Введение
Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство. Профессиональный стандарт педагога определяет четкие границы требований к обязанностям и профессиональным качествам учителя.
Есть требования государства, отраженные в профессиональном стандарте педагога, и потребности общества. Схожи ли они?
Т.к. я являюсь преподавателем Художественного отделения Колледжа и наши студенты получают квалификацию Художник и Преподаватель, главной задачей данного мини-исследования было определить - как, по мнению студентов и педагогов (КМТИ им. Г.П.Вишневской), отличаются требования к преподавателю в сфере изобразительного искусства, в зависимости от возраста учеников и задач, поставленных пред учебным заведением. Каким является «идеальный» учитель? Что важнее личные качества или профессиональные?
В исследовании принимали участие 10 преподавателей (возраст от 30-55 лет) и 31 студент (возраст от 16 до 21 года).
Для исследования респондентам было предложено заполнить 2 таблицы, в которых нужно по мере значимости расставить качества преподавателя Изобразительного искусства. Первая таблица касалась учителя работающего с детьми (Художественная школа, Изо-студия), а вторая преподавателя специальных художественных дисциплин, в профессиональных учебных заведениях (т.е. работа со студентами).
В ходе исследования были проанализированы полученные данные. Результаты исследования для наглядности оформлены в таблицы.
Результаты популярных ответов среди опрошенных педагогов
Качества учителя работающего с детьми |
Качества преподавателя работающего со студентами |
1. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании |
1. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки) |
2. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки) |
2. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании |
3. Уважение к личности учащегося |
3. Уважение к личности учащегося |
4. Интеллектуальность, внутренняя культура |
4. Интеллектуальность, внутренняя культура |
5. Организованность (умение правильно распределить время и задачи) |
5. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании |
6. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании |
6. Организованность (умение правильно распределить время и задачи) |
7. Доброжелательность |
7. Профессиональные достижения (участие в выставках, фестивалях, призовые места в конкурсах) |
8. Харизма, чувство юмора |
8-9. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения) |
9. Профессиональные достижения (участие в выставках,
|
|
10. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения) |
10. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя |
11. Внешний вид |
11. Доброжелательность |
12. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя |
12. Харизма, чувство юмора.
|
Результаты популярных ответов среди опрошенных студентов художественного отделения
Качества учителя работающего с детьми |
Качества преподавателя работающего со студентами |
1. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании |
1. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании |
2. Организованность (умение правильно распределить время и задачи) |
2. Организованность (умение правильно распределить время и задачи) |
3. Доброжелательность |
3. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании |
4. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании |
4. Интеллектуальность, внутренняя культура |
5. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки) |
5. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки) |
Уважение к личности учащегося |
|
6. Интеллектуальность, внутренняя культура |
6. Профессиональные достижения (участие в выставках, фестивалях, призовые места в конкурсах) |
7. Уважение к личности учащегося |
7. Доброжелательность |
Харизма, чувство юмора |
8. Харизма, чувство юмора |
8. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения) |
9. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения) |
9. Профессиональные достижения (участие в выставках, фестивалях, призовые места в конкурсах) |
|
10. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя |
10. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя |
11. Внешний вид |
11. Внешний вид |
Вывод
Если сопоставить полученные данные, можно сделать вывод, что понимание студентов и преподавателей относительно качеств «идеального» учителя разнится. Но тем не менее, главным качеством, почти единогласно, респонденты выбрали - «способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить поставленную задачу».
В результе исследования стало очевидно, что студенты (в отличие от преподавателей) больше ценят личные и человеческие качества, чем образование и профессиональные достижения учителя, а преподаватели считают одним из важнейших качеств наличие Образования.
Было интересно отметить, что студенты считают очень важным качеством - «Организованность (умение правильно распределить время и задачи)», тогда как преподаватели не внесли этот пункт в первую тройку.