Применение проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Когда преподаватель, идет на урок, то хочет, чтобы он прошел интересно, а учащиеся стремились к получению знаний, рассуждали, спорили, искали и доказывали. Но такие уроки возможны при достаточной мотивации учащихся. У педагога для этого есть разнообразные средства. В своей практике мой выбор - проблемное обучение.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. Опыт применения проблемного обучения исследован И.Я.Лернером, А.М.Матюшкиным, Т.В.Кудрявцевым.

При использовании на уроках истории проблемного обучения учащиеся учатся анализировать, систематизировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, а также приобретать такие необходимые современному специалисту компетенции как информационная, коммуникативная, исследовательская.

Цель опыта: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельное овладение знаниями, развитие коммуникативных способностей на уроках истории и обществоведения.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  • формировать заинтересованность учащихся в решении познавательных задач, вовлечь их в активную познавательную деятельность, усвоение новых знаний;
  • создать атмосферу доброжелательности;
  • разработать систему заданий необходимых для творческой познавательной деятельности;
  • проанализировать влияние проблемного обучения на результативность обучения истории.

Один из методов проблемного обучения - эвристическая беседа.

Выделяют основные признаки эвристической беседы:

а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска;

б) все вопросы взаимосвязаны;

в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;

г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;

д) успех поиска обеспечивается наличием исходных знаний.

Основными структурными элементами эвристической беседы становятся вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос. Движение в эвристической беседе к последующему, новому шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага.

При изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» ставится проблема:

Почему и каким образом стали возникать средневековые города?

Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:

Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Ставлю другие вопросы более узкого характера:

  1. Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х-ХI веках?
  2. Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?
  3. Почему «умельцы» уходят из деревни?
  4. Куда они уходят? Где поселяются?
  5. Что еще кроме мастерской ремесленника появляется на их месте поселения?
  6. Кто еще селится в этой местности?

Таким образом, в результате беседы создается логическая цепочка, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов. Чтобы закрепить этот материал и систематизировать его, записываем логическую схему.

Излишки продуктов крестьяне меняют на ремесленные изделия → успехи в хозяйстве ремесленникам трудно совмещать, появляются новые сложные виды ремесла, он меняет свои изделия → сельское хозяйство отделяется от ремесла → ремесленники селятся отдельно в тех местах, где можно сбыть свои изделия → образование городов.

Сущность исследовательского метода состоит в том, что учитель ставит в форме исследовательских заданий проблемы и проблемные задачи в определенной системе, а учащиеся их выполняют совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск.

Использовать проблемный метод эффективно в малых группах. Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал. Данный метод может применяться в аудитории, где учащиеся хотят высказать свое мнение.Этот вариант применяется при изучении в десятом классе темы «Новая экономическая политика», после ознакомления с сутью НЭПа перед учащимися ставится вопрос для рассуждений: «Назовите отрицательные и положительные стороны введения новой экономической политики в стране?» Класс делится на две группы. Одна группа - это те, кто думает, что НЭП - положительное явление, другая - наоборот. В группе ребята пытаются доказать, что НЭП - это хорошо, и приводят ряд примеров, которые характеризуют его с этой стороны. Другая группа, пытается привести отрицательные моменты НЭПа (авантюра, спекуляция, стремление сорвать временный куш и т.д.).В конце урока ребята делают анализ высказываний, и приходят к выводу. В данном случае, к тому, что политика НЭПа была по большей части положительной, так как вывела экономику страны из кризиса.

Одним из приемов метода является постановка проблемы с помощью изобразительного материала.Учащимися предлагается картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, решается проблема, которую учитель задает детям вместе с иллюстративным материалом. Обобщая все высказывания, создается представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.Этот вариант наиболее приемлем в средних классах на уроках истории древнего мира или средних веков, где в учебниках есть подходящие для этого картины и рисунки.Так, например, в пятом классе изучая тему по истории древнего мира «Афинская рабовладельческая демократия», можно использовать картину учебника «Народное собрание в Афинах», учащимся задаются вопросы, ответы на которые дадут полное представление о народном собрании.

  1. Где собиралось собрание?
  2. Кто приходил на собрание?
  3. Предположите, кого гонит с собрания стражник?
  4. Каким образом принимались решения?
  5. Кто выступал на собрании?

Сюжет картины позволяет ответить на эти вопросы. В результате, с помощью картины и логических рассуждений у учащихся формируется представление о народном собрании в Афинах, которое дополняет тему «Афинская рабовладельческая демократия».

Использовать проблемный метод можно и при подготовке к контрольной работе. При завершении изучения любого раздела, ребятам предлагается самим приготовить задания для контрольной работы. В классе формируется несколько групп, каждая получает пакет с одинаковыми изобразительными материалами, используя которые группа должна предложить два задания (тонкий и толстый вопросы), группы представляют свои задания и обязательно сами дают на них примерные ответы. Учитель же включает некоторые из этих заданий в контрольную работу. Такой прием позволяет, с одной стороны, заинтересовать учащихся (на контрольной участники группы, чьи задания включены в контрольно-измерительные материалы, чувствуют себя «победителями», что повышает мотивацию на уроках), с другой стороны, при правильной организации группы ученики со слабой мотивацией к учебе имеют возможность повторить, а может быть и впервые познакомиться с визуальными материалами.Например, после изучения темы «Российская империя в начале ХХ века» группы получают пакет документов, в котором находятся: два листа формата А3, маркеры, клей, ножницы и фотографии Николая II, С.Ю.Витте, В.К.Плеве, П.А.Столыпина, С.О.Макарова, Ю.О.Мартова, В.М.Чернова, П.Н.Милюкова, А.И.Гучкова, В.И.Ленина, карта боевых действий русско-японской войны, картины, посвященные первой русской революции, и т.д. После 10 минут работы каждая группа представляет свои задания, а по итогам работы групп в контрольную работу учителем включаются задания составленные группами.

Проблемный метод включает также и работу с иллюстративным материалом. Одна из самых простых и доступных форм домашней или проверочной работы может быть представлена в виде информационной таблицы. Таблица содержит приготовленные учителем наборы изображений и задания к ним на подбор минимальной информации. Чаще всего такая работа дается учащимся на дом в электронном виде, что позволяет им при возникновении затруднений осуществить поиск в интернете по картинке. Такие информационные таблицы могут быть составлены по любой теме с использованием самых разнообразных материалов. Требование к такой домашней работе - она не должна быть перегружена, то есть содержать 4-6 изображений, чтобы во время отработки у учащихся не произошло «перемешивания» информации, такая домашняя демонстрационная таблица очень легко превращается в небольшую проверочную работу.

Проверка знания терминов по культуре также может быть организована с помощью изобразительного ряда, например: соотнести понятия и соответствующие им изображения:

С помощью картин и карт можно проверить знания хронологии. Например, в итоговую контрольную работу по XVIII веку включается простое задание - расположить исторических деятелей изображенных на картинах в хронологической последовательности их правления.

Используя технологию проблемного обучения, на заключительном уроке в 8 классе по теме «Петр I», необходимо дать оценку личности и дел Петра. Данный урок лучше провести в форме урока-исследования «Петр I: тиран или реформатор?».Формируются группы, которые проводят исследовательскую деятельность, работая с текстом учебника, ребята составляют таблицу положительных и отрицательных сторон реформ Петра.Таким образом, учащиеся на уроке учатся мыслить, получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями. Итог исследования - это самостоятельные выводы учащихся.

Использование проблемного метода обучения дает положительные результаты, ежегодно растет количество победителей и призеров муниципального и регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся побеждают в конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.

На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он стремится их решить самостоятельно. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более успешным.

Список литературы

  1. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа. - 2004. - №1. - С. 19-25.
  2. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А.Ильницкая. - М.: Омега, 2010. - 221 с.
  3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.- 80 с.
  4. Лернер, Исаак Яковлевич. Проблемное обучение / И.Я.Лернер, д-р пед. наук. - Москва: Знание, 1974. - 64 с.
  5. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А.М.Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А.А.Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
  6. Селевко, Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 61- 65.