Внеурочная деятельность по предмету «Физика» и «Астрономия»

Разделы: Физика, Астрономия


«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который надо зажечь.
А зажечь факел может лишь тот,
кто горит сам»
автор - Плутарх, др. Греция

Одними из интереснейших школьных предметов являются Физика и Астрономия. Как отметила министр образования и науки России Ольга Васильева «Физика и астрономия являются «дисциплиной будущего»». Как учебные предметы, они создают у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика формирует творческие способности у учащихся, их мировоззрение, способствуя целям обучения и воспитания. А астрономия формирует целостное восприятия мира, объединяя такие науки как географию, химию, геометрию. Глубокие знания физики требуются во многих отраслях. Специалисты со знанием физики необходимы в сфере медицины, механики и машиностроения, энергетики, металлургии, горной промышленности, автоматики и электроники, высоких технологий и во многих других областях. Поэтому результативное участие в олимпиадах - прямой путь к успеху. Чтобы ученик захотел углублять свои знания по предмету, его нужно заинтересовать и дать возможность поверить в свои силы, т.е. проще говоря, зажечь этот факел.

Олимпиадное движение и исследовательская работа сейчас являются одними из приоритетных направлений, если речь идет о работе с одаренными детьми. Участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах, их результаты являются одним из показателей качества работы педагога и учебного заведения в целом. Кроме этого, нельзя недооценивать значимость олимпиадного движения для самих учащихся. По программе поддержки талантливых детей результаты олимпиад и портфолио индивидуальных достижений засчитываются как вступительные испытания во многие ВУЗы страны. Расширился список олимпиад первого уровня. Ведь многие считают, что для того чтобы поступить, им нужно сдать ЕГЭ, поэтому необходимо детей знакомить с тем, что при поступлении в престижные учебные заведения преимущество имеют победители и призёры всероссийской олимпиады, а так же университетских олимпиад, утверждаемых приказом Министерства образования и науки на каждый учебный год. Уже который год мои ученики участвуют на таких олимпиадах как «Всесибирская открытая олимпиада школьников» 2016-2017 уч.год - 4 учащихся, 2017-2018 - 5 учащихся, Интернет-олимпиада школьников по физике - 2 учащихся, «Покори Воробьевы горы!», Олимпиада школьников СПбГУ, Олимпиада школьников «Физтех», кубок «Ю.А.Гагарина». В заочной школе ЗШМФТИ учатся 4 учащихся - Аблеева Р (7в), Алимбеков Р (7в), Орлов М (8а), Латыпов Э (8а). Олимпиады и исследовательские работы способствуют успешной самореализации, расширяют и углубляют знания в определенной предметной области, развивают ораторское искусство, умение отстаивать свою точку зрения, позволяют определиться с выбором будущей профессии.

Мотивация к изучению предмета и желание заниматься им дополнительно появляется чаще всего именно на уроке. Чтобы выявить заинтересованных детей в изучении физики уже на первых уроках я провожу опрос на тему, кем они мечтают стать. Интерес к физике у ребят, которые становятся победителями олимпиад и интеллектуальных марафонов различных уровней начинает появляться уже в начальном звене, где дети проводят различные исследовательские работы по «окружающему миру». Чаще, по совету учителей начальных классов, дети приходят в лабораторию за прибором, где аккуратно может начаться беседа о цене деления, погрешности прибора. Эти беседы и работы в целом имеют большую практическую направленность, чем и привлекают учащихся.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету. Внеурочная работа позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю - расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках. Бывает, что ребята берут на ремонт домой какой-нибудь прибор, а потом с удовольствием рассказывают остальным принцип его работы. Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности учащихся, развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, как к школьному предмету.

Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Это может быть физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций, кроссвордов, физическая развлекательная игра, конференция. Очень нравится детям конкурс поделок «Очумелые ручки». Здесь ребята изготавливают приборы и оформляют технические паспорта. В мероприятии могут принимать участие ученики параллельных классов, оно может проводиться как общешкольное или классное мероприятие. Мне нравится, когда ученики кружка расписывают сами каждый день недели физики по своим интересам. После этого они активно воплощают в жизнь то, что сами и расписали. Поэтому «недели физика и космоса» всегда проходят плодотворно и творчески. Например, дети сами находят акции и флешмобы, посвященные ко дню космонавтики, проходят великолепные конференции по темам «Астрономия-вчера, сегодня, завтра». Основная цель мероприятий - привлечь, заинтересовать, расширить границы познания, создавая условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Эта цель переплетается и задачами внеурочной деятельности:

1) обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

2) оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

3) выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

4) условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

5) формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

6) развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

7) создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

8) развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

9) расширять рамки общения в социуме.

Следующий вид внеурочной деятельности относится к индивидуальным методам работы - это исследовательские и проектные работы. Хотя у меня исследовательскими работами занимается целая группа учащихся, но консультации и сами эксперименты выполняются по разным дням недели. Иногда собираемся в маленькие группы и защищаем свои проекты на каком-нибудь этапе работы. Там же разбираем основные вопросы по оформлению, получаем дополнительные вопросы, находим более выгодную позицию для презентации. В прошлом году ребята сами составили алгоритм «Успешной исследовательской работы». В прошлом году на различных уровнях участвовали и побеждали: Гилязетдинов Р., Ахмаева Т., Бикметова Д., Ягафаров Д., Орлов М., Нафикова А., Аблеева Р., Юнусова А., Зайкина Е., Сидорова К.

Говоря о внеурочной работе да всего учебного процесса в целом, хочется сказать и о роли учителя, ибо как было сказано выше «...а зажечь факел может лишь тот, кто горит сам». Тут хочется поделится опытом, который мне помогает работать с любознательной категорией учащихся и сохранить их интерес к моим предметам.

  1. Удивляться вместе с ребенком. Пусть это будет ваш тысячный раз сделанный эксперимент, а неподдельный восторг оставит след в сердце ученика.
  2. Обратить внимание на вопрос, поставленный учащимся. Все великие идеи начинаются от сомнения, ведь это признак умения анализировать.
  3. Не делать все за учащегося! Больше давайте работать своим подопечным самостоятельно. Не навязывайте своего мнения. Помогайте только в крайнем случае.
  4. Планировать процесс подготовки участника на послезавтра уже вчера. Систематичность - один из важнейших принципов при занятиях и воспитании олимпийцев. Обязательно продумайте о том, чем будут ваши ученики заниматься послезавтра. Но... Используйте различные методы в обучении. Помните: даже самое вкусное блюдо может надоесть, если его готовить каждый день одинаково.
  5. Не варится в собственном соку. Сейчас для этого масса возможностей. Сайт «Фоксворда» специализируется на подготовке ребят к олимпиадам, неоценимый вклад дает МФТИ с их олимпиадами и разборами заданий предыдущих олимпиад.
  6. Иметь большую копилку заданий - желательно разделенную по возрастам, по степени сложности, по уровню олимпиады, по темам, на теоретические задания и экспериментальные.
  7. Цените временя. Это утверждение касается как учащихся, так и нас -педагогов. К каждому изучаемому вопросу необходимо подборка как дополнительной литературы, так и задач на отработку элементарных навыков. Поиск заданий учащихся занимает большое время. Мы им можем помочь с подбором заданий. Не забывайте принцип: от простого к сложному, или от школьной олимпиады к Международной.
  8. Чтобы чего-то требовать от Ваших учеников, потребуйте это от себя самого. Вы являетесь первым примером для подражания. Развивайтесь вместе с вашими учениками.
  9. Каждый человек - уникальная личность, но стоит помнить о команде, используйте преемственность. Подключайте к спору младших школьников старшеклассников, пусть попытаются найти истину в общении, дискуссии.