Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личностной ответственности как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является проектная технология.
В чём же суть проектного обучения? В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств.
Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом, при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - роль независимого консультанта; необходимо удерживаться от подсказок, но направлять в нужное русло. При использовании метода проектов существуют два результата. Первый - педагогический эффект от включения школьников в добывание знаний и их применение. Второй - реально полученный продукт (проект).
В целом, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
Базой для проектной деятельности в начальной школе могут стать проектные задачи. Под проектной имеется в виду задача, в процессе решения которой посредством системы или набора заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение нового, отсутствующего до этого в практике ребёнка результата («продукта»), и при решении которой происходит качественное изменение группы учащихся. Одной из основных характеристик проектной задачи является ее групповой характер.
Использование дидактических проектных задач в начальных классах не имеет целью получить кардинально новые результаты, руководствуясь этим, делаем вывод, о том, что открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден, чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор». Именно интеллектуальный поиск является главным компонентом проектной деятельности у учащихся начальной школы. Стадия мысленного решения задачи является основополагающей частью проектной деятельности младшего школьника.
Пример реализации технологии проектного обучения
Я использовала технологию проектного обучения в прошлом учебном году с учениками 4 класса на уроках литературного чтения. Ученик моего класса под моим руководством разработал и защитил проект «Заочная экскурсия по книге оренбургского писателя В.Моисеева «Степная крепость». Работа над проектом велась по этапам, определённым технологией проектного обучения.
Первый этап - разработка проектного задания.
В рабочей программе по этому предмету, в соответствии с ФГОС, есть темы, связанные с литературными произведениями местных авторов. Данные темы изучались на материале книги оренбургского писателя и журналиста В.Г.Моисеева «Степная крепость». Так как я стараюсь предоставить ребятам выбор в чтении литературы, то сначала я зачитала им аннотацию к новой книге оренбургского писателя и журналиста В.Г.Моисеева «Степная крепость». Многие ребята заинтересовались и захотели прочесть эту книгу. Через некоторое время был организован литературный диспут, где ребята делились впечатлениями о ней. Всё это проходило в рамках урока. Эта же тема была продолжена и на внеурочных занятиях по курсу «Моё Оренбуржье». Была организована встреча с автором книги. Тогда ребятам было предложено составить творческие проекты по этой книге. Были составлены викторины, кроссворды, написаны отзывы, сделаны иллюстрации. Один ученик решил разработать заочную экскурсию, посетить места, куда отправлялись путешественники во времени - дед и внуки, узнать больше об этих местах из других источников. Хотя автор проекта - один человек, но формирование творческой группы в помощь автору было необходимо. В эту группу ребята вошли по желанию и распределили обязанности по подготовке материалов к проектной работе. Вместе, под руководством учителя, попытались сформулировать вопросы, на которые нужно ответить, отобрали литературу. Дальше прошло обсуждение, в какой форме представить итоги проектной деятельности. Было решено составить презентацию, т.к. экскурсия предполагалась в заочной форме.
Я постаралась создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
На следующем этапе разработки самого проекта моя задача заключалась в консультации, координировании работы учащихся, стимулировании их поисковой деятельности.
Разработка проекта началась с определения цели проекта - разработки заочной экскурсии. Цель легко смог определить сам ученик.
Дальше пошла групповая работа по составлению плана деятельности, т.е. определению задач проекта.
Ребята выделили следующие задачи:
- узнать из различных источников о профессии экскурсовода;
- изучить технологию составления экскурсий;
- подобрать дополнительный материал об объектах экскурсии;
- разработать экскурсию по книге В.Моисеева «Степная крепость»;
- получить консультацию учителя;
- подготовить «портфель экскурсовода».
Я объяснила ребятам, что в исследовательской и проектной работе необходимо определить гипотезу, которую нужно проверить по окончанию работы. Гипотеза, которую определил ученик: «Я предполагаю, что участие в разработанной мной экскурсии вызовет у ребят интерес к истории родного края и к книге В.Г.Моисеева «Степная крепость», а также стремление больше узнать об истории Оренбуржья».
Также под моим руководством ребята подготовили теоретическую и практическую часть проекта.
При работе над теоретической частью учащиеся пересмотрели много справочной литературы и интернет-источников. Задания были распределены учителем и автором проекта. Одни искали определение экскурсий, другие - этапы подготовки экскурсии. Для наглядности ребята сделали «ленту времени».
В практической части проекта большая коллективная работа была проведена по подбору дополнительного материала. Ребята подобрали публикации в печати, использовали рассказ автора книги о работе над ней, экспозиции музеев; воспоминания участников и очевидцев исторических событий: журналиста Константина Артемьева и краеведа Коцарева Ивана Кузьмича.
При разработке самого продукта проекта - экскурсии -работа велась также по плану, который я предложила ребятам.
Была определена цель экскурсии - вызвать интерес к древнейшей истории родного края и желание прочитать книгу В.Моисеева «Степная крепость».
Был определён принцип отбора экскурсионных объектов. Экскурсионные объекты отбирались в соответствии с содержанием книги В.Моисеева.
Следующий этап работ над проектом - оформление результатов.
Отбор объектов ребята закончили составлением карточки (паспорта) на каждый из них.
Затем был составлен маршрут экскурсии. Маршрут показан на «Карте маршрута».
Дальше автор экскурсии написал текст экскурсии.
Так как эта экскурсия - заочная, была составлена презентация к тексту, в которой показаны экскурсионные объекты.
А также ребята узнали, что такое "Портфель экскурсовода" и составили его из наглядных пособий. В «портфель экскурсовода» вошли следующие наглядные пособия: книга В.Моисеева «Степная крепость»; «лента времени»; фотографии останков древних моллюсков - белемнитов; рисунки древних растений и животных, сделанные моими одноклассниками; фото каменных орудий труда, найденных на стоянках древних людей; модель фигурки сарматского оленя; фото золотых и бронзовых изделий, найденных в сарматских курганах. Сбор наглядных пособий - также групповая работа.
На этапе презентации состоялось проведение этой экскурсии в параллельных классах.
Также с данным проектом автор выступил на городском конкурсе проектов и исследовательских работ «Дебют», где занял 1 место.
Заключительный этап работы над проектом - рефлексия. Думаю, что победа на городском конкурсе - это и есть оценка нашей совместной с учениками работы над проектом. Далее автор планирует разработать анкеты, которые помогут выявить уровень заинтересованности данным материалом и проверить гипотезу, поставленную в начале работы.
Работа над проектом способствовала развитию творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняли именно ту деятельность, которая выбрана ими самими.
Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, формировании УУД.