В современном мире, в котором мы живем, происходят постоянные изменения - цифровой мир становится реальностью, а технологии стремительно развиваются.
В этих условиях проблема психологического здоровья педагога все более занимает важное место в числе самых прогрессивных мыслей.
В чем необходимость и значимость данной идеи (мысли)?
Необходимость и значимость состоит в том, чтобы не только обеспечить совершенствование и творческое обновление багажа знаний педагога по сохранению своего психологического здоровья, но и обратить внимание на формирование определенной политики государства и общества по охране здоровья педагогов, которые призваны обеспечить охрану здоровья школьников и полноценную подготовку ребенка к самостоятельной жизни.
Что же следует понимать под психологическим здоровьем педагога?
Психологическое здоровье - понятие условное, выделяющее только одну из составляющих здоровья человека, оно может быть разделено на индивидуальное и общественное. Не ставя прямой задачи подробного раскрытия приведенной классификации, укажем, что в самом узком плане данное понятие может быть представлено и как: эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности являющийся основным критерием успешности школьной и дошкольной психологической службы.
Учитывая, что сегодня все больше звучат призывы к применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, изменению отношения самих педагогов к своему здоровью. В связи с вышеизложенными призывами (требованиями) стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?
Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени могут способствовать ряд приоритетных направлений:
- актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности;
- изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога;
- работа, направленная на повышение стрессоустойчивости педагога, повышение его самооценки, уровня самовосприятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.
- овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации.
В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Кроме того, каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Данная программа должна включать следующие положения:
- активная позиция в профессиональной жизни, предусматривающая реализация себя в активной профессиональной среде;
- готовность к постоянному самоизменению;
- укрепление качеств, которые необходимы в современном обществе (укрепление ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
- создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
- поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;
- внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;
- способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;
- умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
- установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);
- владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;
- исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости
Использование педагогом рассмотренных направлений поможет сохранить хорошее самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит активно проявить себя в образовательном процессе.
Итак, требование времени и необходимость поддержания психологического здоровья педагога очевидна: Здоровье педагога - эффективность его профессиональной деятельности - психическое здоровье воспитанников. Это и есть один из перспективных подходов к решению социально значимой проблемы.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Список использованных источников
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / - СПб.: Питер, 2008.
- Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб.:Питер, 2005.
- Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М.Семенова, Е.П.Чеснокова; под ред. проф. Е.А.Панько. - Мозырь: Белый ветер, 2010.