Патриотическое воспитание - это воспитание, которое предполагает воспитание патриотических чувств, означает выработку высокого идеала служения народу, готовности в любое время в стать на защиту Родины, изучать боевые традиции и героические страницы русского народа [3].
Наиболее приемлемым для формирования у детей любви к своей Родине является младший школьный возраст. На это влияют различные факторы. Школа и семья должны принимать активное участие в развитии и обучении ребенка, чтобы воспитать настоящего патриота своей страны. Для формирования патриотических чувств в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только сущность и содержание патриотического воспитания, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.
Важной задачей современного образования является формирование у школьников потребности к получению знаний и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками [2]. Благодаря активной деятельности, человек может взаимодействовать с окружающим миром. В условиях быстро меняющегося мира информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение. Использование инновационных технологий в общеобразовательных школах является эффективным средством развития познавательных интересов обучающихся.
Виртуальная экскурсия как форма учебной деятельности является одной из эффективных форм использования инновационных технологий при развивающем обучении [1].
В рамках нашего исследования мы провели эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, экспериментального и контрольного. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №59 г. Киров. В исследовании принимали участие учащиеся двух вторых классов: 2 «А» и 2 «Б» классов. В каждом классе общее количество учеников - 60 человек. В ходе работы нашей работы 2 «А» класс был определен как экспериментальный, а 2 «Б» класс - как контрольный.
Исследование проводилось с помощью следующих диагностик: «С чего начинается Родина» (авторы: Е.В.Федотова, И.В.Скворцова, Т.Б.Табарданова), методика «Мое отношение к малой родине» Т.М.Масловой методика «Я - патриот».
По итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальный класс 2А, как и контрольный 2Б, нуждается в проведении дополнительной работы по формированию патриотических качеств. В экспериментальном классе были апробированы внеурочные занятия с использованием виртуальных экскурсий, направленных на формирование патриотической воспитанности второклассников.
Экспериментальная работа с применением цикла виртуальных экскурсий во 2А классе МБОУ СОШ №59 г. Кирова была проведена в феврале-марте 2022 года.
Цикл виртуальных экскурсий состоит из восьми занятий (табл.1).
Таблица 1 - Цикл виртуальных экскурсий для второго класса
№ занятия |
Кол-во занятий |
Дата проведения |
Описание |
1 занятие |
1 |
14.02.2022 |
Виртуальная экскурсия по памятным местам города Киров |
2 занятие |
1 |
21.02.2022 |
Виртуальная экскурсия «Киров - город трудовой славы!» |
3 занятие |
1 |
28.02.2022 |
Виртуальная экскурсия «Дымковская игрушка» |
4 занятие |
1 |
06.03.2022 |
Виртуальная экскурсия «Исторические монастыри Кирова» |
5 занятие |
1 |
13.03.2022 |
Виртуальная экскурсия «Соколья гора» |
6 занятие |
1 |
20.03.2022 |
Виртуальная экскурсия «Береснятский водопад |
7 занятие |
1 |
28.03.2022 |
Виртуальная экскурсия «Атарская Лука» |
8 занятие |
1 |
03.04.2022 |
Виртуальная экскурсия «Мемориальный Дом-музей Васнецовых в Рябово» |
В результате повторной оценки сформированности деятельностного показателя нами были получены следующие результаты (рис.1).
Рисунок 6 - Результаты сформированности деятельностного показателя на контрольном этапе
Согласно рисунка 1 можно сделать вывод, что во 2А классе результаты после проведенной работы по уровню сформированности деятельностного показателя также улучшились. В частности, низкий уровень не показал ни один ученик. Высокий уровень показали 14 человек (48%), в то время как на контрольном этапе работы данный показатель составлял 31%. В контрольной группе результаты также остались практически на прежнем уровне.
В таблице 2 представлены результаты повторного анкетирования 2А и 2Б класса по методике «Мое отношение к малой родине».
Таблица 2 - Динамика уровня патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию
Уровни |
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
||||
кол-во, 2А |
% |
кол-во, 2А |
% |
кол-во, 2Б |
% |
кол-во, 2Б |
% |
|
Высокий |
5 |
17 |
14 |
48 |
6 |
19 |
8 |
26 |
Средний |
13 |
45 |
14 |
48 |
15 |
48 |
17 |
55 |
Ниже среднего |
9 |
31 |
1 |
3 |
10 |
10 |
6 |
19 |
Низкий |
2 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
29 |
100 |
29 |
100 |
31 |
100 |
31 |
100 |
Результаты проведенной методики свидетельствуют о том, что обучающиеся 2А класса знают историю своей страны, города намного лучше, чем ученика 2Б класса, где цикл виртуальных экскурсий не проводился. В экспериментальном классе по всем показателя заметны улучшения. Так, низкий уровень не показал ни один ученик, ниже среднего - сократилось с 9 человек до 1, значительно повысился показатель высокого уровня патриотической воспитанности - с пяти до четырнадцати человек (улучшение показателя на 31%).
Также в исследовательской работе мы повторно использовали методику Н.В.Савельевой «Я - патриот».
Результаты данной методики представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты методики «Я - патриот» на контрольном этапе исследования
После проведения экспериментальной работы во 2А классе низкий уровень опять же не показал ни один ученик, средний уровень - 52%, высокий - 48%. Во 2Б классе показатели изменились в лучшую сторону, но незначительно.
Стоит отметить тот факт, что те дети, которые показали низкий уровень патриотической воспитанности на констатирующем этапе эксперимента не проявляли желания проявлять инициативу и участвовать в патриотических делах. На контрольном же этапе они стали проявлять интерес к предложениям учителя, выразили желание помочь с оформлением актового зала для проведения мероприятия.
Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы свидетельствует об эффективности проведенной воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников. Выявленные результаты являются подтверждением того, что разработанные нами занятия патриотического воспитания во внеурочной деятельности являются эффективными в формировании чувства патриотизма у младших школьников.
Список использованных источников
- Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы. / Е.В.Александрова // Литература в школе. - 2010. - №10. - С. 22-24.
- Бахтин, Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю.К.Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349-352
- Дашкова, Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников [Текст] / Е.В.Дашкова, Е.Б.Ивушкина //Педагогика и современность. - 2014. - Том 1, №1-1. С. 60.