Общешкольное родительское собрание
Всем известно, что современные школьники не любят и не хотят читать, это происходит повсеместно, не только в нашей школе. О проблеме знают все, все разводят руками, но мало кто пытается её хоть как-то решать. А между тем последствия такого нежелания читать весьма серьёзные. Давайте с Вами попытаемся проследить вместе, что такое чтение, каким оно бывает, на что влияет, и как нам приобщать детей к литературе.
Начнём с вопросов для вас, родители. На них не надо давать ответов вслух, просто подумайте, что бы вы ответили.
- Хотите ли вы, чтобы ваши дети стали успешными в жизни?
- Что для этого нужно?
- Учится ли он с интересом, в полную меру сил?
- А что мешает детям учиться хорошо прямо сейчас?
- Сколько времени тратит Ваш ребенок на подготовку к урокам?
- Легко ли ему даются устные предметы?
- Читает ли художественные произведения к урокам литературы в полном объеме?
- Читает ли Ваш ребенок книги помимо школьной программы?
- Какая книга у него любимая?
- Какую книгу он читает сейчас?
К сожалению, картина такова, что большинство родителей, чьи дети учатся старше 5 класса, на большую часть вопросов, если не на все, отвечали: « к устным предметам готовится нерегулярно; читает не весь параграф, а отдельные пункты; плохо запоминает, не умеет пересказывать; читать книг не хочет; любимых книг нет».
Когда же и почему происходит это падение интереса и успеваемости?
Накануне собрания мы в 3-й раз за год проверили технику чтения ребят с 1 по 8 класс (Результаты проверки за 3 месяца раздаются родителям. Результаты в обобщенном виде, без фамилий, выводятся на слайд):
Класс
|
Норма чтения
|
Количество человек в классе |
Количество обучающихся, читающих норму и выше нормы |
Количество, читающих ниже нормы. (наихудший результат) |
1 |
25-30 |
8 |
7 |
1 (14 слов) |
2 |
40-50 |
8 |
6 |
2 (25 слов) |
3 |
65-75 |
5 |
2 |
3 (42 слов) |
4 |
90-100 |
6 |
1 |
5 (45 слов) |
5 |
95-100 |
3 |
1 |
2 (52 слова) |
6 |
100-105 |
3 |
- |
3 (70 слов) |
7 |
120-125 |
7 |
2 |
5 (73 слова) |
8 |
130-140 |
6 |
1 |
6 (60 слов) |
А теперь посмотрим табличку, отражающую качество знаний, т.е. сколько детей учится на 4 и 5.
Класс
|
Количество человек в классе |
Количество обучающихся, читающих норму и выше нормы |
Количество, «ударников» |
1 |
8 |
7 |
Не оцениваются |
2 |
8 |
6 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
2 |
5 |
3 |
1 |
2 |
6 |
3 |
- |
- |
7 |
7 |
2 |
2 |
8 |
6 |
1 |
1 |
Взаимосвязь между техникой чтения и хорошей учебой наиболее заметной становится с 4 класса.
В 3 и 4 колонках таблицы, как правило, одни и те же дети.
Мы говорим о технике чтения, а как же с хорошей учебой связана потребность в чтении?
Ответ следующий: если у детей отсутствует потребность в чтении, значит, у них не развивается привычка к сосредоточенному вниманию. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим.
Чтение - это вид речевой деятельности. Оттого, какую цель мы ставим: для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения существуют разные виды чтения:
- ознакомительное чтение (70% понимания, пренебрежение к деталям);
- просмотровое чтение (знакомство с книгой, текстом; ознакомление с предисловием, оглавлением, аннотацией, разделами и т.д.);
- сканирование текста (быстрый просмотр, факт, имя, дата и т.д.);
- изучающее (углубленное) чтение - 100% понимания текста;
- рефлексивное чтение (прогнозирование по заголовку, понимание основной мысли, выделение главной и второстепенной информации и т. д.);
- быстрое чтение - высокая скорость и высокое качество усвоения прочитанного.
Изучающее (углубленное) чтение классической литературы вырабатывает культуру чтения и культуру речи, грамотное письмо.
Рефлексивное помогает правильно понять, например, задачу (а ведь часто неумение решить задачу связано неумением правильно её прочитать и понять).
Поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, досуговое, углубленное виды чтения нужны для работы с разными видами информации в учебниках, энциклопедиях, в газетах и журналах, в интернете.
Владеть хорошей техникой чтения - это не самоцель, а прежде всего, средство развития личности ребенка, его души, его творческих способностей, навыков адаптации в обществе, это мощная коммуникативная среда.
Чтение детей - это ключ к жизни в обществе людей, это ключ к жизни в информационном обществе.
Как же пробудить интерес к чтению?
Как научить детей любить книгу?
Большинство младших школьников любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут.
Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь, и роль родителей в этом деле невелика.
Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, непредназначенных для них. Только совместные усилия библиотекаря, учителя и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.
Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям», учитель даёт детям списки книг для прочтения летом. Родителям необходимо побуждать детей к чтению и контролировать чтение. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Ведь там для них много непонятного и неинтересного, поэтому они выработают себе вредную привычку - читать поверхностно.
Вот такой пример:
Нельзя сказать, то Володя не любит книги. Он может подолгу держать книгу в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы. Но сам читать не любит. «Папа, у меня интересная книга. Прочитай, пожалуйста», часто обращается он к отцу. Папа берёт книгу и читает. Прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам». Володе интересно, что будет в следующей главе. Он берётся за книгу, но самому читать трудно, слова не складываются в предложения так быстро, как у папы. Володя перескакивает через несколько строчек, поэтому не всё понятно. Некоторые слова он читает неправильно, из-за этого искажается смысл написанного. Помучившись немного, Володя идёт к бабушке, маме или к старшей сестре: «Почитай книжку». Иногда кто-нибудь сжалится, почитает Володе. И так повторяется почти каждый день. Володя не любит читать самостоятельно потому, что сам процесс чтения ему труден. Книги интересные и серьёзные для его возраста он читает с трудом, а книги более лёгкие для самостоятельного чтения уже не так интересны для него по содержанию.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о школе, о музыке, об искусстве.
Для детей младшего школьного возраста издаются специальные свои детские журналы. Хорошо, если вы покупаете или выписываете какой-нибудь журнал своему ребёнку
Родители должны помочь ребёнку развить технику чтения. Записывайте результаты. Это подхлёстывает детей, они с нетерпением ждут следующего раза.
Пусть ребенок читает вслух, так вы сможете контролировать правильность чтения.
Приучайте детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные о книге. Поэтому нередко можно услышать от детей: «Я забыл, кто написал книгу», «А зачем запоминать, кто написал книгу, ведь про что написано, я помню», «Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто какие книги написал».
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запомнили фамилии автора, художника и название книги. Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу, -чем кончилось? Прочитав окончание книги, и, узнав судьбу героев, дети, естественно, пропускают целые главы книги, а иногда просто оставляют её.
Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась такая вредная привычка.
Важно также научить детей рассматривать иллюстрации в книге. Надо задавать детям вопросы, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое:
- Что нарисовано на этой картинке? - Как зовут изображённых на ней действующих лиц?
- Что они делают? - Что выражают их лица? - Хорошо ли они поступают?
Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге.
Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов:
- Что ты узнал из книжки?
- Когда и где это было?
- Что тебе понравилось больше всего?
Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев?
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты.
Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами - всё это вызывает интерес у детей к книге.
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём:
Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда будет сам читать.
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения, или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.
Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать детей, понять их интересы и увлечения.
Как вместе читать?
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра - сын и т.д.
- Чтение вслух - полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. А чтобы было интересней, пусть читают вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
- Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
- Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.
- Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).
- В домашней детской библиотечке собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т.д.)
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Создайте такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции.
- В семье воспитывается культура обращения с книгой.
- Приучайте детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя рвать, бросать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки и страницы. Особенно бережно надо относиться к библиотечной книге, её надо обернуть в чистую бумагу, и, прочитав, сдать в положенный срок.
- Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга.
- При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 30 минут.
Зачем человеку необходимо чтение?
- Книга будит эмоции (читая книгу, ребенок радуется, переживает, сострадает - получает положительные эмоции. А если их нет, то наступает «эмоциональный голод, и тогда… ребенок ищет удовольствие в другом…)
- Чтение повышает интеллект (20% информации человек воспринимает глазами и из них 70% посредством чтения. Чтение сегодня - способ соответствовать, времени и жестким требованиям.)
- Книги формируют самообразовательные навыки. Читающий ребенок разбирается в структуре книги, умеет пользоваться справочниками, энциклопедиями.
- Чтение побуждает к нравственным поступкам. (Читая, дети хотят быть похожими на своих героев, кумиров).
- Чтение помогает в учебе (Хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Тот, кто читает свободно, обычно имеет большую орфографическую зоркость.
Как узнать какие книги надо читать ребенку?
В школьной библиотеке есть списки книг по возрастам детей, есть списки для чтения летом. Точно такие же списки мы поместили на сайте школы в раздел «Библиотека». И если у вас дома есть компьютер и выход в интернет, вы можете не только ознакомиться со списком, не заходя в школьную библиотеку, но и скачать тексты книг в интернете. Кто знает, может ребенку будет интересней читать прямо с планшета или электронной книги.
Давайте поможем детям стать умными, чуткими, талантливыми читателями. Пусть с помощью книг они непрерывно учатся и осваивают новое, пусть развивают свой внутренний мир и свою душу. Ну а как результат, когда станут взрослыми, они состоятся в жизни.