Мини-исследование «Хороший учитель ИЗО – это…»

Разделы: Дополнительное образование


Введение

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство. Профессиональный стандарт педагога определяет четкие границы требований к обязанностям и профессиональным качествам учителя.

Есть требования государства, отраженные в профессиональном стандарте педагога, и потребности общества. Схожи ли они?

Т.к. я являюсь преподавателем Художественного отделения Колледжа и наши студенты получают квалификацию Художник и Преподаватель, главной задачей данного мини-исследования было определить - как, по мнению студентов и педагогов (КМТИ им. Г.П.Вишневской), отличаются требования к преподавателю в сфере изобразительного искусства, в зависимости от возраста учеников и задач, поставленных пред учебным заведением. Каким является «идеальный» учитель? Что важнее личные качества или профессиональные?

В исследовании принимали участие 10 преподавателей (возраст от 30-55 лет) и 31 студент (возраст от 16 до 21 года).

Для исследования респондентам было предложено заполнить 2 таблицы, в которых нужно по мере значимости расставить качества преподавателя Изобразительного искусства. Первая таблица касалась учителя работающего с детьми (Художественная школа, Изо-студия), а вторая преподавателя специальных художественных дисциплин, в профессиональных учебных заведениях (т.е. работа со студентами).

В ходе исследования были проанализированы полученные данные. Результаты исследования для наглядности оформлены в таблицы.

Результаты популярных ответов среди опрошенных педагогов

Качества учителя работающего с детьми

Качества преподавателя работающего со студентами

1. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании

1. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки)

2. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки)

2. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании

3. Уважение к личности учащегося

3. Уважение к личности учащегося

4. Интеллектуальность, внутренняя культура

4. Интеллектуальность, внутренняя культура

5. Организованность (умение правильно распределить время и задачи)

5. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании

6. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании

6. Организованность (умение правильно распределить время и задачи)

7. Доброжелательность

7. Профессиональные достижения (участие в выставках, фестивалях, призовые места в конкурсах)

8. Харизма, чувство юмора

8-9. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения)

9. Профессиональные достижения (участие в выставках,
фестивалях, призовые места в конкурсах)

10. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения)

10. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя

11. Внешний вид

11. Доброжелательность

12. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя

12. Харизма, чувство юмора.
Внешний вид

Результаты популярных ответов среди опрошенных студентов художественного отделения

Качества учителя работающего с детьми

Качества преподавателя работающего со студентами

1. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании

1. Способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить задачу в задании

2. Организованность (умение правильно распределить время и задачи)

2. Организованность (умение правильно распределить время и задачи)

3. Доброжелательность

3. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании

4. Непредвзятое отношение к ученикам, беспристрастность в оценивании

4. Интеллектуальность, внутренняя культура

5. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки)

5. Образование (оконченные профильные образовательные учреждения, курсы повышения квалификации, стажировки)

Уважение к личности учащегося

6. Интеллектуальность, внутренняя культура

6. Профессиональные достижения (участие в выставках, фестивалях, призовые места в конкурсах)

7. Уважение к личности учащегося

7. Доброжелательность

Харизма, чувство юмора

8. Харизма, чувство юмора

8. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения)

9. Результаты учеников (призовые места в конкурсах, поступление в профильные учебные заведения)

9. Профессиональные достижения (участие в выставках, фестивалях, призовые места в конкурсах)

10. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя

10. Ваша личная симпатия к творчеству преподавателя

11. Внешний вид

11. Внешний вид

Вывод

Если сопоставить полученные данные, можно сделать вывод, что понимание студентов и преподавателей относительно качеств «идеального» учителя разнится. Но тем не менее, главным качеством, почти единогласно, респонденты выбрали - «способность заинтересовать своим предметом и умение объяснить поставленную задачу».

В результе исследования стало очевидно, что студенты (в отличие от преподавателей) больше ценят личные и человеческие качества, чем образование и профессиональные достижения учителя, а преподаватели считают одним из важнейших качеств наличие Образования.

Было интересно отметить, что студенты считают очень важным качеством - «Организованность (умение правильно распределить время и задачи)», тогда как преподаватели не внесли этот пункт в первую тройку.