Развитие координационных способностей посредством ритмической гимнастики на уроках физкультуры у подростков

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: Ритмическая гимнастика


Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств.

Особенностью в ритмической гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали. По своему содержанию и используемым средствам ритмическая гимнастика - своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.

Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения.

Основное ее содержание - сочетание несложных общеразвивающих упражнений, бега, прыжков, танцевальных элементов, волнообразных движений, упражнений на расслабление, выполняемых слитно без пауз для отдыха, в определенно заданном темпе под музыку. Во всех упражнениях ритмической гимнастики достигается четкая определенность.

Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию ловкости.

Дети становятся изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и хо­дят, их походка делается легкой и грациозной.

Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность в выполнении движений.

В процессе правильно организованных занятий ритмической гимнастикой улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма и темпа, развиваются положительные эмоции, воспитываются коллективизм, уверенность в себе, эстетические чувства.

Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения. Однако следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений. Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи и туловища, упражнения для ног и мышц всего тела.

Перечень упражнений ритмической гимнастики, рекомендуемых для использования на уроке.

1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя:

  • Упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опусканиеэ сгибание и разгибание, дуги и круги);
  • упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед);
  • упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу).

2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лёжа:

  • упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения);
  • упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи);
  • упражнения для мышц живота, в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием);
  • упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных
  • движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину).

3. Упражнения на растягивание:

  • в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;
  • в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;
  • в полуприседе или в упоре на коленях; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

4. Ходьба:

  • размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.);
  • сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными);
  • ходьба с хлопками;
  • ходьба с продвижениями;
  • основные шаги и их разновидности.

5. Бег - возможны варианты движений, как при ходьбе.

6. Подскоки и прыжки: на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях; с переменой положения ног:

  • в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной подряд);
  • сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями рук.

С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для школьников следует включать знакомые им упражнения. Волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах. Некоторые упражнения могут выполняться с уменьшенной опорой (стоя на одной ноге), с поворотами, прыжками на 90º, 180º, 360º. Некоторые упражнения могут иметь несколько вариантов, в которых движения постепенно усложняются. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии.

Комплекс ритмической гимнастики делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно соответственно 20, 70 и 10% от общего времени занятий. Практика показывает, что наиболее подходящая продолжительность каждого упражнения в комплексе в среднем 50 сек.

При составлении комплексов ритмической гимнастики и проведении занятий со школьниками необходимо учитывать следующие основные положения:

  • упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности обучающихся, быть доступными;
  • упражнения должны разносторонне воздействовать на организм обучающихся;
  • нагрузка должна возрастать постепенно;
  • упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более лёгкими упражнениями.

Повышенная мышечная напряжённость отрицательно влияет на решение двигательной задачи. Она усложняет процесс обучения и совершенствования техники движений, ведёт к повышению энергозатрат и способствует преждевременному утомлению. Ученые отмечают, что важнейшим способом избавления от излишней нервной напряженности, умственной и физической перегрузки можно считать овладение навыками расслабления мышц. В комплексах ритмической гимнастики различные упражнения могут чередоваться с упражнениями на расслабление, а в заключительной части они занимают основное место.

Учитывая особенности восприятия детей, следует больше внимания уделить методике обучения упражнениям ритмической гимнастики. Разучивание отдельных упражнений лучше проводить в игровой форме на фоне положительных эмоций, постоянно корректируя движения и оценивая качество их выполнения. Упражнения на координацию полезны лишь до наступления автоматизации. Поэтому необходимо их разнообразить и усложнять. При этом будет совершенствоваться суставно-мышечная чувствительность, способствующая формированию такой двигательной дифференцировки.

Музыка - существенная часть программы занятий. Она создает радостное настроение и активизирует движения. Музыка оказывает положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему, положительно влияет на динамику выносливости, развитие координации, состояние здоровья детей.