Профилактика ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом.
Дети всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной частью населения. Поэтому именно мы, взрослые: родители и педагоги должны отрабатывать с ними стереотипы безопасного поведения на улицах и дорогах, научить их правильно ориентироваться в дорожной обстановке.
Наши дети - это поколение, живущее среди опасностей дорожного движения. Причем с каждым поколением опасностей становится все больше. Действительно, передвижение в условиях современного дорожного движения стало проблемой, которая требует проведения специальных мероприятий со стороны организаторов движения и приобретения необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения.
Правила дорожного движения едины для всех - для детей и для взрослых. Кроющиеся опасности угрожают одинаково как взрослым, так и детям. Адаптировать и дифференцировать ПДД для детей разного возраста - задача не из простых. Ответ на вопрос «Что надо знать первокласснику, а что одиннадцатикласснику?» однозначен - и тому и другому необходимо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.
Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В центре - прежде всего конкретный школьник, который должен приобрести навыки безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, т.е. знать и четко соблюдать ПДД.
В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма большую роль играет классный руководитель.
Наша школа находится недалеко от дороги с транспортным движением. Чтобы не попасть в беду, детям необходимо знать правила дорожного движения.
Начиная с 1 класса, я веду работу по профилактике безопасного поведения на дороге, соблюдения правил дорожного движения, с учётом и анализом особенностей восприятия дорожной информации школьниками:
- Беседы с учащимися по темам: «Красный, жёлтый, зеленый», «Школа безопасности», «Мы пешеходы!»…
- В школе проводятся тематические лекции и классные часы с приглашением представителей ГИБДД;
- Конкурсы рисунков, викторины по знанию правил дорожного движения;
- Каждый раз перед поездкой мной проводится инструктаж по безопасности во время пути, в автобусе, и на дорогах;
- с 1 класса настраиваю родителей, что безопасность наших детей это наша общая забота. Темы бесед на родительских собраниях: «Роль родителей в безопасности детей», «Детский травматизм на дороге - забота общая»;
- В учебном кабинете оформлен уголок, в котором отражены вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дороге для обучающихся и их родителей.
Я считаю, что дети должны иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы, знать следующие основные правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый свет светофора,
- не играть на дороге или около проезжей части,
- переходить улицу по пешеходному переходу,
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а потом - направо,
- знать устройство проезжей части,
- знать некоторые дорожные знаки для пешеходов,
- знать правила поведения в транспорте.
Во многом безопасность детей на дороге зависит и от их родителей, которые сами зачастую подают неправильные примеры поведения на дороге. В этой связи родителям мною были адресованы определенные рекомендации:
- Во время прогулок с детьми по городу или селу проводить с ними беседы о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице - залог. безопасности пешеходов, доказывать это ребенку на собственном примере.
- Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду с отражающими полосками или специальными отражателями.
- Помнить, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК - ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!
Целенаправленная, социально ориентированная профилактическая работа по ПДД среди учащихся в конечном итоге позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма детей, сохранить их здоровье, а самое главное - жизнь.