Детское экспериментирование и опытническая деятельность с живой и неживой природой

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование, экспериментальная деятельность


«Умейте открыть перед ребёнком в
окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвращаться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский

Академик педагогических наук Н.Н.Подъяков отмечал, что «деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования». Наша задача - в рамках ФГОС ДО, сформировать удетей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними. Эту задачу мы реализуем в процессе экспериментирования. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Как говорил великий философ Конфуций «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму!»В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и заключается в том, что дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Детское экспериментирование реализуется через разные виды детской деятельности: игра, познавательно-исследовательская деятельность, наблюдение, развитие речи. Работу по экспериментированию начали проводить со средней группы, так как у детей данного возраста проявляются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Работа осуществляется согласно плану с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет, как часть НОД и в совместной деятельности во второй половине дня, а также во время прогулки.

Чтобы начать работу по экспериментальной деятельности, в нашей группе была создана развивающая среда, т.е. организована экологическая мини лаборатория, подобрано вместе с детьми и родителями оборудование. Нами были подобраны серия экспериментов с объектами неживой и живой природы, которые мы используем в работе с детьми данного дошкольного возраста. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы. Размещены ёмкости с почвой, с природными ископаемыми, камни, шишки хвойных деревьев и многое другое).

У детей 4-5 лет познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим - для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро пропадает.Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы используем различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так);
  • ситуация выбора.

В этой возрастной группе мы проводим эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, песка, бумаги, воздуха, магнита и т.д.

Цель экспериментальной деятельности: Создание условий для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желание находить решения в проблемной ситуации.

Задачи экспериментальной деятельности:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  • Развитие у детей представления о химических свойствах веществ.
  • Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, тепло, и т.д.).
  • Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, песочные часы, весы, микроскоп и др.).
  • Развитие у детей умственных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
  • Формирование социально-личностного развития каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.

Работу по экспериментированию организовали по двум направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  • живая природа - многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.,
  • неживая природа - воздух, вода, вес, свет, песок, цвет и др.

На вводном занятии мы познакомили детей с оборудованием и правилами поведения, а так же предложили детям стать «сыщиками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой.

С детьми мы проводилиопыты и эксперименты на следующие темы: «Прозрачная вода», «Вода принимает форму», «Какие предметы могут плавать»? «Воздух повсюду», «Надуй воздушный шар», «Воздух работает», «Песочная страна», «Испечем угощение», «Игры с песком», «Микромир под микроскопом», «Фокусы с магнитом», «Наблюдаем за растениями», «Расти, расти лучок», «Наш весёлый огород». Дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно окрасить в любой цвет красками; что вода может быть теплой и холодной, что в нее можно опускать и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

При проведении игры «Надуй воздушный шар» дети убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вытесняет воздух. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер - это движение воздуха.

С огромным удовольствием высаживали лук, а затем ежедневно заглядывали в горшочек, проверяя всходы. Наблюдали за процессом прорастания, поливали, ухаживали. Не менее увлекательно старались нарисовать лучок, передать в точности его цветовую гамму. Познакомили детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов - микроскопом. Дети получили элементарные навыки работы с ним. На подготовительном этапе мы рассказали детям что такое микроскоп, микромир, мы рассматривали под стеклом такие предметы как: камешки, ткань и т.д. Играя в игры «Фокусы с магнитом», ребята выяснили, что магниты прилипают к железным поверхностям, притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.

Знакомясь с темой «Песок», проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог - мокрый песок принимает любую нужную форму. Также детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой - дети пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок - это множество песчинок.

На территории нашего участка создан мини-огород и цветник, которые используются для экологического и трудового воспитания дошкольников.Дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Здесь дети имеют возможность наблюдать за развитием растений, запомнить их названия и признаки внешнего вида, отметить характерные признаки, приобрести навыки полива и ухода, осознать роль природы в жизни человека. На нашем огороде мы совместно с детьми посадили укроп, салат, морковь, лук, петрушку, и ухаживают за ними. В процессе наблюдений и посильного труда они узнали, что их рост и развитие зависят не только от солнечного света, тепла, влаги, почвы, но и от ухода.

В процессе эксперимента:

  • Дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если?), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
  • Получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

В ходе организованной деятельности, поставленные перед детьми задачи, были решены. Дети увлеклись процессом, учились логически мыслить, старались делать самостоятельные выводы, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов.

Овладение дошкольниками разных способов познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, любознательной и творческой личности.