Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда
не получим здорового поколения.
А.В.Луначарский
Все знают, что занятия спортом ведут к здоровому и правильному образу жизни. Хорошо, когда ребенок может заниматься спортом без вреда для здоровья и противопоказаний. Не все дети, которые учатся в школе, могут полноценно заниматься на уроках физкультуры, а некоторым необходимо создание специальных условий для физкультурных занятий.
ЛФК - это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнения заболевания. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованного и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного.
ЛФК играет существенную роль в формировании и коррекции развития ребенка.
Цели ЛФК:
- коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей;
- профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях;
- стабилизация функциональных систем организма;
- повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизни.
В целях обеспечения дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.
Специальные медицинские группы комплектуются по характеру заболевания:
- Заболевания сердечно-сосудистой системы
- Заболевания эндокринной системы
- Заболевания пищеварительной, эндокринной систем и нарушение обменных процессов
- Заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата
- Заболевания органов зрения и слуха
- Заболевания мочевыделительной системы
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма.
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе:
- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
- обучение комплексам упражнений, благоприятно воздействующим на состояние организма учащегося с учетом имеющегося у него заболевания;
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера.
Методы лечебной физкультуры:
- наглядные методы, обеспечивающие яркость, чувственность восприятия и двигательных ощущений;
- словесные методы, обращения к созданию, помогающие выполнению двигательных ощущений;
- практические методы, связанные с практической деятельностью, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
К примеру:
- общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут;
- скоростно-силовых качеств, силы мышц можно проводить при прыжке в длину с места;
- силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище);
- броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 с в максимальном темпе, прыжки через скакалку на двух ногах могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости;
- приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость и т.д.
В то же время, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ, регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5-2 мес.) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении.
При выставлении текущей отметки обучающимся - членам СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательными, не унижать достоинство ученика; использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Основной акцент при оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (его родителям), выставляется положительная отметка.