Физическое воспитание на уроках физкультуры как способ развития гармоничной личности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Спорт, как и уроки физкультуры, представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, имеющее высокое значение в развитии общества, влияющее на формирование человека как личности, развитие общественных отношений. В наше время очень ярко освещается спорт и здоровый образ жизни. Об этом пишут много статей, выкладываются посты на просторах Интернета. На изучение проблем в спорте все чаще обращают внимание социологи, медики, историки, педагоги и специалисты других направлений. Сейчас многие родители стараются освободить детей от занятий физической культурой. А между тем, физкультура в школе необходима для того, чтобы дети имели возможность отдохнуть от умственной нагрузки путём выполнения физических упражнений.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения. Регулярная, грамотно составленная программа физических нагрузок помогает человеку долгие годы оставаться здоровым и продуктивно работать. Образ жизни современных детей - малоподвижный, чаще всего свой досуг они проводят пассивно, в компании различных гаджетов.

Физическая культура имеет в своем распоряжении большие возможности для воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. С точки зрения морального образования, занятия физическими упражнениями и спортом носят целенаправленный характер и проходят, как правило, в коллективе. Поэтому занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему классу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики. Систематические занятия физической культурой и спортом играют важную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ, например, для учащихся среднего и старшего звена, связано со значительной нервно-психической нагрузкой. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих стойкость умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе уроков физкультуры и спортивных соревнований, когда дети для достижения результатов в физической или спортивной подготовке выполняют и многочисленно повторяют физические упражнения, то есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели и трудолюбие, которые воспитываются во время занятий физической культурой и спортом, переносятся в дальнейшем на трудовую деятельность. Под влиянием физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия становятся более утонченными, красивыми. Многие занимаются спортом, руководствуясь не только определенными практическими целями - укрепить здоровье, установить рекорд и т.д. В значительной мере их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно наблюдать прекрасное и самим творить его.

Главная задача школьной программы - обучить школьников важности и необходимости самостоятельной организации занятий физической культурой для укрепления их здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма, так как систематические занятия физкультурой и регулярные сбалансированные физические нагрузки приносят исключительную пользу. Урок физкультуры состоит из нескольких частей: вводная - эмоциональный настрой и активация внимания; основная - обучение новым элементам, закрепление навыков в процессе тренировок, соревнований, эстафет; заключительная - снятие возбуждения от движения, переход к умеренной двигательной активности с помощью спокойных игр и упражнений. На данный момент спортивные праздники, соревнования, уроки физической культуры, организуются согласно ФГОС. Они предусматривают проведение образовательных уроков трёх типов - обучающие, познавательные и тренировочные. При этом нет каких-либо чётких правил в организации урока. Занятия в школах могут проводиться на улице, а также в спортивных залах. На площадках школьники соревнуются в спортивных играх - футболе, волейболе, баскетболе. Согласно рекомендациям ФГОС, средних нормативов оценивания детей не существует. Вместо них предусмотрено тестирование уровня индивидуального развития основных физических качеств учащихся. Однако, для оценки динамики индивидуальных достижений ребёнка и развития его двигательных навыков всё же предусмотрены контрольные показатели его подготовленности, в соответствии с которыми и проводится аттестация. Отдельно стоит остановиться на ребятах, освобожденных от физических нагрузок. Некоторые родители по разным причинам стремятся уберечь своё дите от любой физической активности, однако, такие ученики нуждаются в спорте больше, чем дети, не имеющие проблем со здоровьем. И всё же в определённых случаях получить освобождение от занятий необходимо. Бывает временное освобождение от нагрузок, а бывает и длительное, при котором учитель оценивает активность ребёнка на уроках, его знание теории (подготовка реферата, выполнение презентации, выступление с докладом по теме урока).

Из-за недостаточного финансирования и снабжения школ современным инвентарём и устаревших, неактуальных методик обучения, отсутствует возможность познакомить школьников с различными видами спорта на уроках физкультуры. Если бы учащимся были доступны коньки, теннисные ракетки, силовые и аэробные тренажёры, представление их спортивного видения значительно расширились. К тому же в расписании выделяется недостаточно времени на уроки физкультуры, что должно компенсироваться вовлеченностью учеников в пришкольные спортивные секции.

Для более качественных уроков и заинтересованности учащихся можно попробовать перегруппировать классы по интересам и способностям детей: пока одна подгруппа занята упражнениями на ковриках, другая - играет в спортивные игры и т.д. Также можно использовать на уроках современные электронные устройства (фитнес-трекеры) для оценки физического состояния ребёнка на уроке, чтобы понять, подготовлено ли его тело к нагрузке, безопасна ли она для него. Или, например, озвучить челендж: пройти за день 10 тысяч шагов, пробежать 3 км, прокачать пресс 70 раз и другие. Так дети будут приучаться следить за своей физической формой даже вне уроков физкультуры.

Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми с всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию. Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.

Школьные занятия физкультурой приобщают детей к ведению здорового образа жизни, формируют организаторские навыки, воспитывают характер, являясь при этом простым и доступным средством физического воспитания с широким диапазоном воздействия на организм в целом.

Список литературы

  1. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К.Бальсевич, В.А.Запоржанова. - Киев: Здоровье, 1987. -223 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 2124 «Педагогика и методика начального обучения/ Под ред. М.В.Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 246 с.
  3. Давыдова, С.В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С.В.Давыдова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016.
  4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.
  5. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - 322с.
  6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 c.
  7. Ягодин В.В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 114 с.