микроскопа.
  12. Влияние количества углекислого газа в помещении на показания ЭЭГ.
  13. Пульсометрия что это такое.
  14. Зависимость артериального давления от физической нагрузки
  15. Влияние запахов на артериальное давление
  16. Регистрация импульсов электромиограммы
  17. Фотоплезиограмм и физическая нагрузка
  18. Отражение работы сердца на ЭКГ при физических нагрузках.

Подведение итогов работы (1 ч)

Представление результатов работы. Защита минипроектов.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие (1 ч)
Цели и задачи, план работы кружка.

1

-

Тема 1. Методы изучения живых организмов (8 ч)

4

4

Тема 2. Цифровая лаборатория (10 ч)

2

8

Тема 3. Исследовательская работа (14 ч)

3

11

Подведение итогов работы кружка (1 ч)

1

Всего: 34 ч

12

22

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Источники информации:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 января 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005.
  3. Интернет-ресурсы:
    1. https://kopilkaurokov.ru
    2. https://sakha.pfdo.ru
    3. https://cyberleninka.ru/