Основная задача, которая стоит перед специалистами - качественная диагностика, позволяющая оценить актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной, речевой деятельности детей и подобрать адекватную образовательную программу, улучшить качество речевой терапии и получить эффективный результат.
Аутизм - это группа расстройств, объединенных единой схожей проблемой врожденной или рано приобретенной, проблемой социального взаимодействия и коммуникации, которые сопровождаются особенностями поведения и деятельности у человека. Нарушение развития, проявляется уже в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологических расстройств, отвечающих за восприятие внешних стимулов, которые заставляют ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Характерным признаком общения при аутизме является не только отсутствие речи, но отсутствие указательного жеста и жестовой речи в целом. Эмоциональная приглушенность, бедная мимика, отсутствие интереса к людям, уход от реальности в мир собственных переживаний, необычные реакции на раздражители, стереотипность поведения. Симптомы могут быть выражены по-разному и проявляться в различной степени. Дети с РАС производят впечатление детей с сенсомоторной алалией.
Сенсомоторная алалия - это глубокое недоразвитие речевых функций, возникающая при поражении коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка до трех лет, затрагивает все уровни речевой организации. При алалии грубо нарушается речевой онтогенез, страдает произносительный компонент, понимание речи, словарный запас, навык построения фразы, ведущий симптом - непонимание речи и отсутствие собственной речевой продукции. Поведение детей с алалией отличается от нормы и может носить аутистические черты. Однако аутистические черты имеют нестойкий характер. Ребенок может инициировать общение и использовать мимику и жесты, мимика более богата и разнообразна, чем у детей с аутизмом, ребенок реагирует на обращения эмоционально, контакт его не утомляет, ребенок самостоятельно ищет средства альтернативной коммуникации.
Непосредственным фактором, приводящим к сенсомоторной алалии может быть перенатальное повреждение нервной системы, различное неблагополучное воздействие на плод, натальные повреждения (во время родов) и в ранние сроки развития после рождения.
При некотором сходстве детей с РАС и детей с алалией есть важные различия. Основным маркером аутизма является трудности взаимодействия, отсутствие желания вступать в контакт, быстрая пресыщаемость, уход в себя при попытках установить эмоциональный контакт специалистом, сложности распознавания интонаций в речи. Ребенок с алалией не уходит от контакта, а просто не имеет достаточных средств, чтобы его установить, при этом на эмоциональный контакт ребенок с алалией откликается, готов использовать жестовую речь, прикладывает усилия, чтобы понять обращенную речь, смотрит в глаза. Суть отличий расстройств аутистического спектра и расстройств развития речи в социальности, в способности к эффективной взаимной коммуникации. У детей с РАС видим нарушение именно их и именно на их основании ставится диагноз.
И при аутизме, и при алалии эффективность реабилитации зависит от своевременной диагностики и коррекции. Коррекционные и методические подходы в каждом случае имеют некоторые отличия. Наиболее эффективно коррекционная работа проходит в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) при сенсомоторной алалии - АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), которая реализуется в коррекционном классе. Обучение по данной программе имеет пролонгированный характер и предполагает большой объем помощи логопеда и психолога на всем протяжении обучения. АООП предусматривает создание индивидуального учебного плана с учетом особых образовательных потребностей. [1. c.179].
Детям с аутизмом рекомендована АООП для обучающихся с РАС (Варианты: 8.1, 8.2, 8.3, 8.4) в зависимости от уровня интеллектуального развития. В рамках данной программы работают три специалиста: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. АООП для детей с РАС (вариант 8.2, 8.3, 8.4), реализуется в коррекционном классе и также предполагает пролонгированные сроки обучения и большой объем помощи коррекционных специалистов. В рамках программы для детей с РАС важную роль в коррекционной работе отводится учителю-дефектологу. При вариантах (8.3, 8.4) отмечается нарушение интеллектуального развития, выраженные трудности понимания обращенной речи. На основе АООП вариант 8.4 образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу реабилитации (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. [1. c. 289].
У детей с сенсомоторной алалией и детей с аутизмом, как правило, скудный словарный запас, нарушена слоговая структура и грамматический строй речи. Однако причины, приводящие к этим нарушениям, различны. У детей с алалией эти особенности обусловлены органическим поражением речедвигательных и речеслуховых отделов мозга. У детей с РАС нарушения речи, как правило, специфические и обусловлены «невнимательностью» к грамматике родного языка, преобладанием эгоцентрической речи и нежеланием использовать речь, как средство коммуникации. Все эти особенности не дают возможность ребенку с аутизмом развивать свою речь.
Таким образом, для эффективной помощи детям, страдающим речевыми нарушениями, очень важно вовремя провести дифференциальную диагностику, выявить причины нарушений, оценить актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной, речевой деятельности и определить образовательный маршрут, в рамках какой адаптированной образовательной программы следует проводить обучение конкретного ребенка, чтобы получить эффективный результат.
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».