Мы должны научить студентов тому, как быть эффективными цифровыми гражданами.
Эта фраза сейчас очень актуальна, ведь во многих странах мира очень большое внимание уделяют цифровому гражданству. Какой смысл мы вкладываем в понятие Digital Citizenship, как проявляется цифровое гражданство в школе и жизни, кто такой Digital Citizens и как развить в ребенке качества ответственного пользователя, поговорим сегодня об этом.
Из-за стремительного развития технологий в современном обществе границы между реальным и цифровым миром постепенно начинают стираться. Поскольку все больше людей взаимодействуют с цифровым контентом, понятие цифрового гражданства становится все актуальнее. Основой цифрового гражданства является набор прав, свобод и обязанностей, распространяющихся на всех членов школьного сообщества. Основными из них являются - свобода слова, защита личных данных, неприкосновенность частной жизни и ряд других.
Цифровое гражданство - это концепция, включающая в себя 9 аспектов, определяющих нормы ответственного и эффективного использования современных технологий. Соответственно, цифровой гражданин должен понимать, что делает и нести ответственность за каждый шаг.
1 - Цифровой доступ. Данная концепция подразумевает, что все цифровые граждане обеспечены возможностью равного доступа к цифровым ресурсам. Приведу пример, как это может реализоваться в школе.
Существует проект Apple Distinguished School. ADS - это школы, признанные компанией Apple, в которых реализуются учебная программа, по средствам использования техники apple. Школа должна совершенствовать современную цифровую образовательную среду. В каждом классе начальной школы установлены Smartbox - это персональные боксы, в которых хранятся планшеты с apple pencil. Для каждого класса существует своё индивидуальное количество планшетов, в зависимости от количества учеников. Таким образом, у каждого студента в течение года в личном пользовании имеется свой iPad.
Помимо этого, компания Apple создала программу Apple Distinguished Educators (ADE), чтобы поощрять преподавателей школы, которые используют технологии Apple для совершенствования учебных процессов. Эти люди стремятся изменить мир к лучшему. В их число входят ведущие учителя со всего мира (в России количество учителей - 7), опыт которых помогает другим преподавателям понять, как с помощью iPad и Mac обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.
2 - Цифровая коммерция. Цифровые граждане должны осознавать, что значительная часть рыночной экономики осуществляется в электронном виде. Доступность покупок, игрушек, одежды, автомобилей, продуктов питания и т.д. через интернет стала обычным явлением для многих пользователей. Цифровые граждане должны знать, как эффективно пользоваться товарами в новых цифровых реалиях.
Очень важно обсуждать с детьми, что товары с огромными скидками зачастую могут оказаться обманом, а письма о «блокировке карты» могут оказаться мошенническим письмом.
3 - Цифровая коммуникация. Одним из значительных изменений в цифровой революции является способность человека общаться с другими людьми. В XXI веке возможности, общения расширились, люди могут поддерживать постоянную связь (электронная почта, сотовые телефоны, обмен смс, социальные сети, мессенджеры для мгновенного обмена информации и т.д.). Теперь у каждого цифрового гражданина есть возможность общаться и сотрудничать в любое время. Но при использовании любых средств электронной коммуникации существуют свои правила, свой этикет общения.
Общение в интернете мало чем отличается от реального. Следует помнить главное: обращаться с другими людьми нужно так, как бы Вы хотели, чтобы обращались с Вами.
4 - Цифровая грамотность. Цифровые граждане активно включаются в процесс обучения технологиям и их грамотному и эффективному применению в своей деятельности, получению навыков быстрого поиска информации и ее обработки, умений корректно задавать поисковые данные.
Данные умения дети могут получать не только на уроках информатики, но и при работе с iPad на уроках окружающего мира или же при решении олимпиад.
5 - Цифровой этикет. Цифровые граждане, осваивая электронные технологии, владеют правилами их использования и понимают, что существуют правила цифрового этикета. Цифровых граждан необходимо обучать знаниям цифрового этикета.
Важно доказать детям, что при неверной постановке знаков препинания, человек может не понять вас или обидеться за смайлик. Помимо этого, сокращение слов так же НЕ является правильным при общении в цифровом мире.
6 - Цифровой закон. Цифровые граждане должны понимать, что кража или нанесение ущерба работе, личности или имуществу других людей в интернете является преступлением. Существуют определенные правила, которые пользователи должны знать в цивилизованном обществе. Эти законы распространяются на всех, кто работает или использует онлайн в развлекательных целях. Взламывать чужую информацию, загружать нелегальную музыку, заниматься плагиатом, создавать вирусы, рассылать спам или красть чью-либо собственность - неэтично.
Что касается плагиата, например, во время создания проектных работ каждый из студентов на последнем слайде своей презентации указал, какую литературу использовал и какие вещи заимствовал. Такие, казалось бы, «мелкие» вещи воспитывают студентов и дают им понимание ситуаций.
7 - Цифровые права и обязанности. Как в любом государстве у любых граждан имеются права и обязанности, так и у цифровых граждан существует свой ряд прав, распространяющийся на всех пользователей.
Например, цифровые граждане имеют право на свободу слова, неприкосновенность частной жизни, свободу выражения своего мнения и т.д. Из этих прав вытекают и соответствующие обязанности - не нарушать права других пользователей. Неукоснительное соблюдение всех прав и обязанностей цифровым гражданином, будет способствовать эффективному существованию всего цифрового общества.
8 - Цифровое здоровье. Сохранение зрения, уменьшение стресса и правильная эргономическая практика - вопросы, которые необходимо решать в новом технологическом мире. Помимо физических проблем, существуют психологические проблемы, которые становятся все более распространенными, такие как интернет-зависимость. Цифровые граждане должны понимать, что технологии несут опасность и учатся защищать себя от этих негативных последствий. В этом им могут помочь психологи, врачи и наставники классов, организовывая беседы на эти темы.
9 - Цифровая безопасность. Цифровой гражданин так же, как и в обычной жизни, обеспечивает свою безопасность цифровом мире. Знает, что следует устанавливать защиту от вредоносных программ, копировать информацию и хранить ее на разных устройствах, применять устройства защиты от перепадов напряжения, защищать личную информацию сложными паролями и многое другое.
Как реализовать все эти аспекты и помочь понять ребенку о важности цифрового гражданства? В рамках Цифрового фестиваля, прошедшего в апреле, мы со студентами 4 класса провели мастер-класс и создали «Паспорт цифрового гражданина», в котором дети отразили важнейшие правила цифрового гражданства, которые готовы соблюдать сами.
В завершении хотелось бы сделать акцент на том, что цифровыми гражданами являются не только студенты, но и учителя, родители! Преподавание цифрового гражданства должно быть включено в программу всех предметных областей. Родители так же играют важную роль в формировании цифрового гражданина.
Сотрудничая, мы создаём среду и условия для безопасной работы в цифровом мире, помогаем детям формировать положительную репутацию в интернет-сообществах.