Развитие навыков самостоятельной работы на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке - одна из актуальных задач современного урока. Когда ребёнок вынужден совершать самостоятельные действия, он начинает и мыслить самостоятельно. Эти два процесса неразрывно связаны между собой, следовательно, если мы хотим добиться положительных результатов обучения, мы должны развивать эти навыки.

Определим, какие формами самостоятельной работы мы пользуемся в процессе обучения на уроках иностранного языка.

Прежде всего это чтение текста. Начиная с задания к упражнениям. Зачастую, дети переспрашивают перевод задания у учителя. Это надо пресекать в самом начале, до сформирования у учащихся шаблонного поведения. Задания к упражнениям необходимо сопрягать с умением целеполагания у детей.

Чтение текста на иностранном языке предполагает различные виды чтения:

  • поисковое;
  • просмотровое;
  • изучающее.

Каждому виду чтения обучающихся сначала нужно научить, но зачастую на уроках учитель проговаривает задание за ученика. Урок, конечно, идёт быстрее, но в перспективе уровень знаний от этого не повышается.

Работа с текстом предполагает перевод. Этому также нужно учить. Существует множество методик обучению работы со словарём.

Можно и далее перечислять чему нужно научить ребёнка, но на современном этапе мы сталкиваемся с проблемой, когда ученик не хочет работать самостоятельно, а что ещё страшнее, не хочет получать новые знания вообще. Хочется рассмотреть некоторые способы решения этих проблем.

Создать мотивацию к обучению иногда бывает очень не просто. Как достигнуть пробуждения интереса к обучению у ребёнка?

Выбирайте игровые формы работы на уроке, конечно, если это позволяют задачи урока.

Как можно ближе актуализируйте, приближайте к решению практических задач на уроке. Так, например, если изучается тема «Продукты», «Одежда», моделируйте жизненные ситуации - в кафе, в магазине, на кухне и т.п.

В старших классах упражнения учебника (УМК Спотлайт) рассчитаны на проведение дискуссий, темы подобраны с учётом интересов старших школьников. Предусмотрены многие виды сочинений на различные темы.

Создание проблемной ситуации, когда ребёнок вынужден говорить по-английски, заранее условиться о том, что ни слова нельзя произносить по -русски.

Хорошо использовать переписку на английском в электронном виде, как между учениками, так и между учителем и учениками.

Хорошо, когда класс разноуровневый: более сильные ученики помогают более слабым, и те знают, что могут рассчитывать на помощь одноклассников.

И в младшем, и в среднем звене нужно учитывать творческий потенциал обучающихся. Это важный мотиватор к обучению. Если ребёнок любит рисовать, он с удовольствием создаст рисунок и сочинит к нему маленький рассказ на иностранном языке. Если любит декламировать - с удовольствием будет учить стихи. Надо только научиться совмещать творчество и учебные задачи.

Хотелось бы обратить внимание на то, что тормозит мотивацию к обучению, а то и вовсе убивает желание учить язык.

Очень часто учитель при развитии навыков говорения постоянно исправляет учеников, делает им замечания. Конечно, необходимо следить за правильностью произношения. Но бывают такие ситуации, когда дети увлечены, подыскивают слова и выражения, торопятся и делают ошибки. В таких случаях лучше разобрать ошибки потом, не следует мешать детям общаться на иностранном языке.

Вообще замечания нужно делать очень осторожно, эмоциональный настрой ребёнка сбить очень легко.

Хороший эффект дают разноуровневые задания. В группах обычно находятся учащиеся с различным знанием языка. Отстающие не успевают и быстро теряют интерес к получению знаний. Важно, чтобы такие дети не ощущали себя изгоями. Работа в группах, где у всех одна цель, но задачи разные, различного уровня сложности, дают почувствовать каждому учащемуся свою важность и необходимость.

Всё это в совокупности даёт главный результат - дети приходят на урок с желанием получать знания, новые навыки и умения. Это первая ступенька на пути самостоятельности. Научи учиться каждого, и урок превратится в интересное, захватывающее занятие.