Программа дополнительного образования "Я познаю себя"

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование


Возраст учащихся: 7-10 лет.

Срок реализации: 4 года.

Информационная карта

1. Учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №6»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я познаю себя»

3. Сведения о программе
3.1.Нормативная база

ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.,
письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206,
письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17, уставом МАОУ «Лицей №6»

3.2.Тип

модифицированная

3.3.Направленность

общеобразовательная (общеразвивающая)

3.4. Уровень содержания

базовый

3.5. Область применения

дополнительное образование

3.6. Продолжительность обучения

4 года

3.7. Год разработки программы

2018

3.8. Возрастная категория обучающихся

7-10 лет

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский

Данная программа имеет общеобразовательную (общеразвивающую) направленность. Программа «Я познаю себя» содержит следующие разделы «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и мой край», «Я и мое Отечество». Программа разработана с учётом культурно-исторических особенностей региона, запросов семей. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Актуальность и новизна данной программы

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной политики Российской Федерации. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования». Важное место в этом документе отводится таким понятиям, как национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, национальная идентичность. В нашем обществе, испытывающем дефицит духовности и патриотизма, появилась необходимость создания специальных педагогических условий, способствующих приобщению детей к национальным традициям и народной культуре родного края.

Решение задач патриотического и нравственного воспитания требуют обращения к краеведческому материалу. Содержание программы ориентирована на изучение и сохранение традиций Тамбовского края, формирование бережного отношения и любви к нему; возможность познать красоту народного творчества своей малой Родины; формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

Историческое пространство, рассматриваемое в рамках курса «Я познаю себя», непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых - оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшими школьниками важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное.

Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Новые стандарты ориентированы на новые результаты. Современные школьник должен овладеть системой универсальных учебных действий, которые помогут ему принимать самостоятельные решения, адаптиро­ваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий препо­давания. Поэтому в программе большое место занимает проектная деятельность, которая обладает неоспоримыми преимуществами и способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности учащихся, повышению мотивации и эффек­тивности учебной деятельности.

Программа адресована детям младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды. Особенностью этого возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу. Однако по мере овладения умениями участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Этому помогают такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Объем курса и виды учебной работы

Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Возраст 7-10 лет. Программа рассчитана на 3 года.

  • 1 год обучения - 34 часа
  • 2 год обучения -35 часов
  • 3 год обучения - 35 часов
  • 4 год обучения - 35 часов
  • Всего 139 часов

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую, праздники, экскурсии, а так же совместную деятельность детей и родителей.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для формирования развития личности младшего школьника.

1.3. Содержание программы

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи первого года обучения:

Образовательные

  • дать обучающимся социальные знания об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;
  • познакомить с государственными символами нашей страны и символами нашего города (флаг, герб);
  • дать элементарные представления об природоохранительной деятельности.

Развивающие

  • развивать самостоятельное критическое и творческое мышление;
  • развивать умение размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
  • создать условия для отношений сотрудничества между учащимися, между учителем и учащимся.

Воспитательные

  • способствовать получению опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • формировать осознанное и уважительное отношения к природе, окружающей среде;
  • воспитывать любовь к малой Родине.

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Я и моя семья

8

4

4

1.1.

Я - ученик.

3

2

1

Выставка рисунков «Родной лицей - в лицах»

1.2.

«Что такое хорошо, и что такое плохо».

2

1

1

Выставка рисунков

1.3.

Сюжетно-игровая программа «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

2

1

1

Составление режима дня

1.4.

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»

1

1

Праздник, соревнования

2

Я и мой город

8

3

5

2.1.

Что я знаю о своём городе?

1

1

Мониторинг

2.2.

Музеи нашего города

2

1

1

выступление

2.3.

Символы нашего города

2

1

1

Рисунки

2.4.

Конкурс рисунков «Мой город будущего»

1

1

Выставка рисунков

2.5.

Экскурсия «Ёлки города»

2

1

1

Игры

3.

Я и мой край

10

5

5

3.1.

Проект «Ель без топора»

2

1

1

Творческие работы: сказки, поделки. Выставка работ

3.2.

Экскурсия «Природа зимой» (парк, лес, река)

2

1

1

Фотоматериал, рисунки

3.3.

Растения нашего края

2

1

1

Альбом рисунков

3.4

Животные нашего края

2

1

1

Плакат

3.5.

Проект: «Пернатые помощники»

2

1

1

Дневник наблюдений Кормушки.

4.

Я и моё Отечество

8

4

4

4.1

Государственные символы России

2

1

1

Макет флага и герба

4.2

Города-герои России

2

1

1

Виртуальная экскурсия

4.3

Наши праздника

2

1

1

Стенгазета

4.4

Русские народные песни, заклички к разным праздникам

2

1

1

Книжки-малышки

Итого

30

Содержание учебного плана

Раздел I. «Я и моя семья»

1.1. Тема: «Я - ученик».
Теория: экскурсия по лицею. Экскурсия в школьную библиотеку.
Практика: выставка рисунков «Родной лицей - в лицах»

1.2. Тема: «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Теория: чтение рассказов В.Осеевой, беседа по прочитанному.
Практика: выставка рисунков по теме.

1.3. Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Теория: понятие «режим дня», его значимость.
Практика: составление своего режима дня.

1.4. Тема: «Папа, мама, я - спортивная семья».
Практика: спортивные состязания.

Раздел II. «Я и мой город»

2.1. «Что я знаю о своём городе?»
Практика: заполнение и анализ анкет «Что я знаю о своём городе?»

2.2.Тема: «Музеи нашего города».
Теория: посещение Краеведческого музея «Виртуальная экскурсия по городу». Обогащение понятия «город» историко-культурным и экологическим содержанием. У учащихся закладывается первоначальное представление о возникновении города Тамбова.
Практика: достопримечательности города - сообщения учащихся о том, что нового узнали о городе, работа с разрезным материалом.

2.3. Тема: «Символы нашего города».
Теория: Знакомство с символами города. Герб, флаг города.
Практика: Рисунки флага города, составление герба из частей (коллаж), исполнение гимна.

2.4. Тема: «Мой город будущего».
Практика: групповой проект «Город будущего». Дети в группах рисуют плакат «Мой город будущего».

2.5. Тема: «Ёлки города».
Теория: Знакомство с историей празднования Нового года на Руси и в нашем городе.
Практика: Игры у ёлок города со сказочными героями.

Раздел III. «Я и мой край»

3.1. «Ель без топора»
Теория: Почему на Новый год наряжают ёлку. Знакомство с хвойными деревьями: ель, сосна. Их значение в использование человеком. Ель и сосна - основное сырьё для производства бумаги. Что можно сделать, чтобы сохранить эти деревья? Формирование бережного отношения к бумаге.
Практика: Исследования: «Чем ель отличается от сосны», «Живая или искусственная» Обработка анкет. Изготовление поделок - новогодних ёлок.

3.2. Тема: «Природа зимой».
Теория: Экскурсия в парк, к реке. Наблюдения за природой. Изменения в природе. Значение и роль снежного покрова. Правила поведения в природе. Техника безопасности во время экскурсии.
Практика: Наблюдение. Замер снежного покрова. Сообщения детей по теме (по дневнику наблюдений), рисунки «Природа зимой».

3.3. Тема: «Растения нашего края».
Теория: Знакомство с растениями нашего края. Значение растений в жизни человека. Ядовитые и полезные растения нашего края. Охрана растений.
Практика: Работа с гербарным материалом, работа с атласом-определителем «От земли до неба» А.А.Плешакова. Зарисовка полезных и ядовитых растений нашей области.

3.4. Тема: «Животные нашего края».
Теория: Знакомство с животными (зверями) нашего края. Питание, места обитания животных. Значение животных в жизни человека. Охрана животных.
Практика: работа с атласом-определителем «От земли до неба» А.А.Плешакова. Зарисовка диких зверей нашей области.

3.4. Тема: «Пернатые помощники».
Теория: Перелетные и оседлые птицы нашего края. Трудная жизнь птиц зимой. Значение и охрана птиц.
Практика: работа с атласом-определителем «От земли до неба» А.А.Плешакова. Наблюдение за птицами. Изготовление кормушек. Фото и видеоматериал.

Раздел IV. «Я и моё Отечество»

4.1. «Государственные символы России»
Теория: Знакомство с символами своей страны. Герб, флаг, гимн - символы России.
Практика: работа с разрезным материалом (собираем герб России), изготовление макета флага России.

4.2. Тема: «Города-герои России».
Теория: Знакомство с городами-героями. Виртуальная экскурсия по городам.
Практика: сообщения детей по теме, рисунки.

4.3. Тема: «Наши праздники».
Теория: Знакомство с основным праздниками России. Календарные праздники и песни. Зима: рождественские гуляния, святки. Весна: весенние заклички. Основные элементы календарных обрядов.
Практика: Разучивание календарных обрядов и песен: колядки («Таусеньки», «Овсеньки»), весенние заклички («Гуканье»).

4.4. Тема: «Русские народные песни, заклички к разным праздникам».
Теория: Представления о формах фольклора: песни, заклички.
Практика: Разучивание текстов, движений, театральных элементов.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи второго года обучения:

Образовательные

  • дать обучающимся социальные знания об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;
  • познакомить с историей названия улиц нашего города, историей нашего лицея;
  • расширить знания учащихся об одном из героических событий в истории Великой Отечественной войны - снятии блокады Ленинграда;
  • дать элементарные представления об природоохранительной деятельности, об исчезающих растениях и животных нашего края.

Развивающие

  • развивать самостоятельное критическое и творческое мышление;
  • развивать умение размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
  • создать условия для отношений сотрудничества между учащимися, между учителем и учащимся;
  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные

  • способствовать получению опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • формировать осознанное и уважительное отношения к истории своей страны;
  • способствовать формированию чувству личной ответственности за малую Родину.
  • воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Я и моя семья

8

3

5

1.1.

Я и мое имя

2

1

1

Индивидуальный проект

1.2.

Я и мои друзья

2

1

1

Рассказ о своём друге, фотографии, рисунки

1.3.

Сюжетно-ролевая игра «Вместе весело шагать»

1

1

Игра

1.4.

Проект «Игры наших бабушек и дедушек»

3

1

2

Книжки-малышки, показ игр своим одноклассникам.

2

Мой город

8

3

5

2.1.

Мой город на карте страны

1

1

Работа с картой

2.2.

Музеи нашего города

2

1

1

Выступление

2.3.

Коллективный проект «Улицы нашего города»

4

1

3

Презентация. Защита проекта

2.4.

История нашего лицея в истории моего города

1

1

Рисунки

3.

Мой край

11

6

5

3.5.

Города и районы Тамбовской области

2

1

1

Карта Тамбовской области

3.6.

Легенды и предания Тамбовской области

1

1

Рисунки

3.7.

Красная книга растений Тамбовского края

3

1

2

Исследовательская работа, Презентация. Выставка работ

3.8.

Красная книга животных Тамбовского края

3

1

2

Исследовательская работа, Презентация. Выставка работ

3.9.

Экскурсия по городам Тамбовской области

2

2

Творческие работы

4.

Моё Отечество

8

4

4

4.1

Как я понимаю слово Отечество?

1

1

Мониторинг

4.2

Экскурсия в Музейно- выставочный центр по теме «Великая Отечественная война»

1

1

Экскурсия

4.3

Читательская конференция по книге Н.Ходза «Дорога жизни»

2

1

1

Читательская конференция, рисунки

4.4

Обычаи и традиции русского народа

2

1

1

Презентация. Выставка рисунков, поделок.

4.5

Игры разных народов России

2

1

1

Игры, сообщения

Итого

35

Содержание учебного плана

Раздел I. «Я и моя семья»

1.1. Тема: «Я и моё имя».

Теория: Имена людей - часть истории народов. История русских имён.

Практика: Индивидуальный проект «Информация, которую несёт в себе моё имя». Социологическое исследование «Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»

1.2. Тема: «Я и мои друзья».
Теория: Что такое дружба? Положительные и отрицательные качества характера. Какие качества характера должны быть у друга.
Практика: создание кодекса «лучшего друга», рассказ о своем лучшем друге.

1.3. Тема: «Вместе весело шагать».
Практика: командная игра. Путешествие по станциям «Доброта», «Живое слово», «Дружба».

1.4. Тема: «Игры наших бабушек и дедушек».
Теория: история возникновения подвижных игр.
Практика: опрос родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть, знакомство одноклассников с играми, составление книжек-малышек, игры на свежем воздухе.

Раздел II. «Я и мой город»

Тема 2.1. Мой город на карте страны.
Практика: Работа с картой. Дети знакомятся с границами территории и географическим положением города Тамбова, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Тамбовской земле; с историей возникновения города Тамбов.

Тема 2.2. Музеи нашего города
Теория: Посещение Краеведческого музея. Знакомство с историей и культурой родного города, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта.
Практика: Сообщение учащихся о том, что нового узнали о городе.

Тема 2.3. Коллективный проект «Улицы нашего города»
Теория: К занятию необходимо иметь план - карту города Тамбова, на которой изображено расположение улиц города, образцы жилищ. Познакомить с историей возникновения и названий улиц. Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания.
Практика: Выполнение коллективного проекта «Улица, на которой я живу».

Тема 2.4. История нашего лицея в истории моего города
Теория: Учащиеся познакомятся с традициями, историей своего лицея и связи истории лицей с историей города в годы Великой Отечественной войны, создание кукольного театра.

Раздел III. «Я и мой край»

Тема 3.1. Города и районы Тамбовской области
Теория: К занятию необходимо иметь карту Тамбовской области, на которой обозначены города и посёлки Тамбовской области. Знакомят детей с особенностями городов области, их названиями
Практика: Работа с контурной картой. Обозначение городов и районов Тамбовской области.

Тема 3.2. Легенды и предания Тамбовской области.
Теория: Знакомство с устным народным творчеством родного края. Чтение легенд и преданий Тамбовской области.

Тема 3.3. Красная книга растений Тамбовского края.
Теория: Редкие и исчезающие виды растений Тамбовской области.
Практика: Исследовательская работа, Работа с красной книгой. Создание своей «Красной книги»

Тема 3.4. Красная книга животных Тамбовского края.
Теория: Редкие и исчезающие виды животных
Практика: Исследовательская работа. Работа с красной книгой. Создание своей «Красной книги»

Тема 3.5. Экскурсия по городам Тамбовской области
Теория: История г. Мичуринска, Дом-музей Мичурина, Мичуринский питомник. Как растут растения в питомнике. Высадка растений в грунт.

Раздел IV. «Я и моё Отечество»

4.1. «Как я понимаю слово Отечество?»
Практика: заполнение и анализ анкет «Как я понимаю слово Отечество?»

4.2. Тема: «Великая Отечественная война».
Теория: экскурсия в Музейно-выставочный центр.

4.3. Тема: «Дорога жизни».
Теория: тематическая беседа «Блокада Ленинграда».
Практика: читательская конференция по книге книге Н.Ходза «Дорога жизни».

4.4. Тема: «Обычаи и традиции русского народа».
Теория: обычаи, церковные таинства, обряды и праздники русского народа. Колядки, масленица, Пасха.
Практика: инсценировки обрядов, рисунки.

4.5. Тема: «Игры разных народов России».
Теория: Народы России. История возникновения игр.
Практика: исследовательская работа по группам, знакомство одноклассников с играми разных народов, составление книжек-малышек, игры на свежем воздухе.

См. продолжение программы