Возраст учащихся: 7-10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Информационная карта
1. Учреждение |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №6» |
2. Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я познаю себя» |
3. Сведения о программе
|
ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
|
|
Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.,
|
3.2.Тип |
модифицированная |
3.3.Направленность |
общеобразовательная (общеразвивающая) |
3.4. Уровень содержания |
базовый |
3.5. Область применения |
дополнительное образование |
3.6. Продолжительность обучения |
4 года |
3.7. Год разработки программы |
2018 |
3.8. Возрастная категория обучающихся |
7-10 лет |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский
Данная программа имеет общеобразовательную (общеразвивающую) направленность. Программа «Я познаю себя» содержит следующие разделы «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и мой край», «Я и мое Отечество». Программа разработана с учётом культурно-исторических особенностей региона, запросов семей. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Актуальность и новизна данной программы
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной политики Российской Федерации. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования». Важное место в этом документе отводится таким понятиям, как национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, национальная идентичность. В нашем обществе, испытывающем дефицит духовности и патриотизма, появилась необходимость создания специальных педагогических условий, способствующих приобщению детей к национальным традициям и народной культуре родного края.
Решение задач патриотического и нравственного воспитания требуют обращения к краеведческому материалу. Содержание программы ориентирована на изучение и сохранение традиций Тамбовского края, формирование бережного отношения и любви к нему; возможность познать красоту народного творчества своей малой Родины; формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках курса «Я познаю себя», непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых - оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшими школьниками важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное.
Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Новые стандарты ориентированы на новые результаты. Современные школьник должен овладеть системой универсальных учебных действий, которые помогут ему принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий преподавания. Поэтому в программе большое место занимает проектная деятельность, которая обладает неоспоримыми преимуществами и способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности учащихся, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Программа адресована детям младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды. Особенностью этого возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу. Однако по мере овладения умениями участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Этому помогают такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Объем курса и виды учебной работы
Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Возраст 7-10 лет. Программа рассчитана на 3 года.
- 1 год обучения - 34 часа
- 2 год обучения -35 часов
- 3 год обучения - 35 часов
- 4 год обучения - 35 часов
- Всего 139 часов
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую, праздники, экскурсии, а так же совместную деятельность детей и родителей.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования развития личности младшего школьника.
1.3. Содержание программы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи первого года обучения:
Образовательные
- дать обучающимся социальные знания об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;
- познакомить с государственными символами нашей страны и символами нашего города (флаг, герб);
- дать элементарные представления об природоохранительной деятельности.
Развивающие
- развивать самостоятельное критическое и творческое мышление;
- развивать умение размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
- создать условия для отношений сотрудничества между учащимися, между учителем и учащимся.
Воспитательные
- способствовать получению опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- формировать осознанное и уважительное отношения к природе, окружающей среде;
- воспитывать любовь к малой Родине.
Учебный план
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
|
|
всего |
теория |
практика |
|
1 |
Я и моя семья |
8 |
4 |
4 |
|
1.1. |
Я - ученик. |
3 |
2 |
1 |
Выставка рисунков «Родной лицей - в лицах» |
1.2. |
«Что такое хорошо, и что такое плохо». |
2 |
1 |
1 |
Выставка рисунков |
1.3. |
Сюжетно-игровая программа «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» |
2 |
1 |
1 |
Составление режима дня |
1.4. |
Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья» |
1 |
|
1 |
Праздник, соревнования |
2 |
Я и мой город |
8 |
3 |
5 |
|
2.1. |
Что я знаю о своём городе? |
1 |
|
1 |
Мониторинг |
2.2. |
Музеи нашего города |
2 |
1 |
1 |
выступление |
2.3. |
Символы нашего города |
2 |
1 |
1 |
Рисунки |
2.4. |
Конкурс рисунков «Мой город будущего» |
1 |
|
1 |
Выставка рисунков |
2.5. |
Экскурсия «Ёлки города» |
2 |
1 |
1 |
Игры |
3. |
Я и мой край |
10 |
5 |
5 |
|
3.1. |
Проект «Ель без топора» |
2 |
1 |
1 |
Творческие работы: сказки, поделки. Выставка работ |
3.2. |
Экскурсия «Природа зимой» (парк, лес, река) |
2 |
1 |
1 |
Фотоматериал, рисунки |
3.3. |
Растения нашего края |
2 |
1 |
1 |
Альбом рисунков |
3.4 |
Животные нашего края |
2 |
1 |
1 |
Плакат |
3.5. |
Проект: «Пернатые помощники» |
2 |
1 |
1 |
Дневник наблюдений Кормушки. |
4. |
Я и моё Отечество |
8 |
4 |
4 |
|
4.1 |
Государственные символы России |
2 |
1 |
1 |
Макет флага и герба |
4.2 |
Города-герои России |
2 |
1 |
1 |
Виртуальная экскурсия |
4.3 |
Наши праздника |
2 |
1 |
1 |
Стенгазета |
4.4 |
Русские народные песни, заклички к разным праздникам |
2 |
1 |
1 |
Книжки-малышки |
|
Итого |
30 |
|
|
|
Содержание учебного плана
Раздел I. «Я и моя семья»
1.1. Тема: «Я - ученик».
Теория: экскурсия по лицею. Экскурсия в школьную библиотеку.
Практика: выставка рисунков «Родной лицей - в лицах»
1.2. Тема: «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Теория: чтение рассказов В.Осеевой, беседа по прочитанному.
Практика: выставка рисунков по теме.
1.3. Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Теория: понятие «режим дня», его значимость.
Практика: составление своего режима дня.
1.4. Тема: «Папа, мама, я - спортивная семья».
Практика: спортивные состязания.
Раздел II. «Я и мой город»
2.1. «Что я знаю о своём городе?»
Практика: заполнение и анализ анкет «Что я знаю о своём городе?»
2.2.Тема: «Музеи нашего города».
Теория: посещение Краеведческого музея «Виртуальная экскурсия по городу». Обогащение понятия «город» историко-культурным и экологическим содержанием. У учащихся закладывается первоначальное представление о возникновении города Тамбова.
Практика: достопримечательности города - сообщения учащихся о том, что нового узнали о городе, работа с разрезным материалом.
2.3. Тема: «Символы нашего города».
Теория: Знакомство с символами города. Герб, флаг города.
Практика: Рисунки флага города, составление герба из частей (коллаж), исполнение гимна.
2.4. Тема: «Мой город будущего».
Практика: групповой проект «Город будущего». Дети в группах рисуют плакат «Мой город будущего».
2.5. Тема: «Ёлки города».
Теория: Знакомство с историей празднования Нового года на Руси и в нашем городе.
Практика: Игры у ёлок города со сказочными героями.
Раздел III. «Я и мой край»
3.1. «Ель без топора»
Теория: Почему на Новый год наряжают ёлку. Знакомство с хвойными деревьями: ель, сосна. Их значение в использование человеком. Ель и сосна - основное сырьё для производства бумаги. Что можно сделать, чтобы сохранить эти деревья? Формирование бережного отношения к бумаге.
Практика: Исследования: «Чем ель отличается от сосны», «Живая или искусственная» Обработка анкет. Изготовление поделок - новогодних ёлок.
3.2. Тема: «Природа зимой».
Теория: Экскурсия в парк, к реке. Наблюдения за природой. Изменения в природе. Значение и роль снежного покрова. Правила поведения в природе. Техника безопасности во время экскурсии.
Практика: Наблюдение. Замер снежного покрова. Сообщения детей по теме (по дневнику наблюдений), рисунки «Природа зимой».
3.3. Тема: «Растения нашего края».
Теория: Знакомство с растениями нашего края. Значение растений в жизни человека. Ядовитые и полезные растения нашего края. Охрана растений.
Практика: Работа с гербарным материалом, работа с атласом-определителем «От земли до неба» А.А.Плешакова. Зарисовка полезных и ядовитых растений нашей области.
3.4. Тема: «Животные нашего края».
Теория: Знакомство с животными (зверями) нашего края. Питание, места обитания животных. Значение животных в жизни человека. Охрана животных.
Практика: работа с атласом-определителем «От земли до неба» А.А.Плешакова. Зарисовка диких зверей нашей области.
3.4. Тема: «Пернатые помощники».
Теория: Перелетные и оседлые птицы нашего края. Трудная жизнь птиц зимой. Значение и охрана птиц.
Практика: работа с атласом-определителем «От земли до неба» А.А.Плешакова. Наблюдение за птицами. Изготовление кормушек. Фото и видеоматериал.
Раздел IV. «Я и моё Отечество»
4.1. «Государственные символы России»
Теория: Знакомство с символами своей страны. Герб, флаг, гимн - символы России.
Практика: работа с разрезным материалом (собираем герб России), изготовление макета флага России.
4.2. Тема: «Города-герои России».
Теория: Знакомство с городами-героями. Виртуальная экскурсия по городам.
Практика: сообщения детей по теме, рисунки.
4.3. Тема: «Наши праздники».
Теория: Знакомство с основным праздниками России. Календарные праздники и песни. Зима: рождественские гуляния, святки. Весна: весенние заклички. Основные элементы календарных обрядов.
Практика: Разучивание календарных обрядов и песен: колядки («Таусеньки», «Овсеньки»), весенние заклички («Гуканье»).
4.4. Тема: «Русские народные песни, заклички к разным праздникам».
Теория: Представления о формах фольклора: песни, заклички.
Практика: Разучивание текстов, движений, театральных элементов.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи второго года обучения:
Образовательные
- дать обучающимся социальные знания об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;
- познакомить с историей названия улиц нашего города, историей нашего лицея;
- расширить знания учащихся об одном из героических событий в истории Великой Отечественной войны - снятии блокады Ленинграда;
- дать элементарные представления об природоохранительной деятельности, об исчезающих растениях и животных нашего края.
Развивающие
- развивать самостоятельное критическое и творческое мышление;
- развивать умение размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
- создать условия для отношений сотрудничества между учащимися, между учителем и учащимся;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные
- способствовать получению опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- формировать осознанное и уважительное отношения к истории своей страны;
- способствовать формированию чувству личной ответственности за малую Родину.
- воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Учебный план
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
|
|
всего |
теория |
практика |
|
1 |
Я и моя семья |
8 |
3 |
5 |
|
1.1. |
Я и мое имя |
2 |
1 |
1 |
Индивидуальный проект |
1.2. |
Я и мои друзья |
2 |
1 |
1 |
Рассказ о своём друге, фотографии, рисунки |
1.3. |
Сюжетно-ролевая игра «Вместе весело шагать» |
1 |
|
1 |
Игра |
1.4. |
Проект «Игры наших бабушек и дедушек» |
3 |
1 |
2 |
Книжки-малышки, показ игр своим одноклассникам. |
2 |
Мой город |
8 |
3 |
5 |
|
2.1. |
Мой город на карте страны |
1 |
|
1 |
Работа с картой |
2.2. |
Музеи нашего города |
2 |
1 |
1 |
Выступление |
2.3. |
Коллективный проект «Улицы нашего города» |
4 |
1 |
3 |
Презентация. Защита проекта |
2.4. |
История нашего лицея в истории моего города |
1 |
1 |
|
Рисунки |
3. |
Мой край |
11 |
6 |
5 |
|
3.5. |
Города и районы Тамбовской области |
2 |
1 |
1 |
Карта Тамбовской области |
3.6. |
Легенды и предания Тамбовской области |
1 |
1 |
|
Рисунки |
3.7. |
Красная книга растений Тамбовского края |
3 |
1 |
2 |
Исследовательская работа, Презентация. Выставка работ |
3.8. |
Красная книга животных Тамбовского края |
3 |
1 |
2 |
Исследовательская работа, Презентация. Выставка работ |
3.9. |
Экскурсия по городам Тамбовской области |
2 |
2 |
|
Творческие работы |
4. |
Моё Отечество |
8 |
4 |
4 |
|
4.1 |
Как я понимаю слово Отечество? |
1 |
|
1 |
Мониторинг |
4.2 |
Экскурсия в Музейно- выставочный центр по теме «Великая Отечественная война» |
1 |
1 |
|
Экскурсия |
4.3 |
Читательская конференция по книге Н.Ходза «Дорога жизни» |
2 |
1 |
1 |
Читательская конференция, рисунки |
4.4 |
Обычаи и традиции русского народа |
2 |
1 |
1 |
Презентация. Выставка рисунков, поделок. |
4.5 |
Игры разных народов России |
2 |
1 |
1 |
Игры, сообщения |
|
Итого |
35 |
|
|
|
Содержание учебного плана
Раздел I. «Я и моя семья»
1.1. Тема: «Я и моё имя».
Теория: Имена людей - часть истории народов. История русских имён.
Практика: Индивидуальный проект «Информация, которую несёт в себе моё имя». Социологическое исследование «Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»
1.2. Тема: «Я и мои друзья».
Теория: Что такое дружба? Положительные и отрицательные качества характера. Какие качества характера должны быть у друга.
Практика: создание кодекса «лучшего друга», рассказ о своем лучшем друге.
1.3. Тема: «Вместе весело шагать».
Практика: командная игра. Путешествие по станциям «Доброта», «Живое слово», «Дружба».
1.4. Тема: «Игры наших бабушек и дедушек».
Теория: история возникновения подвижных игр.
Практика: опрос родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть, знакомство одноклассников с играми, составление книжек-малышек, игры на свежем воздухе.
Раздел II. «Я и мой город»
Тема 2.1. Мой город на карте страны.
Практика: Работа с картой. Дети знакомятся с границами территории и географическим положением города Тамбова, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Тамбовской земле; с историей возникновения города Тамбов.
Тема 2.2. Музеи нашего города
Теория: Посещение Краеведческого музея. Знакомство с историей и культурой родного города, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта.
Практика: Сообщение учащихся о том, что нового узнали о городе.
Тема 2.3. Коллективный проект «Улицы нашего города»
Теория: К занятию необходимо иметь план - карту города Тамбова, на которой изображено расположение улиц города, образцы жилищ. Познакомить с историей возникновения и названий улиц. Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания.
Практика: Выполнение коллективного проекта «Улица, на которой я живу».
Тема 2.4. История нашего лицея в истории моего города
Теория: Учащиеся познакомятся с традициями, историей своего лицея и связи истории лицей с историей города в годы Великой Отечественной войны, создание кукольного театра.
Раздел III. «Я и мой край»
Тема 3.1. Города и районы Тамбовской области
Теория: К занятию необходимо иметь карту Тамбовской области, на которой обозначены города и посёлки Тамбовской области. Знакомят детей с особенностями городов области, их названиями
Практика: Работа с контурной картой. Обозначение городов и районов Тамбовской области.
Тема 3.2. Легенды и предания Тамбовской области.
Теория: Знакомство с устным народным творчеством родного края. Чтение легенд и преданий Тамбовской области.
Тема 3.3. Красная книга растений Тамбовского края.
Теория: Редкие и исчезающие виды растений Тамбовской области.
Практика: Исследовательская работа, Работа с красной книгой. Создание своей «Красной книги»
Тема 3.4. Красная книга животных Тамбовского края.
Теория: Редкие и исчезающие виды животных
Практика: Исследовательская работа. Работа с красной книгой. Создание своей «Красной книги»
Тема 3.5. Экскурсия по городам Тамбовской области
Теория: История г. Мичуринска, Дом-музей Мичурина, Мичуринский питомник. Как растут растения в питомнике. Высадка растений в грунт.
Раздел IV. «Я и моё Отечество»
4.1. «Как я понимаю слово Отечество?»
Практика: заполнение и анализ анкет «Как я понимаю слово Отечество?»
4.2. Тема: «Великая Отечественная война».
Теория: экскурсия в Музейно-выставочный центр.
4.3. Тема: «Дорога жизни».
Теория: тематическая беседа «Блокада Ленинграда».
Практика: читательская конференция по книге книге Н.Ходза «Дорога жизни».
4.4. Тема: «Обычаи и традиции русского народа».
Теория: обычаи, церковные таинства, обряды и праздники русского народа. Колядки, масленица, Пасха.
Практика: инсценировки обрядов, рисунки.
4.5. Тема: «Игры разных народов России».
Теория: Народы России. История возникновения игр.
Практика: исследовательская работа по группам, знакомство одноклассников с играми разных народов, составление книжек-малышек, игры на свежем воздухе.